Социальная защита безработных
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.
Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:
1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;
2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.
По положениям приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета» средства направляются, в частности, на:
— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
— организацию общественных работ;
— выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;
— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др.
Служба занятости выполняет следующие функции:
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
11. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
12. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
13. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
14. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения .
Основные услуги оказываемые службой занятости:
а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы.
б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение безработных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. Но социальное страхование не может оказывать влияния на сам ход его развития, на общее состояние занятости.
Сущность страхования
Страхование - совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых участниками его создания с централизацией его в организациях, осуществляющих проведение страховых операций и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование в случае наступления заранее оговоренных случайных событий.
Классификация страхования:
1) По целям и задачам страховой деятельности:
- коммерческое страхование - связывает первичное, или прямое, страхование, сострахование и перестрахование;
- некоммерческое (социальное страхование, обязательное медицинское страхование и др.).
2) По степеням защиты и охраны трудящихся выделяют страхование: от отраслевого риска, от риска предприятия и индивидуального риска (за счет собственных средств граждан).
3) По отраслям страхования различают:
- страхование личное - страхование, основу отношений в котором составляют случаи в жизнедеятельности физических лиц (страхование жизни, здоровья, человека);
- имущественное страхование (объект страхования - материальные ценности, капитал; страхование от вероятных потерь дохода и непредвиденных затрат);
- страхование гражданской ответственности (предмет страхования - возможные обстоятельства страховате-ля по возмещению убытка перед третьими лицами на основе договора) - гражданской ответственности автовладельцев, предприятий – источников повышенной опасности, ответственности работодателя перед нанимаемыми работниками и т.д.
4) По объему страховой ответственности:
- обязательное (страхование пассажиров, сотрудников милиции, военнослужащих, космонавтов и др.);
- добровольное (осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком).
5) По классу страхования выделяют: страхование огневое, транспортное, инженерное.
6) По форме организации страхового дела страхование бывает: групповым и индивидуальным.
7) По направлению страховых интересов бывает страхование, направленное на запросы семьи, и страхование предпринимательских систем (рисков) - неполучения дохода, уменьшения рентабельности предприятия, формирования убытков от простоев оборудования.