Сущность и функции финансов организаций.

Финансы организаций являются первичным звеном финансовой системы, т.к. они зарождаются и развиваются в процессе производства и реализации, т.е. обслуживают сферу материального производства.

Финансы организаций – система экономических денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств.

Система денежных отношений, образующая финансы организаций, включает в себя следующие группы денежных отношений:

1. денежные отношения с другими предприятиями и организациями;

2. денежные отношения с вышестоящими звеньями (если они существуют), отношения внутри финансово–промышленных групп и холдингов (это отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов);

3. денежные отношения со своими структурными подразделениями (финансирование расходов, распределение и перераспределение прибыли, оборотных средств);

4. денежные отношения со своими работниками;

5. денежные отношения с банками (организация безналичных расчетов);

6. денежные отношения с бюджетами всех уровней;

7. денежные отношения с внебюджетными фондами;

8. денежные отношения со страховыми организациями;

9. денежные отношения с фондовым рынком.

Наиболее полно сущность финансов организаций, проявляется в их функциях: существуют две концепции в определении функций финансов организаций: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники распределительной концепции называют две функции финансов организаций: распределительная и контрольная.

Сторонники воспроизводственной концепции выделяют следующие функции финансов организаций:

1. обеспечивающая (обеспечение денежными ресурсами кругооборота средств в предприятии);

2. распределительная (проявляется через распределение доходов и прибыли);

3. контрольная (дополняет и усиливает роль первых двух и проявляется в процессе кругооборота средств в форме денежного контроля за рациональным целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов).

Принципы организации финансов.Организовать финансы на предприятии, это определить порядок образования и порядок использования финансов. Для этого нужны принципы: 1.самостоятельность (организация не зависимо от организационно правовой формы хозяйствования , самостоятельно определяет свою экономическую деятельность и направление вложения ДС, в целях получения прибыли).2.плановости (планирование образования и использования финансовых ресурсов). Его практическая реализация, обеспечвается формированием системы финансового планирования.3.самофинансирование, основан на принципе самоокупаемости и означает, что каждая организация самостоятельно финансирует все текущие и капитальные затраты.4.деление средств на собственные и заемные. Организации часто не хватает собственных (основных, оборотных) средств, т. к. в хозяйственной деятельности, возникает разрыв во времени, между затратами и источниками их финансирования, при не достатке источников, темпы могут быть снижены, соответсвенно грамотное привлечение заемных средств, ускоряет процесс воспроизводства. 5. Принципы ответственности или риска, для рыночной экономики характерен риск, при организации хозяйственной деятельности, что обуславливает необходимость создания фондов ДС.

20 Экономическое содержание основного капитала ОК. Понятие капитальных вложений (КВ), их состав и значение для организаций.

Основной капитал – это важнейшая и значительная часть национального богатства страны, характеризует материальную базу и технический уровень.

По материально–вещественному составу основной капитал представляет собой основные средства.

Для отнесения актива к основным средствам необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

2. использование в течение длительного времени, т.е. сроком полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3. организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Основные средства промышленной организации деляться на промышленно производственные и средства не промышленного назначения, так же используют на активную (машины и механизмы) и пассивную части.

Капитальные вложения - это затраты, связанные с простым и |расширенным воспроизводством основных средств. В соот-ии с ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно–изыскательские работы и другие затраты.

Капитальные вложения играют большую роль в развитии экономики, т.к. с их помощью решаются многие вопросы, определяющие темпы развития предприятия: обеспечивается рост выпускаемой продукции, создаются новые мощности, рабочие места, что и позволяет расширить хоз. деятельность. В процессе капитальных вложений осуществляется техническое перевооружение предприятия, улучшается технология производства, что ведет к повышению качества выпускаемой продукции, увеличивается производительность труда - в конечном итоге снижается себестоимость и растет прибыль.

Состав капитальных вложений на промышленных предприятиях:

1. Новое строительство.

2. Покупка оборудования.

3. Расширение, реконструкция и техническое перевооружение.

4. Проектно–изыскательские работы.

5. Создание непроизводственных фондов.

21 Амортизация (А) и ее роль в воспроизводственном процессе. Методы планирования Амортизации.

Амортизация – процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта.

Амортизационные отчисления –это денежное выражение амортизации, являются источником простого воспроизводства ояновных средств. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся всеми коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация.

Согласно российским стандартам бухгалтерского учета (ПБУ 6/01), существуют четыре основных метода начисления амортизации для бухгалтерского учета:

1. Линейный (равномерный) способ;

2. метод уменьшаемого остатка;

3. по сумме чисел лет срока полезного использования объекта

4. пропорционально объему выпуска продукции (работ).

А отч. = Первоночальная стоимость * норма амортизации (Na) \ 100

1.Одну и ту же стоимость списываем:

А отч. = Остаточная стоимость * норма амортизации (Na) * К (= 2 или 3) / 100

2.В первые периоды больше, потом меньше6:

А отч. = Первоночальная стоимость * норма амортизации (Na) /100

3.норма амортизации (Na) = фактический объем продукции / плановый или предполагаемый за весь период использования объекта

Существуют два метода планирования амортизационных отчислений – метод прямого счета и аналитический метод. Метод прямого счета: дает точный результат расчета

1. все основные средства, по которым производятся отчисления объединяются в отдельные группы с одинаковой нормой амортизации;

2. по каждой группе определяется среднегодовая стоимость основных средств;

ОС среднее = ОС начало + В*М/12 – И * (12 – М)/12

Ос нач. – стоимость основных средств на начало планового периода

В – стоимость основных средств вводимых в действие в плановом периоде

И- стоимость основных средств выбывающих из эксплуатации по причинам

М – число месяцев, в течении которых основные средства, будут функционировать в плановом периоде.

3. определяются отчисления по каждой группе;

А отч. = Ос среднее * норма амортизации (Na) / 100

4. определяется сумма амортизационных отчислений по предприятию в целом, определяется суммированием амортизационных отчислений по каждой группе.

А отч. = ∑ А Оi

Аналитический метод:

1. По данным бухгалтерского учета или отчетности, определяется среднегодовая стоимость основных средств, по которым начислялась амортизация в отчетном периоде или сумма фактически начисленных амортизационных отчислений; Ведомость начисления амортизации (форма №5).

2. На основании тех же данных определяется сумма фактически начисленных амортизационных начислений;

3. Определяется средняя норма амортизации в отчетном периоде;

норма амортизации (Na) средняя в отч.периоде = А отч. Факт./ Основные средства * 100%

4. определяется плановая среднегодовая стоимость основных средств.

ОС план = Ос начало + В средн. – И средн. Средняя стоимость вводимых и выбываемых основынх средств

Определяем плановую: А отч. План = ОС план * норма амортизации сложившаяся (Na) отчет./ 100.

сущность и функции финансов организаций. - student2.ru 22 Заемные источники финансирования ОС в организации

В организациях часто возникает разрыв во времени между объемом капитальных вложений и источниками их финансирования. Как правило, вложения требуются в значительных объемах, а текущие источники их финансирования являются относительно небольшими. Если оставить предприятие с таким разрывом, то снизятся масштабы капитальных вложений и замедлятся сроки их выполнения. Все это снизит эффективность вложений, т.к. отдача от них переносится на более длительные периоды.

Для поддержания значитительных масштабов капитальных вложений и для сокращения сроков строительства предприятия должны финансировать часть основных средств за счет заемных и привлеченных источников:

1.Долгосрочные кредиты банков.

+ самой простой способ финансирования

- кредит относится к разряду финансирования, стоимость залога которого должна в 1,5 – 2 раза превышать объем получаемых средств; кредитная история созданная в данном банке может не иметь никакого веса в другом; может превратиться в долгий и сложный процесс.

2. Лизинг – это экономические отношения, которые возникают в процессе реализации договора лизинга (это в соответствии с которым, лизингодатель обязуется приобрести, для лизингополучателя оборудование у указанного им продавца и передать это оборудование лизингополучателю, во временное владение, пользование за определенную плату).

+ 1. дает возможность получить оборудование в пользование без его полной оплаты и позволяет организовать новое производство без мобилизации крупных финансовых ресурсов

2. возможность опробовать оборудование до его полной оплаты

3. возможность использовать сезонное оборудование только в течение периода, когда оно необходимо

4. не привлекается заемный капитал

5. широкий спектр сопутствующих товаров и услуг (наладка и обслуживание)

6. налоговые выгоды

7.по окончании срока договора возможность выкупа по остаточной стоимости

- 1. завышение лизинговых платежей, часто лизинговые платежи первышают % по долгосрочному банковскому кредиту

2. технические риски

3. Мобилизация фин. ресурсов на РЦБ.

Выпуск долгосрочных обязательств (облигаций).

Преимущества:

- длительный срок привлечения, от 1 до 3 лет

- привлечение крупных объемов инвестиций

- распределение долга среди большого числа покупателей, исключает зависимость от одного кредитора и уменьшает вероятность потери контроля над собственной компанией.

Недостатки:

- проценты начисляются независимо от доходов компании;

- условия облигационного займа могут наложить ограничение на деятельность компании;

- существует опасность для финансовой устойчивости организации;

- нужно создавать фонд погашения облигационного займа;

- не каждая компания может позволить себе размещение облигаций на фондовом рынке.

4. Средства бюджетов, предоставленные на возвратной или безвозвратной основе.

5.Средства негосударственных внебюджетных фондов.

6.Средства иностранных инвесторов.

7. Средства других юридических лиц (заем, долевое участие).

8. Средства, централизуемые объединениями и союзами организаций (ФПГ).

Наши рекомендации