Вопрос. Понятие кассы. Условия хранения денежных ср-в в кассе

Касса - «изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег». В реальности, если вы только выдаете деньги на зарплату и хоз. расходы, это может быть кабинет бухгалтера с сейфом в нем.

Кассир. Это может быть либо отдельный работник, либо обязанности кассира могут быть возложены на бухгалтера, или на директора. С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Чтобы получать деньги в банке, например, на выплату зарплаты, вам понадобится чековая книжка . Перед поездкой в банк за деньгами вы заполняете чек, ставите подписи, печать. Обычно нужно заранее позвонить в банк и предупредить, какую сумму вы планируете снять по чеку. Выдача денег под отчет. Если нужно купить что-либо за наличные, канцтовары. Это значит, что тот, кому выдали деньги должен на них что-то купить, а потом отчитаться о покупке, заполнив авансовый отчет, и приложить к нему кассовый и товарный чеки. Законодательно не установлен срок, на который деньги можно выдать под отчет. По командировочным расходам работник должен отчитаться в течение 3 дней после возвращения из командировки. Запрещается выдавать новые суммы под отчет, если работник не отчитался по старым.
Кассовая книга. Ведется по утвержденной форме. Каждый год начинается новая кассовая книга. Кассовая книга состоит из двух частей: вкладного листа кассовой книги и отчета кассира. Поступление денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером, его отрывная часть – квитанция к приходному кассовому ордеру, подшивается к банковской выписке. Расход денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером или несколькими. Когда вы сдаете деньги в банк, вам выдают ордер и квитанцию. Квитанцию подшиваете к кассе, ордер – к банковской выписке.

Обеспечение полной сохранности наличных денежных средств правила хранения наличных денежных средств:

  1. При совершении любых кассовых операций двери кассы должны быть надежно закрыты, помещение кассы должны быть изолированным от других помещений.
  2. Посторонние лица не должны иметь доступ в помещении кассы, или осуществлять доступ по специально выданным пропускам.
  3. Непосредственно хранение наличных денежных средств должно осуществляться в специально установленных сейфах и хранилищах.
  4. Кассиры ежедневно в конце рабочей смены должны опечатывать помещение кассы.
  5. Наличные денежные средства, не принадлежащие компании не должны храниться в кассе компании.
  6. В случае необходимости транспортировки денежных средств кассира кассир должен быть обеспечен защищенным транспортным спецсредством и находиться в сопровождении в охраны.
  7. Возможно заключение договоров инкассации с коммерческими банками и договоры по страхованию со страховыми компаниями.

15 вопрос. Документальное оформление кассовых операций.Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, утвержденными Государственным комитетом по статистике. К названным документам относятся:

  1. приходный кассовый ордер (ПКО) – ф. № КО-1;
  2. расходный кассовый ордер (РКО) – ф. № КО-2;
  3. журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (Журнал) – ф. № КО-3;
  4. кассовая книга – ф. № КО-4;
  5. книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств – ф. № КО-5;
  6. акт инвентаризации наличных денежных средств – ф. № ИНВ-15;

В кассу организации наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и пр. Для получения денег со своего расчетного счета в банке организации выдается чековая книжка. Бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах организации. Чтобы положить деньги на счет, необходимо заполнить объявление на взнос наличными. Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером. Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или уполномоченным им лицом, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Далее приходный кассовый ордер передается кассиру, который получает наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или по другим документам, заменяющим расходный кассовый ордер. Документы на выдачу должны быть выписаны руководителем организации и главным бухгалтером. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производятся только в день их составления. Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, а страницы в ней – пронумерованы.
16 вопрос. Порядок открытия расчетного счета. Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ России. Для открытия расчетного счета в банке необходимо предоставить следующие документы: копию устава; копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; ксерокопия решения учредителя о назначении руководителя организации, заверенную ее руководителем и печатью; справки из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда; банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации.
При изменении названия организации, характера ее деятельности, состава распорядителей счета в документацию вносятся соответствующие исправления, а при реорганизации организации в банк представляются новые документы. В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей). Также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов. Основанием для записей в учетных регистрах служат банковские выписки – перечень всех совершенных операций по счету за период с прилагаемыми копиями платежных документов. Все записи в выписке по кредиту означают поступление на счет, по дебету – списание со счета. Выявленные ошибки исправляются после согласования с банком, для чего установлен предельный срок – 10 дней со дня получения выписки.
17 вопрос. Формы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты – это банковские операции, которые заключаются в переводе условных денежных форм со счета плательщика на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета, Безналичные расчеты производятся между юридическими лицами на сумму свыше 60 тыс. руб. Каждое предприятие, организация может иметь только один расчетный счет. Самостоятельность владельца текущего счета сильно ограничена: он может распоряжаться денежными средствами только в соответствии со сметой вышестоящей организации.
Формы безналичных расчетов
-Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Достоинства: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.
-Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Инкассовая форма расчетов также используется для бесспорного списания средств со счетов.
-Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
-Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от расчетов платежными поручениями чек передается плательщиком, минуя банк, в момент совершения хозяйственной операции непосредственно получателю платежа, который и предъявляет чек в банк для оплаты. Чек оплачивается банком за счет средств, находящихся на счете чекодателя.
18 вопрос. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На данном счете обобщается информация о расчетах за: полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются суммы исполнения обязательств (оплата счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение НИОКР и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
19 вопрос. Расчеты с покупателями и заказчиками у поставщиков– возмещение издержек и реализация, получение определенного дохода. Порядок учета расчетов с покупателями зависит от выбранного метода учета реализации. Если по оплате (кассовый метод) – задолженность покупателей учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственной себестоимости:
Дебет счета 45 «Товары отгруженные», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – отгружена продукция. При поступлении платежа:
1) Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 90 «Продажи»;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 45 «Товары отгруженные» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

Задолженность покупателей, истекшая в установленный срок исполнения обязательств, списывается со счета 45 «Товары отгруженные» в убыток предприятия не включая уменьшения налогооблагаемой прибыли

1) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи» – отгружена продукция и предъявлен счет покупателю;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

При погашении задолженности кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в разрезе покупателей и заказчиков.

При применении метода начисления учета реализации предприятиям разрешается создавать резервы по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль уменьшается.

Невостребованная в срок дебиторская задолженность после истечения срока исковой давности списывается в уменьшение резервов по сомнительным долгам:

Списанная задолженность принимается на счет 007 и учитывается там в течение 5 лет. В случае погашения задолженности полученная сумма зачисляется в прибыль как внереализационный доход.

Расчеты по авансам

Расчеты по авансам – определенная система финансовых взаимоотношений, связанных с выдачей и получением авансов под поставку ценностей, выполнение работ, по оплате продукции и работ, произведенных для заказчика или принятия по частичной готовности. Условиями договора может быть предусмотрен аванс в определенном размере. При этом организация обеспечивает обособленный учет по каждому поступившему авансу. Делается запись:

Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При получении аванса с него обязательно начисляют в бюджет налог на добавленную стоимость и в бухгалтерском учете оформляют следующей записью:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Расчеты по претензиям

Претензии оформляются в письменной форме, где указывается требование заявителя, сумма, ссылки на законодательство, к ней прилагаются соответствующие документы и заверенные копии. Претензии рассматриваются в срок до 30 дней со дня получения. Ответ сообщается письменно. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указывают признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисленную сумму. При полном или частичном отказе необходимо сделать ссылку на законодательство. Предъявитель имеет право подать иск в суд при отказе в удовлетворении претензии или неполучении ответа в установленный срок. Можно выдвинуть требование о признании договора недействительным, о его расторжении и т. д. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок, если иное не установлено законодательством. Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76 субсчете 2 «Расчеты по претензиям».

Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:

1) поставщиком не соблюдены договорные обязательства;

2) выявлена недостача поступивших от него ценностей;

3) обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).

В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени, штрафа или неустойки. В учете они отражаются проводкой:

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 91-1 «Прочие доходы» – начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.

Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций недостача списывается так:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 76-2 «Расчеты по претензиям» – списана недосдача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

Аккредитивы

Плательщик выставляет аккредитивное поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов на условиях, указанных в заявлении покупателя.

Отличительной особенностью является то, что платеж совершается непосредственно за отгрузкой. Поставщик представляет в банк все соответствующие документы, подтверждающие отгрузку, выполнение услуг и работ и получает соответствующую сумму.

Так устраняется возможность задержки и обеспечивается его своевременность. Аккредитив выставляется на срок по договору поставки, при этом каждый предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств или кредитов.

20 вопрос. Расчёты с подотчетными лицами.

Согласно ТКРФ подотчетные лица – сотрудники организации, получившие авансом наличные деньги из кассы на хозяйственные или командные расходы.
Хозяйственные расходы – расходы связанные с приобретением канцелярских принадлежностей, ремонта оргтехники, приобретение горюче смазочных материалов ГСМ
Командировочные расходы – расходы связанные с выполнением работы не в место основной.
Согласно постановлению правительства место, срок командировки определяет работодатель.
Командировочные расходы вкл. : проезд, проживание в гостиницах, квартирах по найму – оплачивается в полном размере согласно документам.

Суточные – деньги, выделяются на питание и на внутригородской транспорт.
НДФЛ – не облагаются – до 700р, свыше 700руб – 13% НДФЛ, загран-командировки до 2800 р – не облагаются НДФЛ.

Синтетический учет расходов осуществляется на сч.71
Д-71 К-50 =30000

По цели: работник направленный на, заключая договор, повышение квалификации
расходы списываются на сч26 (Д26) за материалами Д-10, за товарами Д-41.

Н/р: Д26, 10, 41; К71=25000 → Д19; К71=2700→Д50;К71=2300

При использовании личного транспорта в служебных целях выплачивается компенсация, если мощность двигателя до 2000см3, то сумма 1500р; свыше – 2000р.

При направлении работника в командировку оформляется приказ, командировочное удостоверение, служебное задание и отчёт о его выполнении, авансовый отчёт.

Наши рекомендации