Основания и порядок ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным

Для несовершеннолетних – при наличииоснований и заявления в суде от родителей, усыновителей или попечителей можноограничить право распоряжаться своим доходом, если он не приобрел ранееполной дееспособности - неразумное расходование своей стипендии, заработка,пьет и колется. Если достиг полной дееспособности по браку в 16 лет и бракпризнали незаконным, то идет откат к частичной дееспособности. Ограничитьдееспособного совершеннолетнего можно только в судебном порядке и только водном случае – если он вследствие злоупотребления алкоголем и наркотой ставитсвою семью в тяжелое материальное положение. Ограничение состоит в том, чтооно касается права получать и распоряжаться заработком, пенсией и инымидоходами и совершать сделки кроме мелких бытовых. Это действия онМожет совершать только с согласия попечителя. Но имущественную отвественностьпо совершенным им сделкам несет сам. В случае прекращения существованияоснования ограничения дееспособности объем дееспсобности восстанавливается всудебном порядке.

12 Место жительства гражданина. индивидуализирующим признаком является его место жительства (ст. 20 ГК). Исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие гражданско-правовые действия совершаются в месте жительства гражданина. Наряду с именем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т.е. тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время. Например, гражданин проживает в Петергофе, ездит на работу в Санкт-Петербург, где у него также имеется жилье, а в летнее время живет на даче в Токсово. Исходя из времени преимущественного пребывания, вероятнее всего его местом жительства будет признан Петергоф. Не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон не связывает с ними определение места жительства гражданина. Особо следует подчеркнуть, что прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Так, если гражданин прописан в Москве, а проживает преимущественно в Саратове, то его местом жительства будет признан Саратов.Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением, установленным в законе, является определение места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК)В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желанияпокинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах"^ от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определения нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора места жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т. п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.

13 Признание гражданина безвестно отсутствующим.Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. Согласно ст42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц судом признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания. Признать гражданина безвестно отсутствующим - это значит, что в данный момент гражданина здесь нет и неизвестна причина отсутствия и нет сведений о его местонахождении. Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - с 1 января следующего года.

14 Объявление гражданина умершим ст45 - это презюмирование его фактической смерти, но не утверждение ее. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, установлен сокращенный срок в шесть месяцев, по истечении которого гражданин может быть объявлен умершим. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, относятся стихийные бедствия - наводнения, землетрясения и другие, Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

15 Опека и попечительство ст 31.Опека и попечительство применяются для защиты интересов несовершеннолетних, которые по определенным причинам остались без родителей, а также лиц ограниченной дееспособности, лиц лишенных дееспособности, которые страдают определенными заболеваниями и не могут осуществлять свои права и обязанности. Не могут быть опекунами или попечителями: Лица не достигшие 18 лет. Лица признанные судом не дееспособными или ограниченно-дееспособными. Лица лишенные судом родительских прав. Лица которые ранее были усыновителями, и это усыновление было отменено. Опека устанавливается над следующими категориями граждан. Над малолетними(до 14 лет), Над лицами признанными абсолютно недееспособными. Попечительство устанавливается над лицами до 14 лет ограниченно-дееспособными вследствие, алкогольной, наркотической зависимости. Опека прекращается в следующих случаях: - по достижении малолетним 14 лет, - в случае отмены решения суда о признании гражданина абсолютно не дееспособным. Попечительство прекращается - при достижении несовершеннолетним 18 лет, - при вступлении в брак, - в случае отмены решения суда поограничении дееспособности. Органы оп и поп это орг.испонительной власти субъектов РФ.суд обзан сообщить в течение 3 дней в орг опеки о признании гр недееспособным

16 Понятие и признаки юридического лица ст 48 (правоспособность, дееспособность и органы юридического лица).Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Признаки юридического лица.1. Организационное единство. Юр. лицо должно иметь единую организационную структуру, то есть внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юр. лица и их подчиненность единому руководящему органу.2. Имущественная обособленность. Выражается в наличии у юридического лица имущества, отделенного от имущества других юридических лиц, граждан.3. Имущественная ответственность. Юр. лицо отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, на которое по законодательству можно обратить взыскание. Правоспособность юридического лица - это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть с момента его регистрации. Дееспособность юридического лица означает его возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности. Дееспособность юридических лиц возникает и прекращается одновременно с гражданской правоспособностью. Органы юридического лица - это структурные подразделения, которые формируют волю юридического лица и выступают от имени юридического лица перед другими субъектами.

17.1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. РегистрацияПорядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За государственную регистрацию ЮЛ оплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей, а за гос. регистрацию ИП — 800 руб, в соответствии с законодательством о налогах и сборах .Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании;руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц(при необходимости) соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

18 Порядок образования и прекращение деятельности юридического лица.Распорядительный порядок. Он характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. Таким способом создаются государственные юридические лица. Разрешительный порядок. В отличие от распорядительного инициатива исходит не от государственного органа, а от учредителей, а компетентный орган лишь проверяет законность и целесообразность создания данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение либо отказывает в нем. Нормативно-явочный порядок. Для образования юридического лица этим способом не требуется согласия каких-либо третьих лиц или какого-то специального разрешения государства. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) - это преобразование юридического лица без прекращения деятельности в соответствии с действующим законодательством. Ликвидация - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Прекращение деятельности юридического лица может быть осуществлено как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечении срока и тех целей, ради которых оно создано.

19 Виды юридических лиц. Наименование юридического лица, производственная марка, товарный знак и место нахождения .Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Наименование юридического лица должно быть согласовано и зарегистрировано. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Производственная марка - это индивидуализация продукции предприятия. Производственная марка содержит: наименование предприятия; его местонахождение; указание на вышестоящую организацию (если она есть); сорт; стандарт и т.д. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, которые способствуют соответственно отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг других юридических лиц или граждан. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Конкретное местонахождение юридического лица (адрес) указывается в его учредительных документах. Юридический адрес - это, по существу, указание населенного пункта, в котором располагается постоянно действующий орган юридического лица.

Наши рекомендации