Классификация публичных услуг
Одна из самых распространенных классификаций публичных услуг — это классификация в зависимости от области, в которой происходит их реализация. В рамках указанной классификации выделяют медицинские, образовательные, коммунальные, информационные, финансовые и другие услуги.
Также предлагается несколько возможных подходов к определению видов публичных услуг, в основу одного из них положен принцип их востребованности [3]. К такому виду услуг относятся: необходимые услуги (к ним можно отнести бытовые, финансовые, коммунальные); законные (они обязательны для субъектов, предоставляющих услуги, например, услуги, связанные с предоставлением земельных участков из публичной собственности, регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, постановкой объектов недвижимости на государственный кадастровый учет); реализуемые (реальные) услуги (Рисунок 1).
Рисунок 1- Виды публичных услуг
На сегодняшний день не существует единой классификации публичных услуг, поскольку отсутствуют теоретические разработки по определению их характеристик. Однако публичные услуги — это та правовая категория, которая реально существует, обладает устойчивыми признаками и требует определенной систематизации.
Прежде чем определить виды публичных услуг, необходимо выделить специфические черты указанной правовой категории. Исследования совокупности публичных услуг позволяют выделить следующие их отличительные признаки [4]:
· публичные услуги направлены на удовлетворение общественных интересов (обеспечение общественной безопасности, экономических интересов, конституционного строя и т. д.);
· порядок оказания публичных услуг осуществляется путем государственно-правового регулирования;
· для предоставления публичных услуг разрабатываются и внедряются стандарты их оказания;
· публичные услуги предоставляются специально уполномоченными на то органами и учреждениями неограниченному кругу субъектов.
Рисунок 2 – Классификация публичных услуг по субъектам и источнику финансирования
С учетом данных признаков можно определить виды публичных услуг. В первую очередь публичные услуги можно классифицировать с учетом предоставляющих их субъектов (Рисунок 2):
· услуги, предоставляемые органами государственной власти (государственные услуги);
· услуги, предоставляемые органами местного самоуправления (муниципальные услуги);
· услуги негосударственного сектора (предоставляются и оказываются коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) или общественными организациями).
По субъектам, получающим услуги, следует различать:
· услуги, направленные на удовлетворение интересов физических лиц
(коммунальные услуги, бытовые услуги, социальные услуги);
· услуги, направленные на удовлетворение интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача лицензий и т. п.);
· услуги, направленные на удовлетворение интересов как физических, так и юридических лиц (регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровый учет объектов недвижимого имущества и иные).
Важным с экономической точки зрения является такой признак публичных услуг, как источник их финансирования, поскольку все публичные услуги имеют определенную стоимость. В связи с этим традиционно выделяют услуги, которые являются платными для получателя, и бесплатные услуги.
Следующая классификация имеет большое значение при составлении реестров государственных и муниципальных услуг, и, соответственно, представляет наибольший практический интерес[5]. В соответствии с ней публичные услуги можно разделить на виды в зависимости от области их предоставления (Рисунок 3):
· Услуги в области землепользования. К ним можно отнести услуги по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности, по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, по регистрации прав на земельные участки.
Рисунок 3 - Классификация публичных услуг в зависимости от области их предоставления
· Услуги в области природопользования, например, государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и др.
· Услуги в области предпринимательской деятельности, к примеру, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.
· Услуги в области социальных отношений (социальные услуги).В зависимости от назначения социальные услуги, в свою очередь, могутподразделяться на следующие виды: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-медицинские, направленные на поддержаниеи улучшение здоровья граждан; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня граждан; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Таким образом, исследование правовой природы и отличительных признаков публичных услуг позволяет классифицировать их по нескольким отмеченным критериям.