Денежные фонды и резервы организации
Денежные фонды предприятия формируются в момент его организации. Организация предприятий осуществляется лицами, именуемыми учредителями, с соблюдением условий национального законодательства. На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения:
• выработку и представление учредительных документов;
• формирование капитала;
• организацию органов управления;
• регистрацию предприятия.
Следует различать учредителей и акционеров. В качестве учредителей могут выступать юридические и физические лица, создающие предприятие. Признание лица учредителем имеет большое практическое значение, так как на учредителей возлагается ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения. В некоторых странах к учредителю предъявляется требование о подписке на определенное число акций. Акционерами же являются все юридические и физические лица, владеющие акциями предприятия.
На первом этапе учреждения предприятия – собрании учредителей – принимается решение о создании предприятия и определении круга юридических и физических лиц, входящих в их состав. Далее собрание учредителей формирует пакет учредительных документов.
Устав предприятия является важнейшим из них, в нем указываются:
• наименование, юридический адрес предприятия;
• определяется ее организационно-правовая форма;
• формулируются основные цели деятельности;
• указываются величина уставного капитала и порядок его формирования.
Также в уставе определяются права и обязанности учредителей; указывается организационная структура и порядок управления ее деятельностью; приводится положение о порядке ликвидации предприятия; о порядке внесения изменений в устав и об ответственности по своим имущественным обязательствам.
В устав могут включаться и следующие дополнительные условия: права и обязанности участников; содержание правоспособности и имущественный режим; компетенция некоторых органов управления; общая и исключительная компетенция высшего органа, периодичность и порядок его созыва; состав и компетенция исполнительного органа; срок полномочий и состав контрольного органа; порядок отчетности предприятия; порядок формирования и расходования финансовых фондов; основные принципы финансирования деятельности предприятия; направления использования финансового фонда; порядок распределения прибыли.
Устав предприятия разрабатывается его учредителями и утверждается при регистрации соответствующими органами (нотариусом или судом). Уставом устанавливается максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции АО, именуемая уставным капиталом, и их номинальная стоимость.
Посредством денежных фондов предприятия осуществляется обеспечение его хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствам для:
• расширенного воспроизводства;
• финансирования научно-технического прогресса;
• освоения и внедрения новой техники;
• экономического стимулирования;
• расчетов с бюджетом и банками.
Уставный капитал (фонд) – основной источник собственных средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал. Его формирование зависит от организационно- правовой формы и регулируется ГК РФ.
Хозяйственные товарищества и общества показывают по этой строке сумму уставного (складочного) капитала, кооперативы – сумму паевого фонда как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов). Государственные и муниципальные предприятия показывают величину уставного фонда.
Величина уставного капитала предприятия изменяется в зависимости от результатов его деятельности за год, что находит отражение в учредительных документах и в форме №3 «Отчет об изменениях капитала» (приложение 3).
Увеличение уставного капитала возможно за счет:
• выпуска дополнительных акций (эмиссии);
• внесения дополнительных вкладов участниками хозяйственных товариществ;
• направления средств добавочного капитала в установленном порядке.
Уменьшение уставного капитала возможно за счет:
• изъятия вклада участниками;
• аннулирования собственных акций акционерным обществом;
• уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при доведении уставного капитала до величины чистых активов, определяемых путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
К денежным фондам относится и добавочный капитал. По своему финансовому происхождению он формируется за счет следующих источников:
• эмиссионного дохода;
• суммы дооценки внеоборотных активов;
• курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала;
• суммы нераспределенной прибыли, направленной на покрытие капитальных вложений;
• безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели;
• ассигнований из бюджета на финансирование капиталовложений и др.
Он может быть использован:
• на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки;
• на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества др. предприятиям и лицам;
• на увеличение уставного капитала;
• на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятий за отчетный год.
Эмиссионный доход – это средства, полученные акционерным обществом – эмитентом – от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости. Он представляет собой определенную стоимостную оценку имущества, полученного организацией дополнительно, является, по сути, приростом имущества организации, отражаемым непосредственно на счетах учета капитала организации в соответствии с правилами ведения бухгал- терского учета.
Добавочный капитал, образованный от дооценки внеооборотных активов, представляет собой величину прироста за счет доведения до рыночной цены аналогичного имущества на момент переоценки.
Таким образом, восполняется потеря стоимости имущества, происходящая за счет инфляции. Уменьшение сумм добавочного капитала, образованного в результате переоценки, может быть только в результате:
• переоценки в сторону снижения стоимости основных средств;
• направления средств на увеличение уставного капитала;
• выбытия основных средств.
Под курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала организации, понимается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Банка России на дату поступления сумм вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах. Этот вариант возникновения сумм добавочного капитала встречается на практике довольно редко.
Сущность сумм нераспределенной прибыли, направленных как источники покрытия капитальных вложений в отличие от вышерассмотренных источников состоит в том, что при отражении сумм, использованных как источник покрытия капитальных вложений, не происходит прироста капитала, а лишь перераспределяются суммы между разными группами статей. Источником для пополнения добавочного капитала являются суммы нераспределенной прибыли, направленной в соответствии с решением собственников на покрытие расходов на долгосрочные инвестиции, либо суммы той же нераспределенной прибыли, учитываемой как фонд накопления в соответствии с учредительными документами.
Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенные для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.
Долгосрочные инвестиции связаны с:
• осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих средств и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они производятся, а затраты, понесенные при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию;
• приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
• приобретением земельных участков и объектов природопользования;
• приобретением и созданием активов нематериального характера.
Резервный капитал – денежный фонд, образуемый за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, функционирующего в форме акционерного общества или предприятия с иностранными инвестициями.
В бухгалтерском учете резервный капитал отражается на 82 счете. Предназначен для:
• покрытия убытков отчетного года;
• выплаты дивидендов при отсутствии или недостатка прибыли отчетного года для этих целей;
• для погашения облигаций и выкупа акций (в акционерных обществах).
Резервный капитал не может быть использован для иных целей. Резервный капитал акционерных обществ создается в размере, предусмотренном уставом, – не менее 5 % от уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Наличие резервного капитала является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятий. Налоговый аспект формирования резервного капитала состоит в том, что сумма отчислений в резервный и другие аналогичные фонды не подлежит налогообложению.
Фонд социальной сферы формируется у организации в случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства (полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения, приобретенных организаций), ранее не учтенных в составе уставного (складочного капитала), уставного фонда, добавочного капитала.
Фонд накопления – это денежные средства, отчисляемые из чистой прибыли и предназначенные для развития основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и для финансовых вложений для извлечения прибыли.
Если чистой прибыли не хватает для финансирования развития производства, то образуется инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в т.ч. чистую прибыль, амортизационный фонд, заемные и привлеченные источники.
Фонд потребления – представляет собой денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и др. цели.
Валютный фонд – формируется на предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку или покупающих валюту для импортных операций. Ими в банках, имеющих валютные лицензии, открывается валютный счет.
Кроме перечисленных фондов на предприятиях создаются оперативные денежные фонды, такие как фонд выплаты заработной платы. Для обеспечения своевременных выплат на счете накапливаются необходимые денежные средства, а при их отсутствии предприятия обращаются в банк за кредитом на выплату заработной платы. Раз в год образуется фонд выплат акционерам дивидендов по акциям. Периодически формируется фонд платежей в бюджет различных налогов, а также фонд погашения кредитов банков, фонд освоения новой техники, фонд научно-исследовательских работ и др.
Создание фонда накопления и фонда потребления, а также других денежных фондов обязательно, если это предусмотрено учредительными документами коммерческих предприятий, либо собранием акционеров по представлению совета директоров принимается решение о направлении прибыли в эти целевые фонды. Зачастую указанный порядок нарушается, что приводит к ущемлению прав акционеров и отсутствию четко выработанных ориентиров в пропорциях накопления и потребления. Эта проблема может быть эффективно решена только в рамках стратегического финансового планирования, т.е. концепции, отдающей приоритет накоплению капитала и его производительному использованию.
3. Экономическое содержание и классификация расчётов. Принципы организации расчётов.
Расчетами в народном хозяйстве называется система денежных отношений, связанных с оплатой товаров, услуг и выполнением других финансово-кредитных обязательств предприятий, организаций, населения.
Расчеты осуществляются наличными деньгами или путем безналичных перечислений через учреждения банков, однако всегда имеют денежную форму.
В хозяйственном обороте сфера использования наличных денег ограничена. Они используются в основном для расчетов с работниками предприятий по выплате им заработной платы, пенсий, пособий.
Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.
Все расчеты организации можно разделить на две группы:
- расчеты по товарным операциям - это расчеты, связанные с оплатой полученной продукции, приобретенных товарно-материальных ценностей и полученных услуг, а также расчеты с поставщиками и подрядчиками.
К расчетам по нетоварным операциям относятся операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (платежи в бюджет, по социальному и имущественному страхованию, по погашению кредитов и процентов по ним, по уплате пени, штрафов, неустоек за нарушения расчетно-платежной дисциплины и др.).
Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей: • платежными поручениями; • плановыми платежами; • платежными требованиями-поручениями; • аккредитивами; • расчетными чеками; • зачетом взаимных требований; • векселями; • встречным движением товара (товарообменные операции).
По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.
В зависимости от места осуществления платежа и нахождения плательщика расчеты подразделяются на одногородние (местные) и иногородние.
Одногородние (местные) - это расчеты, осуществляемые между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или несколькими одногородними учреждениями банка.
Иногородние - это расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных городах или населенных пунктах.
Внутрифирменные расчеты и некоторые из внешних могут осуществляться наличными деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным банком РФ.
Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах служит коммерческий банк. Организация открывает в коммерческих банках следующие счета.
1. Расчетные счета, предназначенные для осуществления текущих платежей по распоряжению организации и зачисления поступлений денежных средств в адрес организации. Количество расчетных счетов, открываемых организации различными коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если организация служит недоимщиком по платежам в бюджет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый счет недоимщика), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этой организации во все другие банки. Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению организации.
2. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.
3. Специальные счета, применяемые для хранения средств строго целевого назначения.
4. Валютные счета, предназначенные для расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты — отдельный счет. Кроме того, организация может иметь счета в евро, в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг) или в валюте клиринговых расчетов (Валютный клиринг — межправительственное соглашение о взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг).
В соответствии с валютным законодательством организации открывается одновременно с валютным счетом и транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета организация в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 10% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет организации. Намечается тенденция к постепенному уменьшению доли валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке, что, в конечном итоге, приведет к ее отмене.
Между предприятиями, организациями, учреждениями и звеньями финансово-кредитной системы расчеты осуществляются в основном в безналичной форме через учреждения банков.
Сущность безналичной формы расчетов состоит в том, что платежи за товары и услуги, а также другие перечисления производятся не наличными деньгами, а путем перевода (перечисления) денежных средств со счета плательщика на счет поставщика или получателя денег соответствующим учреждением банка.
Безналичные расчеты занимают наибольший удельный вес в расчетно-платежном обороте хозяйствующих субъектов. Назначение этой формы расчетов состоит в том, чтобы заменять наличные деньги в платежном обороте.
При построении системы расчетов необходимо исходить из требований наибольшего сближения момента совершения платежа с моментом получения продукции, товаров, услуг, недопущения образования необоснованной кредиторской задолженности, максимальной экономии платежных средств для совершения расчетов и возможности обеспечения более эффективного контроля за использованием денежных средств. В этой связи система безналичных расчетов должна отвечать следующим требованиям:
· способствовать своевременному получению поставщиком денежных средств за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
· создавать условия покупателю для контроля за соблюдением поставщиком условий договора или соглашения о поставках товарно-материальных ценностей, услуг;
· обеспечивать возможность контроля со стороны банка и поставщика за своевременностью и полнотой оплаты продукции и услуг покупателем.
Учитывая изложенные выше требования, в основу организации безналичных расчетов положены следующие основные принципы.
1. Расчеты, как правило, должны осуществляться вслед за отпуском (отгрузкой) товаров, оказанием услуг или одновременно с ними.
2. Платежи должны осуществляться через учреждения банка и под их контролем только с согласия покупателя и при наличии у него необходимых денежных средств или права на получение банковского кредита.
3. Платежи по различным видам деятельности должны совершаться с различных счетов, т.е. денежные средства должны использоваться строго по целевому назначению.
4. Расчеты должны совершаться на основании расчетно-платежных документов типовой формы.
Соблюдение указанных принципов является обязательным как для поставщика, так и для покупателя.
Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.
Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно определенным принципам. Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и документальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.
Принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.
Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества.
К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Главный регулирующий орган расчетов – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П с последующими изменениями и дополнениями.
Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сложившимися традициями и обычаями делового оборота, а также банковской практикой в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. В настоящее время Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.
Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие этих счетов как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет.
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законодательством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России.
Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.Соблюдение этого принципа – залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списание средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.Данный принцип реализуется путем применения:
- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и в других случаях.
Пятый принцип: срочность платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете – к платежному кризису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.
Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке свободных ресурсов.
В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят на подобную систему работы, усиливая деловое сотрудничество. Все большее развитие получает финансовый менеджмент клиента в качестве системы управления денежными потоками, позволяющей обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и диверсификация вложений), так и для клиента (финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).
Специфический характер имеет контроль банков за проведением расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу ряда обстоятельств в организациях не всегда срабатывает. Кроме того, не отрегулирован механизм правового контроля со стороны государства за соблюдением установленных правил организациями различных форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в назревании платежного кризиса. Поэтому плохо срабатывают все остальные принципы ведения расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип регулирования безналичных расчетов во внутреннем обороте России.
Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий.Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.