Функции финансов организаций

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

1) Содержание и функции финансовых отношений организаций.

2) Принципы организации финансов предприятий.

3) Состав финансовых ресурсов организаций.

4) Финансовые обязательства предприятий.

1) Организация (предприятие) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой - обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Корпорация – публичная коммерческая компания, капитал которой состоит из высоколиквидных акций, свободно обращающихся на бирже.

Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые характерны и для финансов государства, однако предприятия имеют свои специфические черты, и это отражается на финансах предприятий. Субъекты хозяйственной деятельности, занимаясь многообразными мероприятиями, вступают в различные финансовые отношения, которые требуют наличия финансовых ресурсов.

Первая специфическая черта финансов предприятий - многообразие. Финансовые отношения возникают:

1) между администрацией предприятия и трудовым коллективом;

2) между подразделениями внутри предприятия;

3) с поставщиками и покупателями;

4) между предприятием и кредитной системой;

5) между предприятием и общественными организациями;

6) между государством и предприятием.

1 - отношения по поводу оплаты и стимулирования труда. Обязательным условием является формирование фонда оплаты труда и фондов стимулирования.

2 - внутрипроизводственные отношения охватывают такие расчеты, которые связаны с выделением определенных сумм из фонда амортизации, из фонда развития предприятия, фонда социального обеспечения и т. д.

3 - все субъекты предпринимательской деятельности выступают с одной стороны как покупатели, с другой - как поставщики. Для того, чтобы эти отношения носили стабильный, нормальный характер, необходимы фонды денежных средств (оплата закупок, получение сумм реализаций).

4 - погашение ссуд, уплата процентов, пени и штрафов; получение процентов за хранение денег. Сюда же относятся кассовые операции по наличным и безналичным денежным средствам, хранение и накопление денег.

5 - профсоюзные взносы, благотворительные суммы, отчисления на экологию и тому подобное.

6 - налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды и возможное бюджетное субсидирование самого предприятия.

Вторая специфическая черта финансовых отношений, складывающихся на предприятиях, связана с необходимостью формирования и постоянного восполнения производственных фондов - основных и оборотных. Именно наличие этих фондов позволяет осуществлять капитальные вложения, обновлять продукцию, осуществлять экономическое стимулирование.

Функции финансов организаций

Финансы организаций как экономическая категория проявляют свою сущность посредством определенных функций. Общепризнанным является выделение функций, присущих в целом финансовым отношениям: обеспечивающей, распределительной и контрольной.

Обеспечивающая функция — систематическое формирование необходимого объема денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

Распределительная функция проявляет себя через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов организации.

Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования доходов и денежных фондов предприятия и их использования. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений, «контроля рублем» за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов.

Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:

формирование денежных фондов (доходы);

использование денежных фондов (расходы);

контроль за формированием и использованием денежных фондов.

2) Организация финансов хозяйствующих субъектов осуществляется на основе ряда принципов, которые отвечают в рыночных условиях сути предпринимательской деятельности:

Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет направления своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий, коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство определяет отдельные стороны деятельности предприятий, например, амортизационную политику. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами.

Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.

В настоящее время не все предприятия способны полностью реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат кредитов, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Материальная заинтересованность. Этот принцип объективно предопределен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован через стимулирование его инвестиционной деятельности. Интересы государства обеспечиваются посредством увеличения поступлений в бюджеты различных уровней соответствующих сумм налоговых платежей.

Обеспечение финансовых резервов. Данный принцип связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Принцип гибкости. Состоит в такой организации управления финансами предприятия, которая обеспечивает постоянную возможность маневра в случае отклонения фактических объемов продаж от плановых, а также в случае превышения плановых затрат по его текущей и инвестиционной деятельности.

Принцип финансового контроля. Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита. При этом внутрифирменный анализ и аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности и быть результативным.

3) Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является обеспечение предприятия финансовыми ресурсами в размерах, необходимых для осуществления деятельности компании.

Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых организацией в целях осуществления всех видов деятельности.

По источникам формирования финансовые ресурсы делим на 3 группы:

внутренние (собственные и приравненные к ним средства);

привлеченные;

заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).

К внутренним финансовым ресурсам относятся собственные и приравненные к ним средства:

1) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;

2) прибыль;

3) амортизационные отчисления — представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства;

4) устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) — переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.

К привлеченным финансовым ресурсам относятся:

1) дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;

2) дополнительная эмиссия и размещение акций (IPO);

3) финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т.п.

К заемным финансовым ресурсам относятся:

1) кредиты банков;

2) займы, предоставленные другими организациями;

3) коммерческий кредит;

4) средства от выпуска и размещения облигаций;

5) лизинг;

6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, и др.

Денежные фонды организации можно разбить на 4 группы:
1. Фонды собственных средств:

- уставный капитал;

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- инвестиционный фонд;

- валютный фонд;

- прочие.

2. Фонды привлеченных средств:

- фонд потребления;

- расчеты по дивидендам;

- доходы будущих периодов;

- резервы предстоящих расходов и платежей.

3. Фонды заемных средств:

- кредиты банков;

- факторинг;

- лизинг;

- прочие.

4. Оперативные денежные фонды:

- для выплаты заработной платы;

- для выплаты дивидендов;

- для платеже в бюджет;

- прочие.

4) Финансовые обязательства являются частью финансовых отношений, связанных с движением денежных средств и основаны на пере даче предприятиям финансовых ресурсов для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Они отражаются в пассиве баланса предприятий как долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Выделяют внешние и внутренние финансовые обязательства.

Внешние финансовые обязательства у предприятий возникают:

- перед государством в лице бюджетов и внебюджетных фондов в форме выплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

- перед партнерами по хозяйственной деятельности в лице поставщиков, подрядчиков, банков, страховых компаний, в части выполнения финансовых аспектов заключенных договоров;

Внутренние финансовые обязательства у предприятий возникают:

- перед собственниками, в части выплаты им из чистой прибыли предпринимательского дохода или дивидендов за расчетный период;

- перед филиалами и дочерними фирмами, в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;

- перед наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и сроки, установленные условиями индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения).

Формами реализации финансовых обязательств являются:

- перечисление денежных средств с расчетного счета предприятия при наличии их на счете, а при отсутствии - в очередности, предусмотренной ГК;

- добровольная передача кредитору части имущества в счет погашения задолженности;

- безвозмездная отгрузка продукции или оказание услуг;

- реализация финансовых обязательств в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)" в случае финансовой несостоятельности предприятия.
Способность предприятия в полном объеме и в установленный срок отвечать по своим обязательствам называется платежеспособностью.

ТЕМА 3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

1. Содержание и значение финансового планирования.

2. Финансовый план: понятие и этапы разработки

3. Виды финансового планирования на предприятии.

4. Финансовая стратегия предприятия.

1. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Осуществляемое на предприятии финансовое планирование призвано обеспечить решение следующих основных задач:

1. Обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей развития предприятия в соответствующем периоде.

2. Обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и роста его рыночной стоимости.

3. Определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего развития предприятия, и оптимизировать источники их формирования.

4. Определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

5. Оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.

Как показывает практика развитых стран, использование планирования создает для корпорации следующие преимущества:

- дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным условиям в рыночной конъюнктуре;

- позволяет оценить возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений;

- улучшает координацию действий между структурными подразделениями предприятия;

- обеспечивает предприятие полезной для него информацией;

- способствует более эффективному использованию ресурсов и усилению контроля в корпорации.

Важнейшие объекты финансового планирования:

выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);

прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);

объем платежей в бюджет и в социальные фонды;

объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

плановая потребность в оборотных активах;

объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

2. Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

Разработка финансового плана– последовательность ряда взаимосвязанных процедур, которые характеризуют единый процесс финансового планирования. Необходимость деления процесса разработки плана на отдельные этапы объясняется тем, что это позволяет выявить состояние отдельных этапов и сформулировать предложения по совершенствованию процесса финансового планирования в целом.

Этапы процесса финансового планирования:

1. Анализ финансовой ситуации. На основании бухгалтерской отчетности за предыдущие годы проводится анализ по различным направлениям. Так, могут анализироваться:

– структура и динамика финансовых результатов;

– структура и динамика активов и пассивов;

– эффективность финансовой и инвестиционной деятельности.

Отдельным направлением анализа должна стать оценка финансовой устойчивости, предполагающая анализ: ликвидности; платежеспособности; оборачиваемости; кредитоспособности; рентабельности; потенциального банкротства и т. д.

2. Разработка финансовой стратегии предприятия. Исходя из результатов предыдущего этапа ставятся стратегические финансовые цели.

Финансовая стратегия представляет собой совокупность целей и задач в рамках финансовой сферы предприятия. Должна включать цели по следующим направлениям:

– формирование финансовых ресурсов;

– использование финансовых ресурсов;

– финансовая безопасность;

– качество финансовой работы.

Результатом этапа должны стать программа стратегического финансового развития и прогнозы в разрезе основных финансовых форм отчетности.

3. Разработка финансовой политики. На основе принятой финансовой стратегии принимаются тактические решения по основным направлениям финансовой работы, т. е. налоговая, амортизационная, инвестиционная, ценовая, таможенная, эмиссионная, дивидендная политики.

4. Разработка текущих финансовых планов. На основе принятых показателей финансовой стратегии, принятой финансовой политики и плановых документов по основным сферам деятельности предприятия осуществляется разработка текущих финансовых планов на год. Основная цель этапа – определить общую целесообразность экономических и финансовых решений в плановом периоде.

5. Разработка оперативных финансовых планов, т. е. детализация годовых показателей в квартальные, месячные, декадные и дневные.

6. Контроль исполнения финансовых планов, который также считается этапом процесса финансового планирования, хотя получение планового значения показателей, по сути, закончилось на предыдущем этапе. Однако в целях эффективности финансового плана этот процесс должен быть дополнен механизмами реализации финансовых планов, один из элементов которого – контроль. Основное содержание контроля – сопоставление плановых и фактических значений по планируемым объектам.

Бюджет предприятия — оперативный финансовый план, составленный, как правило, на период до одного года, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — оперативный (текущий) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бизнес-план — основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

3. Систему финансового планирования можно рассматривать как совокупность ряда подсистем. В качестве последних обычно выделяют следующие виды финансового планирования:

· перспективное;

· текущее;

· оперативное.

Перспективное финансовое планирование: главной формой реализации целей фирмы, от его качества зависит эффективность финансового планирования в целом. Осуществление финансового планирования позволяет определить и управлять важнейшими показателями, пропорциями и темпами расширенного воспроизводства.

Данная подсистема финансового планирования имеет свои особенности.:

- все плановые документы, разрабатываемые в ее рамках, должны иметь горизонт планирования от одного года до трех лет (редко – до пяти лет). Он зависит от множества факторов: экономический стабильности в стране, деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

- плановые документы по сути выступают прогнозными. Так, основной документ перспективного финансового планирования – финансовая стратегия.

- Результатом перспективного финансового планирования также является разработка трех главных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса. Они разрабатываются для оценки финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Многие отечественные предприятия не имеют перспективных финансовых планов, объясняя это тем, что в условиях сильно изменяющейся внешней среды составление долгосрочных планов нецелесообразно. Однако это не так. Путем составления долгосрочных планов предприятие может получить информацию о будущем своем развитии и, соответственно, уже в текущем периоде принять необходимые финансовые решения.

Основные препятствия развития перспективного финансового планирования на ответственных предприятиях: неразвитость финансового прогнозирования; неразвитость информационного обеспечения; неразвитость программно-технического обеспечения; недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр.

Текущее планирование (на 1 год с разбивкой по кварталам) финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.

Оперативное планирование необходимо для осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию, дополняет текущее финансовое планирование. Оперативное планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, кредитного плана.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за фактическим ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения отклонений от финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. Информационной базой платежного календаря служат план реализации продукции, договоры, смета затрат на производство, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств, внутренние приказы, счета-фактуры.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек. Отдельными хозяйствующими субъектами разрабатываются платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Банку, обслуживающему организацию, необходим кассовый план организаций, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов.

Кредитный план - план в котором обосновывается размер кредита, сумма, которую нужно будет выплатить кредитной организации с учетом возврата процентов по кредиту, эффективность использования банковского кредита в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Финансовая стратегия предприятия - это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:

· планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;

· оптимизацию основных и оборотных средств;

· распределение прибыли.

Финансовая стратегия предприятия реализуется за счет формирования финансовых целей в долгосрочной перспективе, а также определения наиболее эффективных методов их достижения. Различают генеральную финансовую стратегию (на год), оперативную финансовую стратегию (на квартал) и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

В процессе разработки финансовой стратегии предприятия необхо­димо руководствоваться тремя основными принципами:

Простота финансовой стратегии предприятия предполагает, что она должна быть элементарна по своему построению для восприятия всеми сотрудниками предприятия вне зависимости от того, в каком подразделении они работают.

Постоянство финансовой стратегии предприятия обусловлено тем, что в случае коренных изменений в процессе реализации дру­гие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приведет к «дисбалансу» в функционировании предприятия.

Защищенность финансовой стратегии предприятия предполагает, что она спроектирована с определенным «запасом прочности», учиты­вая возможные возмущения внешней среды.

На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:

· налоговая политика;

· ценовая политика;

· амортизационная политика;

· дивидендная политика;

· инвестиционная политика.

Критерием эффективности финансовой стратегии может служить «золотое правило» экономики, описанное моделью:

Тп > Тв > Та > Тск,

где Тп — темп роста прибыли;

Тв — темп роста объема продаж (выручки);

Та — темп роста активов;

Тск — темп роста собственного капитала.

Разработка финансовой стратегии предприятия включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

1. финансового анализа деятельности предприятия за предшествующий планированию период;

2. выявления критических точек ("узких мест") в финансовой деятельности предприятия;

3. их оценка и ранжирование;

4. выбор основного критерия совершенствования финансового состояния на планируемый период;

5. разработка и анализ предложений к формированию финансовой стратегии.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия.

Основные компоненты финансовой стратегии предприятия.

1. Структура предпринимательства включает:

- основные направления распределения прибыли;

- обеспечение ликвидности предприятия.

- увеличение активов предприятия, в том числе финансовых ре­сурсов и рационализацию их структуры;

2. Структура накопления и потребления (заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления).

3. Стратегия задолженности. Она определяет основные элементы кредитного плана: источник получения кредита, сумму кредита и гра­фик его возвращения.

4. Стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. Включает в себя решения по капитальным вложениям:

- на социальные программы;

- на улучшение и восстановление существующих активов (основ­ных производственных фондов);

- на новое строительство, приобретение и поглощение, НИОКР и т. д.

Наши рекомендации