Финансовый механизм в рыночной экономике

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

В структуру финансового механизма входят: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод - способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и другие правовые документы. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.

Финансовый механизм предприятий - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения на предприятии. Финансовый механизм этих отношений включает в себя: зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; эффективного ведения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетом; эффективность использования средств на реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели.

34. Бюджет государства: экономическое содержание и значение. Первоначальное знач. англ. слова «бюджет» - кошелёк. В кошелёк складываются доходы и используются затем как расходы.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Доходы и расходы бюджетов регламентируются законодательно на основании БК РФ, а также зак-ва о налогах и сборах и т.д.

Выделяют бюджеты домохозяйств, бюджеты фирм (организаций) и бюджет государства.

Бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается законодательно.

Бюджетные отношения как составная часть финансовых отношений осуществляются: между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании и использовании бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также бюджетов государственных внебюджетнах фондов; между отдельными бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Являясь составной частью финансовых отношений, бюджетные отношения выполняют те же функции, что и финансы. Между исследователями существуют непринципиальные разногласия по поводу функций финансов и бюджета. Одни выделяют распределительную и контрольную функции. Другие - регулирующую, распределительную и контрольную функции. Третьи - функции формирования и использования денежных средств. Представляется в большей степени обоснованной позиция авторов, которые выделяют распределительную и контрольную функцию. По существу эта позиция не противоречит другим точкам зрения, так как распределение и перераспределение денежных средств государством является по своей сути бюджетным регулированием. В то же время распределительная функция, на наш взгляд, включает в себя формирование и использование денежных средств.

35. Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Социально значимые функции ПФР: назначение и выплата пенсий; учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы и пр. До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В декабре 2013 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии. В соответствии с законом «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.
Документом устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет. Согласно закону "О накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии - сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

36.Финансы в системе денежных отношений.Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. И, наоборот, в условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Наши рекомендации