Методы анализа экономического потенциала организации
Под экономическим потенциалом понимают способность организации достигать результаты финансово-хозяйственной деятельности, определяемые уставом и другими учредительными документами, используя имеющиеся материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы. Выделяют две взаимосвязанные стороны экономического потенциала: имущественный потенциал и финансовый, которые рассматриваются в комплексе.
Комплексная оценка экономического потенциала хозяйствующего субъекта представляет собой обобщающую информацию о состоянии экономики одной организации или нескольких. Метод комплексной оценки состоит в использовании системы показателей с целью выявления количественных и качественных отличий от базы сравнения или друг от друга. Комплексная оценка характеризуется значением одного показателя, синтезирующего те или иные стороны финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования, полученного путем математической обработки выбранной системы частных показателей.
Для комплексной оценки экономического потенциала организации используются следующие подходы.
Традиционные подходы:
а) финансовые - они основываются на том, что финансовое положение организации является важнейшей характеристикой ее деятельности. Для финансового анализа используются сведения бухгалтерской финансовой отчетности;
б) подходы профессиональных оценщиков – они используются при различных сделках, купле-продаже предприятий для определения цены, стоимости пакетов акций, имущества и в других случаях.
Новые подходы – это методики комплексного анализа и оценки бизнеса, которые сочетают анализ финансового состояния и финансовых результатов с оценками стратегических возможностей и перспектив, используют основные положения и инструменты современной теории финансов в приложении к оценке активов организации.
Большинство методик комплексного анализа позволяют в конечном итоге получить некоторый показатель, позволяющий ранжировать организации в порядке изменения их финансового положения. В результате подобных исследований получают классификацию предприятий по их рейтингу.
При построении итоговой рейтинговой оценки используются данные о производственном потенциале организации, рентабельности продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и т.п. Например, методика А.Д. Шеремета и Р.С. Сейфуллина базируется на построении системы четырех групп показателей с использованием следующих различных алгоритмов (см. таблицу 4.3):
- показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;
- показатели оценки эффективности управления;
- показатели оценки деловой активности;
- показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости.
Таблица 4.3 – Система исходных показателей для рейтинговой оценки предприятий-эмитентов
Наименование группы показателей | Экономическое содержание показателя |
Первая группа – показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности организации | Общая рентабельность организации – прибыль от продаж на один рубль активов |
Чистая рентабельность организации – чистая прибыль на один рубль активов | |
Рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на один рубль собственного капитала | |
Рентабельность производственных активов – прибыль от продаж на один рубль стоимости основных средств и оборотных активов в товарно-материальных ценностях | |
Вторая группа – показатели оценки эффективности управления | Чистая прибыль на один рубль объема продаж |
Прибыль от продаж на один рубль объема продаж | |
Прибыль до налогообложения на один рубль объема продаж | |
Валовая прибыль на один рубль объема продаж | |
Третья группа – показатели оценки деловой активности | Отдача всех активов – выручка от продаж на один рубль активов |
Отдача основных средств – выручка от продаж на один рубль стоимости основных средств | |
Оборачиваемость оборотных средств – выручка от продаж на один рубль стоимости оборотных средств | |
Оборачиваемость запасов – выручка от продаж на один рубль стоимости запасов | |
Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от продаж на один рубль дебиторской задолженности | |
Оборачиваемость наиболее ликвидных активов – выручка от продаж на один рубль наиболее ликвидных активов | |
Отдача собственного капитала – выручка от продаж на один рубль собственного капитала | |
Четвертая группа – показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости | Коэффициент покрытия – оборотные средства на один рубль срочных обязательств |
Коэффициент критической ликвидности – наиболее ликвидные и быстрореализуемые активы на один рубль срочных обязательств | |
Индекс постоянного актива – основные средства и прочие внеоборотные активы к собственным средствам | |
Коэффициент автономии – собственные средства на один рубль валюты баланса | |
Обеспеченность собственными оборотными средствами – собственные оборотные средства на один рубль запасов |
Расчет итогового показателя рейтинговой оценки, согласно данной методике, основан на использовании финансово-экономических показателей, отраженных в таблице 4.3. Количество коэффициентов может быть меньше либо больше в зависимости от поставленной задачи исследования. Для сравнения могут использоваться несколько однородных организаций за определенные отчетные периоды времени. Расчеты, перечисленных в таблице коэффициентов, осуществляются по данным публичной отчетности, что свидетельствует о доступности сведений.
Рассмотрим два типа алгоритмов получения рейтинговой оценки.
n
1. Расчет рейтингового числа j- го предприятия Rj по мультипликативной модели:
n m n
Rj = ∑ Ki * Xij
I = 1
Где, Xij - i – ый показатель j- го предприятия,
i – порядковый номер показателя (i = 1÷m),
Ki – весовой коэффициент i - го показателя, который назначается путем экспертной оценки, обычно он равен 1 или 2.
При данной системе расчета наивысший ранг в рейтинге получает организация, имеющая наибольшее рейтинговое число.
n
2. Расчет рейтингового числа Rj по кратной модели:
n
Rj = ∑ Xij / m Xi min
Где, Xi min – минимальное нормативное значение i- го показателя
При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге получает организация, имеющая наибольшее рейтинговое число. Организация, имеющая рейтинговое число менее единицы, относится к категории, имеющей неудовлетворительное финансовое состояние.
Методика комплексной рейтинговой оценки организаций включает следующие этапы:
- сбор и аналитическая обработка исходной информации за исследуемый период времени;
- выбор и обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки;
- расчет итогового показателя рейтинговой оценки по каждой исследуемой организации и классификация их по рейтингу.
Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организаций может осуществляться матричными методами, в которых используются специальные правила и приемы для расчета и оценки интегрального показателя. Необходимым условием матричного метода является использование показателей, имеющих одинаковую направленность (все коэффициенты на увеличение, либо на уменьшение). Если имеются разнонаправленные показатели, то их приводят к одинаковой направленности путем ввода обратных чисел. Например, коэффициент соотношения заемных и собственных средств и коэффициент автономии имеют разную направленность: рост первого коэффициента ведет к снижению финансовой устойчивости, а рост второго – к повышению финансовой устойчивости. В этом случае в матрице используется обратная величина одного из коэффициентов.
При расчетах матричным методом могут использоваться несколько алгоритмов: метод сумм, метод балльной оценки и метод расстояний. При использовании метода сумм все расчетные значения показателей, имеющих одинаковую направленность, суммируются по каждой организации. При балльном методе суммируются баллы, которые присваиваются каждому рассматриваемому показателю. При методе расстояний определяется расстояние от точки эталона до конкретных значений показателей оцениваемых объектов.
Рассмотрим оценку деятельности трех организаций под условными названиями А, В и С методом сумм (см. таблицу 4.4).
Таблица 4.4 - Рейтинговая оценка деятельности трех организаций за отчетный период методом сумм
Наименование показателя | Организация | ||
А | В | С | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,12 | 0,21 | 0,07 |
Коэффициент критической ликвидности | 0,56 | 0,89 | 0,47 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,17 | 1,53 | 1,02 |
Коэффициент автономии | 0,48 | 0,58 | 0,51 |
Коэффициент финансовой независимости | 0,62 | 0,86 | 0,59 |
Коэффициент рентабельности продаж | 0,18 | 0,19 | 0,16 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала | 0,11 | 0,17 | 0,08 |
Комплексный показатель, полученный путем суммирования | 3,24 | 4,43 | 2,9 |
Рейтинг организаций |
Сведения, отраженные в таблице 4.4, свидетельствуют, что организация В занимает в рейтинге первое место, имея наиболее высокие значения коэффициентов, характеризующих уровень общей финансовой устойчивости, текущей платежеспособности, а также рентабельности активов и продаж. На втором месте организация А, на третьем – организация С.
Таким образом, использование методов рейтинговой оценки позволяет получить путем сравнения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности итоговую рейтинговую оценку по каждому объекту исследования.