Основные этапы развития финансовой системы РФ
Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется, во-первых, непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически финансы не оказывали воздействия на экономику. Во-вторых, узостью финансовой системы, состоящей из одного звена - бюджетного и ограниченного количества финансовых отношений. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.
В начале 1989-1991 г. второй этап - настоящее время. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.
В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней: Федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов. Внебюджетные фонды РФ были образованы также в 1991 г. Они имеют строго целевое назначение, наименование фонда отражает направление использования средств. Денежно-кредитная система РФ раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы.
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Экономическое содержание и значение налогов.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех доходов гос-ва).
В отличие от налога сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.
К элементам налога относятся: Налогоплательщик илисубъект налога – организации или физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Объект налога – это то, что облагается налогом. Объектом налога могут быть доходы, в т.ч. прибыль; имущество; операции по реализации товаров; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Это общая сумма доходов гражданина, с которых он обязан заплатить налог. 4. Налоговая ставка– это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 5. Налоговой период – календарный год или иной период, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
6.Налоговая льгота- уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. 7. Порядок исчисления. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных НК РФ, эта обязанность может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Налоги классифицируются по ряду признаков. В зависимости от субъекта уплаты разделяют налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту обложения налоги разделяются на налоги на имущество, доходы; капитал; налоги на товары, работы, услуги. Налоги на имущество, доходы, капитал относят к прямым налогам, а налоги с оборота и реализации товаров, работ и услуг – к косвенным налогам. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на наследство и дарение. Косвенныеналоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж.
Исходя из федерального устройства РФ, система налогов представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организации; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую.
Фискальная функция состоит в том, что налоги обеспечивают формирование доходных источников бюджетов всех уровней.
Регулирующаяая функция заключается в том, что государство, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов у организаций и домохозяйств, воздействует на экономическое поведение налогоплательщиков, стимулируя экономический рост, экономическую и социальную стабильность.