Система сбалансированных показателей логистики

Для поддержания высокой конкурентоспособности деятельности логистика предприятия должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

Основные комплексные показатели результативности логистической деятельности:

- показатели общих логистических затрат, состоят из затрат на выполн. лог-их операций, затрат на управл. рисками в лог-ой системе и затрат на лог-ое администр-ние.

- показатели качества логистического сервиса – это полнота выполнения заказа, число возвратов товаров, сохранность поставляемой партии, продолжительность логистических циклов и др. Общий показатель, на основании которого можно оценить качество логистического сервиса – процент «совершенных» заказов.

- показатели производительности - это объем лог-ой работы, выполненной технич. средствами, оборудованием, персоналом в единицу измерения (время, ресурс). Как правило используются показатели частичной производ-ти. Ч. П.– отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использ-го ресурса, а именно:

· производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;

· производительность труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;

· производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала;

· энергетическая производительность: число доставок на литр топлива; добавленная стоимость на каждую денежную единицу, затраченную на единицу энергии.

Критерии Статические Динамические
Абсолютные Среднегодовая прибыль Чистая приведенная стоимость
Относительные Бухгалт. норма прибыли Доходность инвестиц.;Внутр. рентаб-ть
Временные Срок окупаемости Срок приведенной окупаемости

- показатели эффективности инвестиций в логистическую инфраструктуру.

Все эти показатели лежат в основе сбалансированной системы показателей.

Все показатели делятся на косвенные и прямые, абсолютные и относительные.

Косвенныечасто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финанс. показатели легко определяются, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния лог-ой системы. Но при этом они имеют недостатки: они отражают прошлые результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемовне показывают конкретные проблемы и способы их устранения.

Прямыепоказатели больше подходят для анализа причин сложивш. ситуац. и поиска управленческих решений. К ним относят: вес доставл. грузов, расстояние перевозки груза, кол-во невыполненных заявок, кол-во нарушений условий поставки и т.п.

Абсолютныепоказатели включают единичные(например, объем сбыта или наличия) и суммарные(показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели.

Относительныепоказатели делятся на удельные(отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные(соотношения друг с другом разных величин), индексы(соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

Все вышепереч. лог-ие показат. Объедин. в сбалансир. сис. показателей логистики.

Концепция сбалансированной системы показателей(ССП). Идея ССП заключается в том, чтобы выразить стратегию через определенный формат, объединяющий весьма ограниченный набор параметров, характеризующих четыре перспективы деятельности: финансовой, клиентской, внутренних процессов, а также обучения и развития.

Важную роль в реализации сбалансированной системы показателей играют ключевые показатели эффективности (KPI - Key Performance Indicator). KPI выделяются из общего множества расчетно-оценочных показателей тем, что они соответствуют стратегии организации, адекватно отражают степень эффективности операционных и функциональных (обслуживающих) процессов в совокупности.

Другие показатели

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели:

· для закупочной логистики – затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, кол-во постоянных поставщиков, надежн. поставщика, условия оплаты поставок, кач-во поставляемой продукции и др.;

· для транспортной логистики – надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, кол-во повреждений, время на погрузку и разгрузку, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;

· для логистики складирования – оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Наши рекомендации