Признание гражданина недееспособным: основания, порядок и правовые последствия

20. Ограничение дееспособности гражданина: основания, порядок, правовые последствия. )

Влияние различных обстоятельств на дееспособность. Лица, до­стигшие 18 лет, а также несовершеннолетние супруги и эмансипи­рованные обладают гражданской дееспособностью в полном объе­ме. На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы. Способности гражданина к волевым осоз­нанным действиям могут быть подвержены изменениям, а то и вовсе не возникнуть либо быть утрачены вследствие заболева­ния, ведения расточительного образа жизни, злоупотребления ал­когольными или наркотическими веществами, а также несостоя­тельности. Целям защиты имущественных и личных интересов как самого гражданина, так и его семьи служит признание гражда­нина недееспособным либо ограниченно дееспособным, причем как то, так и другое может быть только по суду и лишь при нали­чии предусмотренных законом условий.

Осуществление гражданских прав и обязанностей предполага­ет нормальное психическое здоровье гражданина. Если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значе­ния своих действий и (или) руководить ими, он может быть при­знан судом недееспособным (ст. 29 ГК). Наличие душевной болез­ни или слабоумия устанавливается судебно-психиатрической экс­пертизой, назначаемой судом. Однако сам факт психического расстройства, даже подтвержденный экспертизой, недостаточен для признания гражданина недееспособным. Суд должен устано­вить, что имеющееся психическое расстройство оказывает на граж­данина такое воздействие, что он не может понимать значения со­вершаемых им действий и (или) руководить ими. При этом такое проявление должно выражаться именно в имущественной сфере, например при потере имущества, необоснованных покупках и т.п. Если психическое расстройство отразилось исключительно на не­способности гражданина к оценке иных (неимущественных) явле­ний окружающей действительности, например боязнь замкнутого пространства либо боязнь огня,лептомания и т.п., то оснований для признания гражданина недееспособным не имеется.

Факт недееспособности гражданина подтверждается исключи­тельно состоявшимся судебным решением, никакого другого до­кумента, отметки в паспорте или иной общедоступной информа­ции о недееспособности закон не предусматривает. Решение суда служит основанием для учреждения опеки над гражданином, при­знанным недееспособным. Назначают опекуна органы опеки и попечительства. Недееспособный гражданин не может нести от­ветственность за свои действия, не вправе совершать вообще ни­каких сделок, включая мелкие бытовые; все сделки от его имени совершает его опекун, он же несет и ответственность за действия недееспособного. Закон устанавливает, что все сделки, совершае­мые лицом, признанным судом недееспособным, недействитель­ны (ст. 171 ГК). Однако может оказаться, что совершенная недее­способным сделка не содержит никакой угрозы его интересам, а напротив, направлена к выгоде недееспособного. Но и в таком случае недостаточно, чтобы опекун одобрил сделку, поскольку по­следующее одобрение не может восполнить установленную судеб­ным актом недееспособность. Необходимо признать совершенную недееспособным сделку действительной, т.е. придать ей юридическую силу. По иску опекуна сделка, совершенная недееспособ­ным, может быть признана судом действительной, если она совер­шена к его выгоде (п. 2 ст. 171 ГК).

Признание гражданина недееспособным происходит вследст­вие наличия обстоятельства (болезни), которое впоследствии мо­жет отпасть. Например, психическое состояние лица улучшилось настолько, что он вполне в состоянии руководить своими дейст­виями и нести ответственность. В этих случаях суд выносит реше­ние о признании гражданина дееспособным, установленная над ним опека отменяется (п. 3 ст. 29 ГК).

Злоупотребление гражданином спиртным или наркотиками са­мо по себе свидетельствует о необходимости вмешательства в его действия со стороны государства, однако гражданское право не преследует цели излечения лиц от алкоголизма или наркомании, равно как и цели наказать их за подобные злоупотребления. Граж­данско-правовое вмешательство государства в подобные ситуации возможно лишь при условии, что гражданин указанными действия­ми ставит в тяжелое материальное положение свою семью, т.е. ве­дет расточительный образ жизни. Таким образом, ограничение дее­способности в указанных случаях направлено на защиту имуще­ственных интересов членов семьи. К числу членов семьи в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. № 4 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупот­ребляющих спиртными напитками или наркотическими вещества­ми»1 (в редакции постановления Пленума от 25 октября 1996 г. № 10) относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают совместно с алкоголиком или наркоманом и ведут с ним общее хо­зяйство. Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущест­во, можно ставить вопрос о его лечении, но оснований для огра­ничения его дееспособности нет. В результате ограничения дее­способности устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица — попечителя — за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, гражданином, ограниченным судом в дееспособности. В от­личие от признания лица недееспособным при ограничении дее­способности гражданин вправе сам совершать все сделки при ус­ловии, что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не испрашивая согласия, — мелкие бытовые сделки.

Российское законодательство исходит из необходимости огра­ничения дееспособности вследствие расточительности лишь тогда, когда она сопряжена со злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако практика показывает необходимость вмешательства со стороны государства и в иных случаях проявления расточительности: поставить в тяжелое мате­риальное положение свою семью можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, и коллекционированием и т.п. Кроме того, расточительность ока­зывает пагубное воздействие не только на членов семьи, но и на самого гражданина, ведущего подобный образ жизни. Дореволю­ционное русское гражданское право не выделяло пьянство, когда человек подвергает себя и свое семейство опасности впасть в со­стояние крайней нужды, в качестве самостоятельного основания ограничения дееспособности. Применялось более общее основа­ние, которым охватывалось и злоупотребление спиртными напит­ками, — расточительность1. В настоящее же время перечень осно­ваний ограничения дееспособности граждан вследствие расточи­тельности определен в законе исчерпывающим образом.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о пре­кращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, в связи с чем ему может быть доверено самостоятельное распоряжение имуществом и денежны­ми средствами, суд отменяет ограничение дееспособности.

Гражданский кодекс пока предусматривает признание гражда­нина банкротом лишь тогда, когда он является индивидуальным предпринимателем. В то же время вопросы признания несостоя­тельным гражданина, как осуществляющего, так и не осуществля­ющего предпринимательскую деятельность, становятся все более актуальными. Граждане являются собственниками квартир, жи­лых домов, дач, автомобилей, дорогой бытовой техники, что не предполагает признание их предпринимателями, однако налагает на граждан определенные обязанности по их содержанию, уплате

обязательных платежей и несению ответственности. Может ока­заться, что гражданин не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов, а следовательно, необходимо признать его не­состоятельным. Именно поэтому Федеральный закон «О несосто­ятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. предусмотрел осно­вания и порядок признания банкротом гражданина, не являюще­гося индивидуальным предпринимателем, а также особенности банкротства как индивидуального предпринимателя, так и кресть­янского (фермерского) хозяйства1.

Несостоятельность свидетельствует о таком расстройстве дел гражданина, когда он самостоятельно не может рассчитаться с долгами и для разрешения указанной ситуации необходимо вме­шательство со стороны государства. Ограничение дееспособности проявляется в том, что арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе назначить арбитражного управляющего, т.е. отстранить самого гражданина от управления собственным иму­ществом, объявить совершенные в течение одного года сделки гражданина по отчуждению его имущества ничтожными, а также принять решение о распределении имущества гражданина среди его кредиторов для погашения долгов. Поскольку положения о несостоятельности предусмотрены законом, то требование ст. 22 ГК о недопустимости ограничения дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом, соблюдено. Таким образом, несостоятельность гражданина, не являющегося индиви­дуальным предпринимателем, служит еще одним основанием ог­раничения дееспособности граждан, которое пока не предусмот­рено ГК2.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обя­занность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества (ст. 3 Закона о банкротстве).

Одновременно с принятием заявления кредиторов о призна­нии гражданина банкротом арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина (ст. 157 Закона о банкротстве), кроме иму­щества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным

законодательством РФ не может быть обращено взыскание. Граж­данин отвечает всем принадлежащим ему имуществом, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В ст. 24 ГК указанное правило названо пределом ответственности гражданина по своим обязательствам. Арбитражный суд может ос­вободить имущество гражданина (часть его имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспе­чения исполнения обязательств гражданина третьими лицами. Сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за один год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными (ст. 156 Закона о банк­ротстве). При наличии сведений об открытии наследства арбит­ражный суд вправе приостановить производство по делу о банк­ротстве гражданина до решения вопроса о судьбе наследства в ус­тановленном федеральным законом порядке.

Если в установленный законом срок гражданин не представил доказательств удовлетворения требований кредиторов и в указан­ный срок не заключено мировое соглашение, суд принимает реше­ние о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсно­го производства.

Решение суда о признании гражданина банкротом и об откры­тии конкурсного производства, а также исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество гражда­нина, кроме имущества, не включаемого в конкурсную массу. При необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина ар­битражный суд назначает для указанных целей конкурсного уп­равляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом слу­чае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим.

Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, уста­новленной п. 3 ст. 25 ГК и ст. 161 Закона о банкротстве. Требова­ния каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетво­рения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств в депозите арбитражного суда они распределя­ются между кредиторами соответствующей очереди пропорцио­нально суммам их требований.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, при­знанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процеду­ры банкротства, за исключением требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов, а также иных требований личного характера, не погашенных в порядке исполнения решения суда (п. 4 ст. 25 ГК, ст. 162 Закона о банк­ротстве). Освобождение от долгов является важнейшей частью института несостоятельности, поскольку гражданин, пройдя про­цедуру банкротства, вновь становится полноправным членом об­щества, никаких ограничений его дееспособности более не суще­ствует. Если же в течение пяти лет гражданин повторно признает­ся банкротом, то он не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

В отличие от несостоятельности индивидуального предприни­мателя, банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства свя­зано с несостоятельностью не его главы, а самого хозяйства. Поэ­тому закон предусматривает обязательность внешнего управления (ст. 171 Закона о банкротстве). Внешним управляющим может быть назначено и лицо, и не имеющее лицензии арбитражного уп­равляющего. Деятельность управляющего направлена в том числе и на сохранение выращенного урожая, поэтому его деятельность, как правило, вводится на срок, необходимый для завершения сельскохозяйственных работ с учетом времени на реализацию сельскохозяйственной продукции. В конкурсную массу крестьян­ского хозяйства включается только имущество, находящееся в об­щей собственности хозяйства, включая недвижимость, орудия, инвентарь. Кроме того, предусмотрены особенности реализации имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, недвижи­мое имущество, а также имущественные права в отношении не­движимого имущества, входящие в конкурсную массу, могут быть проданы только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.

Патронаж (ст.41) – специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои прав и исполнять свои обязанности (больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.д.). Орган ОиП может назначить ему помощника, который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

Наши рекомендации