Лекция 4Анализ как система поиска резервов производства

Лекция 1

План лекции:

1. Понятие, задачи эк. анализа

2. Предмет, объекты и субъекты ЭА

3. Характерные черты ЭА

4. Особенности проведения ЭА в рыночных условиях.

Управляемая система (производство, маркетинг, кадры, финансы и т.п.)
Ресурсы
Продукция

Управляющая система
Планирование
Учет
Анализ
Управленческие решения

Прибыль распределяется на предприятии на:

1. Покрытие расходов;

2. Покрытие обязательств;

3. Развитие.

Основная задача предприятия– обеспечение экономической безопасности и платежеспособности. Эту задачу решает прибыль.

Этапы экономического анализа:

I. Состояние анализа в Царской России

II. Строительство социализма

III. Переход к рыночной экономике

В рамках данных этапов, экономический анализ был одинаков на I и III этапе, но на II этапе был другого характера.

«Итальянская или опытная бухгалтерия» (1809 г.): как приуменьшить в отчетах и балансах прибыль.

Слово «анализ» появилось во Франции (18 в.), в переводе – «разложение».

Формула полной себестоимости:

S = Sмат. + Sосн.з/п осн.произв.раб. + Sдоп. з/п + Sоборуд. + Sобщецех. + Sобщезавод. + Sвнепроизв.

Формула прибыли:

П = В – S

В – выручка, S – затраты

В = Ц*N

Ц – цена, N – количество

Затраты на материалы:

Норма расходов (на данный показатель влияет техническая оснащенность, квалификация рабочих, технологический процесс) * цена + транспортные расходы.

Анализ – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Важнейшие задачи ЭА:

1. Всесторонняя объективная оценка производственно-финансовой деятельности предприятия по уровню выполнения плана и достигнутому организационно-техническому уровню производства и использования ресурсов.

2. Выявление причинных связей и взаимодействия организационно-технических и экономических условий на всех участках хозяйственной деятельности и их влияние на выполнение плановых и нормативных показателей.

3. Определение степени и оценка эффективного использования основных и оборотных фондов, производственных мощностей, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

4. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственных процессов, оценка выявленных резервов и разработка рекомендаций по их использованию.

5. Формирование и принятие управленческих решений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности.

Предмет ЭА – хозяйственные процессы и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации.

Объекты ЭА:

1. Производство, материальные ресурсы, финансовые результаты, финансовое состояние.

2. Предприятие, производственный участок, рабочий участок, продукция.

Субъекты ЭА:

1. Непосредственно заинтересованные пользователи информации (собственники средств фирмы, кредиторы, поставщики, персонал и руководство, налоговые органы).

2. Опосредованно заинтересованные пользователи информации (аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, профсоюзы).

Лекция 2 и 3.

Характерные черты ЭА (содержание ЭА):

1. Исследование экономических явлений, факторов и причин, их обусловивших.

2. Объективная оценка эффективности деятельности предприятия по уровню конкурентоспособности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

3. Научное обоснование планов, контроль над составлением реальных и прогрессивных планов и ходом их выполнения.

4. Поиск внутрипроизводственных резервов, выявление резервов неиспользованных возможностей роста себестоимости.

5. Разработка мероприятий по использованию резервов производства, возможных шансов и рисков для дальнейшего развития предприятия.

Задачи ЭА предприятия:

1. Расширение методологической базы и базы информационной;

2. Разработка способов ведения конкурентной борьбы;

3. Существенное расширение субъектов анализа;

4. Исследование коммерческого риска – особая задача ЭА предприятия;

5. Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов обусловило необходимость в систематическом и комплексном ЭА, который позволил бы выявить неиспользованные резервы.

Раньше информацией для ЭА на предприятии служили внутренняя информация предприятия и ежегодный статистический сборник. В настоящее время – информация о состоянии рынка товаров и услуг, процентные ставки и проч. (всё, что касается внешней среды предприятия).

Предприятие
рентабельность (прибыль/активы)
прибыль
Служба маркетинга
товарооборот

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций как коммерческой деятельности самого предприятия, так и его внешней средой, а также тем, что почти каждое предприятие имеет многоплановый характер деятельности.

Основная экономическая задача – объективная и достоверная оценка финансового состояния предприятия, т.к. финансовое состояние предприятия определяет его конкурентоспособность, потенциал, является гарантом эффективной реализации экономических интересов.

Виды ЭА:

Для раскрытия той или иной стороны хозяйственной деятельности предприятия применяются различные виды анализа, каждый из которых отличается целью. Наиболее хороших результатов можно достигнуть, используя несколько видов анализа.

Классификация:

1. По объектам управления.Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1.1.Технико-экономический анализ – им занимаются службы предприятия. Содержание данного вида анализа – изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Например, анализ качества продукции (качество продукции определяется техническими и экономическими показателями).

1.2.Финансово-экономический анализ: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявление резервов увеличения суммы прибыли, повышение рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия, т.е. основной акцент делается на финансовое состояние предприятия.

1.3.Аудиторский (бухгалтерский) анализ: экспертная диагностика финансовой деятельности предприятия (финансового оздоровления предприятия). Проводится аудиторами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия.

1.4.Социально-экономический анализ: изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов и показателей, их влияния друг на друга.

1.5.Экономико-экологический анализ: исследует взаимодействия экологических и экономических процессов и показателей, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

1.6.Маркетинговый анализ: применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

1.7.Экономико-статистический анализ: изучение общественных явлений на уровне предприятия, отраслей и регионов.

2. По методам изучения объектов:

2.1.Сравнительный: обычно ограничивается сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями планов текущего года и прошлых лет.

Например, Nт.за 2007г = 900000руб. (Nт – объем товарной продукции, товарная продукция – продукция, готовая к реализации на рынке сбыта)., а Nт за 2011г. = 850 000 руб. Из указанных данных нельзя сделать вывод о повышении или снижении объема товарной продукции с течением времени, т.к. необходимо рассматривать приведенные данные в рамках экономических условий в 2007 и 2011 годах.

2.2.Диагностический анализ – способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

Например, Nт.за 2007г = 900 000 руб., Nт за 2011г. = 850 000 руб, а Nв за 2007г.(Nв – валовая продукция (стоимость общего результата производственной деятельности), Nв = Nт + Wк – Wн, где Wк-Wн – изменение незавершенного производства)= 1 300 000 руб. и Nв за 2011г. = 1 200 000 руб. Какой можно сделать вывод из приведенных данных? W2007 = 400 000руб., а W2011 = 350 000 руб. Следовательно, нарушения нет, т.к. объем незавершенного производства не увеличивается. Увеличение незавершенного производства приводит к увеличению величины оборотных активов, а в этом случае придется искать новые средства.

2.3.Факторный: направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

2.4.Функционально-стоимостной анализ – комплексное систематическое исследование функций объектов анализа с целью обеспечения их выполнения при минимальных затратах на всех этапах жизненного цикла объекта. – наиболее эффективный метод, т.к. улучшается качество продукции, организационная структура предприятия и т.д.

2.5.Маржинальный анализ – метод оценки и обоснование эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязиобъема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.

Объем производства
Затраты, выручка
порог рентабельности
прибыль
убыток

3. По методике изучения:

3.1.Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

3.2.Вертикальныйанализ:изу­чается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капита­ла, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их вели­чины до и после изменения соответствующего фактора.

3.3.Трендовый: определение основной тенденции динамики показателей формирования возможных значений в будущем. Применяется при изучении относитель­ных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

4. По объектам пользователя:

4.1.Внутренний: проводится на предприятии для нужд оперативного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

4.2.Внешний: проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

Классификационный признак Вид анализа
Внутренний анализ Внешний анализ
Назначение Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности Общая оценка имущественного и финансового состояния
Исполнители и пользователи Управленческий персонал предприятия (руководители и специалисты) Собственники, участники РЦБ, налоговые службы, кредиторы, инвесторы и т.п.
Базовое информационное обеспечение Регламентированные и нерегламентированные источники информации Бухгалтерский отчет
Характер предоставляемой информации Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера Общедоступная аналитическая информация
Доминирующий временной аспект анализа Оперативный анализ Ретроспективный и перспективный анализ

5. По охвату изучаемых объектов:

5.1.Сплошной: выводы делаются после изучения всех без исключения объектов.

5.2.Выборочный: выводы делаются по результатам обследования только части объектов, которые были выбраны для изучения.

6. По содержанию программы и полноте изучаемы вопросов:

6.1.Полный (комплексный): изучение всех вопросов деятельности организации или предприятия в их взаимосвязи.

6.2.Локальный:предполагает изучение деятельности отдельныхструктурныхзвеньев организации.

6.3.Тематический:предполагает изучение показателей деятельностиорганизации по конкретным направлениям.

7. По содержанию процесса управления:

7.1.Перспективный: применяется с целью определения ожидаемых результатов за длительный период времени. Его задача – выявление закономерностей и тенденций хозяйственной деятельности предприятия на перспективу.

7.2.Ретроспективный: определяет эффективность и дает оценку результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

7.3.Оперативный: осуществляется в ходе хозяйственной деятельности и оперативно воздействует на её результат. Главное преимущество данного вида анализа – возможность оперативного воздействия на результаты в процессе их формирования.

Лекция 4Анализ как система поиска резервов производства

План лекции

1. Основные принципы анализа деятельности предприятия;

2. Основные этапы проведения экономического анализа;

3. Методы экономического анализа.

Какой бы анализ не осуществлялся на предприятии, важнейшая его задача – это выявление резервов производства и разработка путей их использования. Особенно ценна эта информация при разработке планов.

Резервы– это неиспользованные возможности снижения текущих и авансированных затрат (материальных, трудовых, финансовых ресурсов при данном уровне производства).

Для выявления и лучшего использования резервов их классифицируют по нескольким признакам в соответствии с поставленными задачами и целями анализа.

Основные группы классификации резервов:

1. По видам ресурсовразличают резервы использования:

1.1. Материальных ресурсов;

1.2. Основных средств;

1.3. Трудовых ресурсов;

1.4. Финансовых ресурсов.

2. В зависимости от места возникновения резерва:

2.1. Внутренние резервы;

2.2. Внешние резервы.

3. В зависимости от способа воздействия резерва на повышение эффективности производства:

3.1. Интенсивные резервы;

3.2. Экстенсивные резервы.

4. В зависимости от времени использования резерва:

4.1. Текущие резервы;

4.2. Перспективные резервы.

5. В зависимости от сложности выявления резерва:

5.1. Явные резервы (которые отражаются в отчетности);

5.2. Скрытые резервы.

Основные принципы экономического анализа деятельности предприятия:

1. Принцип конкретности: анализ основывается на использовании системы конкретных показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия и её отдельные стороны.

2. Принцип комплексности: предполагает всестороннее изучение экономического явления или процесса, т.е. раскрывает их основное содержание, факторы формирования, с целью объективной его оценки. К понятию комплексного анализа относится наличие единой цели анализа. Особо следует отметить, что комплексность требует обоснования ииспользования информации, необходимой и достаточной для реализациипоставленной цели анализа.

3. Принцип системности: изучение экономических явлений во взаимосвязи, а не изолировано.

Например, проанализируем себестоимость, используя принцип системности.

S = Sмат. + Sосн.з/п осн.произв.раб. + Sдоп. з/п + Sоборуд. + Sобщецех. + Sобщезавод. + Sвнепр.

Известно, что проанализировать, к примеру, такую составляющую себестоимости, как затраты на материалы, мы можем только во взаимосвязи с общезаводскими затратами (это объясняется тем, что составляющей затрат на материалы является норма расходов. На норму расходов, в свою очередь, влияет технологический процесс, а технологический процесс влияет на з/п технологов, что и отражается в статье общезаводских затрат), затратами на оборудование и затратами на з/п основных производственных рабочих (затраты на з/п основных производственных рабочих зависят от того, какое по качеству и количеству оборудование, следовательно, от затрат на оборудование).

4. Принцип регулярности: анализ следует проводить постоянно, через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю, это, в конечном итоге, позволяет получить достоверную информацию о ходе осуществления производственного процесса. Главное для соблюдения этого принципа – объективно обоснованная периодичность анализа.

5. Принцип объективностипозволяет осуществить правильный подбор информации для анализа критериев и беспристрастное его изучение в выработке обоснованных выводов. Это возможно при полном раскрытии причин измененияизучаемых объектов, измерении силы их влияния на исследуемый объект иправильной оценке тенденции основных факторов и условий их функционирования.

6. Принцип действенностиозначает пригодность результатов анализа для практических целей (количественная оценка на анализируемые показатели).

7. Принцип экономичности, для достижения которого затраты на проведение

аналитической работы должны быть соизмеримы с эффектом, который она

обеспечивает.

8. Принцип сопоставимости: данные результата анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а, при регулярном проведении аналитических процедур, должна соблюдаться преемственность результатов.

Особенности проведения экономического анализа:

1. Анализ следует проводить, начиная с обобщающих итоговых показателей, и затем переходить к более частным показателям.

2. Аналитическая деятельность предприятия требует изучение изменения анализируемых показателей в динамике.

3. Анализ необходимо проводить при любом характере изменения фактических показателей отчетного периода.

Основные этапы проведения экономического анализа:

1. Составление программы экономического анализа: особое внимание обратить на саму методику проведения экономического анализа. Содержание программы определяется целью и задачами, которые ставит руководитель.

2. Отбор и проверка информации,необходимой для данного изучения;

3. Выбор и расчет показателей;

4. Аналитическая обработка и сравнение показателей;

5. Обобщение результатов обеспечения гласности анализа и контроля за реализацией результатов анализа;

Необходимо учитывать, кому нужна информация, а также определить, в каком виде её представить.

Методы экономического анализа:

Метод – способ познания, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни, способ подхода к изучению реальной действительности и к исследованию хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

В применении к объекту исследования метод экономического анализа имеет ряд характерных особенностей, а именно:

1. Использование системы экономическихпоказателейприизучении хозяйственных явлений и процессов. Каждое экономическое явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом экономическихпоказателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

2. Изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей.

Искусство аналитика заключается в том, чтобы из всей совокупности причин выявить главную.

3. Выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условия производства и обращения товаров.

Лекция 5 и 6.

Объём выпуска был 1200 шт., стал – 1500 шт. Влияние каких факторовздесь имеет место?

Мы имеем дело с количеством продукции, которое было изготовлено за отчетный период. Следовательно, будет целесообразным вопрос, от чего будет зависеть размер этого количества? Отвечая на данный вопрос, мы и получим ответы на вопрос, поставленный выше.

· Предметы труда;

· Средства производства;

· Рабочая сила:

o Количественные факторы: производительность труда (выработка за единицу времени, котораязависит от режима работы), количество отработанных человеко-дней, человеко-часов;

o Качественные факторы (квалификация, которая определяется образованием, опыт работы).

Вся совокупность методов ЭА делится на 3 группы:

1. Логические методы: включают ряд простых приемов и методов, которыми мы пользуемся в своей повседневной жизни;

2. Способы детерминированного факторного анализа (элиминирования);

3. Экономико-математические методы;

4. Эвристические методы.

Логические методы.

Без чего невозможно провести анализ?Без абсолютных и относительных величин.

Абсолютные величины– числа, наименованные, имеющие определенную размерность, единицу измерения. В зависимости от аналитической задачи используются натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения. Как правило, в экономическом анализе используются все перечисленные единицы измерения.

Пример:

Трудовые затраты. Какие единицы измерения используются для характеристики этого показателя? Человеко-день, человеко-час, расценка (стоимость трудового часа), заработная плата.

Таким образом, без абсолютных величин в экономическом анализе нельзя.

Однако сам экономический анализ начинается с исчисления относительных величин. Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время и по другому объекту.

В анализе хозяйственной деятельности используются следующие виды ОВ: выполнение плана, структуры, динамики, координации, интенсивности.

Возьмем показатель себестоимости:

S = Sмат. + Sосн.з/п осн.произв.раб. + Sдоп. з/п + Sоборуд. + Sобщецех. + Sобщезавод. + Sвнепр.

Если мы возьмем отношение Лекция 4Анализ как система поиска резервов производства - student2.ru , мы получаем показатель – затраты на материалы в себестоимости. Этот показатель показывает долю материалов в себестоимости и называется показатель материалоемкости продукции.

Если мы возьмем отношение Лекция 4Анализ как система поиска резервов производства - student2.ru , мы получим показатель зарплатоемкости.

ОВ планового задания– отношение планового уровня показателя текущего года к прошлому уровню отчетного периода или к средней величине за последние 3-5 лет.

ОВ выполнения плана– это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное в обычных процентах.

ОВ динамикиопределяется путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде.

Различают:

· Базисные ОВ динамики–уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом;

· Цепные ОВ динамики – каждый следующий год сравнивается и относится к предыдущему.

ОВ координации– отношение частей целого между собой. Например, активные и пассивные части основных производственных фондов.

Основные производственные фонды бывают (из курса бухгалтерского учета):

· Активные;

· Пассивные.

ОВ интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространения развития какого-либо явления в соответствующей среде. Например, процент рабочих высшей квалификации.

ОВ эффективности– соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

Также в ЭА используются средние величины.

Сравнение– наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа.

В ЭА сравнение используют для решения всех его задач:

· Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана;

· Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;

Использование каких норм осуществляется при расчете себестоимости? Использование нормы расхода сырья, т.е. должны использоваться ресурсы не дефицитные и не столь дорогие.

· Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов;

· Сопоставление различных вариантов УР с целью выбора наиболее оптимальных из них;

· Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязи исследуемых показателей;

Пример: Даны следующие значения: динамический ряд по объему производства, динамика изменения основных производственных фондов, динамика изменения фондоотдачи. Это параллельные ряды, т.к. мы их рассматриваем в совокупности. Какой вывод можно сделать, имея такую информацию?

Ответ:Если динамика изменения объема производства положительная, т.е. объем растет, мы можем предположить, что происходит с основными производственными фондами. Мы можем предположить, что растет оснащенность производства. Но если, например, особых изменений нет, а показатель фондоотдачи имеет позитивную динамику, то это значит, что основные фонды используются более активно.

В ЭА используются след виды сравнительного анализа– горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный.

1. Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.

2. С помощью вертикального анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения величины до и после изменения соответствующего фактора.

3. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

4. При одномерном сравнительном анализесопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

5. А с помощью многомерного проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений предприятий) по широкому спектру показателей.

Способы детерминированного факторного анализа

Элиминирование– прием факторного анализа при функциональной связи между показателями. Приемы элиминирования позволяют вскрыть причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность, установить факторы, оказывающие влияние на показатели и измерить это влияние, выявить имеющиеся резервы предприятия и его структурных подразделений.

Различают три способа элиминирования:

Способ цепных подстановок, разниц и интегральный метод. При использовании способа подстановок и способа разниц количественная оценка влияния факторов зависит от последовательности вычисления факторов.

Детализация– расчленение сводных показателей на составные, комплексных факторов на первичные по разным признакам - по времени, месту ит.д.

Группировка– неотъемлемая часть любого экономического исследования. Позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить наиболее существенные факторы.

Балансовый метод– способ представления данных в виде двусторонних таблиц. Анализируются: использование рабочего времени, станочного фактора и производственного оборудования, движение сырья, полуфабрикатов, движение объема готовой продукции ит.д.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню прошлого времени или аналогического явления принятого в качестве базисного.Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеримой отчетной величины сбазисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно сопоставимых величин называются индивидуальными, а индексы, характеризующие отношение сложных явлений – групповыми или тотальными.

Экономико-математические методы.

1. Наиболее распространенным приемом экономико-математических методовявляетсякорреляционно-регрессионный анализ. Данный метод используется для определения влияния степени тесноты связей факторов, выяснения отдельных ролей факторов. Например, все мы четко представляем себе, что качество управления влияет на величину признаков между ростом объема производства и увеличением затрат.

2. Метод балльной оценки (суммы) используется для расчета показателей комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Например, для рейтинговой оценки в институте.

3. Метод математического программирования позволяет оптимизировать производственную программу, оценить напряженность задания, определить лимитирующие группы оборудования и т.д.

4. Метод массового обслуживания применяется на производственной стадии, где приходится иметь дело с процессами массового обслуживания. Данный метод используется при анализе обслуживания станков, при решении проблемы обеспечения оборудования сырьем и т.д.

5. Методы и приемы прогнозирования на базе динамических рядов используется для анализа тенденции развития предприятия.

Необходимо придерживаться следующей последовательности для математических моделей:

1. Определить задачу в содержательном плане в соответствии с поставленной целью;

2. Четко формализовать задачу, то есть математически описать ее;

3. Сформулировать математическую модель, то есть представить аналитическую задачу в виде уравнений и неравенств;

4. Подготовить информацию для решений задач моделей;

5. Разработать или использовать имеющий алгоритм для решения задачи;

6. Решить задачу;

7. Интерпретировать полученный результат;

8. Принять на основе результата соответствующие решения.

Эвристические методы.

Эвристические методы – это изучение с помощью наводящих вопросов. Данные методы основываются на опыте и интуиции специалистов.

Эвристические методы имеют большое значение, поскольку их использование позволяет более качественно определить объекты использования.

Наиболее распространены метод инверсии, прием «мозгового штурма», метод синектики, метод контрольных вопросов и т.д. Эти методы основываются на естественном стремлении человекакподражанию, с помощью этих методов задача экономического анализа решается путем усмотрения аналогичных ситуаций и использования найденных аналогий для устранения противоречий создавших ту или иную проблемнуюситуацию.

Метод эвристической инверсии предполагает поиск решения задач в направлении, противоположном традиционному.

«Мозговой штурм» – способ коллективного генерирования идей, который происходит по специально разработанной схеме, направленной на получение большого количества оригинальных идей за короткий промежуток времени.

Метод контрольных вопросов: необходимо подвести с помощью наводящих вопросов к решению задачи. Характер вопросов: на какой объект похож данный объект, как его можноизменить, преобразовать и т.д.

Метод коллективного блокнота:каждый член коллектива записывает свое предложения в блокнот и передает блокнот следующему члену и т.д.

Рекомендации по выбору методов основываются на следующих характеристиках:

1. Цель и глубина анализа;

2. Существо проблемы, подлежащей решению;

3. Особенности объекта анализа;

4. Динамическиехарактеристики объекта анализа;

5. Вид и характер информации, доступной аналитикам;

6. Требования к результатам анализа;

7. Технические возможности выполнения расчетов;

8. Квалификация аналитиков.

Первоначально рекомендуется использовать ретроспективный анализ, затем метод сравнения, метод элиминирования.

Наши рекомендации