Пример анализа ценовой политики предприятия
Решение предприятия в отношении цен на выпускаемую продукцию в значительной степени зависит от внешних обстоятельств, которые могут ограничивать его свободу при ценообразовании. Поэтому прежде, чем назначить цены на товары, необходимо выявить эти обстоятельства, механизм их влияния. В связи с этим проведем анализ ценовой политики предприятия ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский».
В настоящее время на рынке имеется большой ассортимент молочной продукции, причем продукции не только данного завода, но и других предприятий-конкурентов. Следовательно, рынок насыщен аналогичной продукцией самых различных товарных марок. Покупатели имеют возможность сравнить молочную продукцию разных товарных марок и выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Поэтому они очень чувствительны к цене.
Обычно покупатели стараются выбрать продукцию по низкой цене, но хорошего качества. Если же качество продукции их не устраивает, то они готовы платить больше.
Предприятие выпускает продукцию достаточно высокого качества и устанавливает средние цены на нее.
Потребители не могут создавать большие запасы молочной продукции, т.к. она не может храниться долго. Поэтому покупатели не очень чувствительны к скидкам и другим способам поощрения больших покупок.
Свобода предприятия в установлении цены ограничивается конкретными действиями конкурентов и в целом той конкурентной средой, которая сложилась на рынке молочной продукции.
На молочном рынке кроме данного завода существуют также и другие предприятия, выпускающие молочную продукцию, которые ориентируются на тот же тип покупателей, что и предприятие ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский».
На рынке молочной продукции представлен товар самого разнообразного качества и по различным ценам. Например, сравнивая цены на продукцию «Буденновского молочного завода» и молочного завода «Пятигорский» мы увидим, что на Молочном комбинате «Ставропольский» цены гораздо ниже, что дает ему большое преимущество перед конкурентами. Однако ассортимент продукции на молочном заводе «Буденновский» немного больше, чем на Ставропольском.
В сравнении с первым заводом конкуренты постоянно испытывают недостаток в сырье (молоко), тогда как Ставропольский молочный завод проблем с заготовкой сырья не имеет, т.к. проводит постоянную работу среди хозяйств, направленную на своевременную оплату за сданное молоко, оказывает посильную финансовую и материальную поддержку всем хозяйствам, сдатчикам в обеспечении их лавсаном, химреактивами, марлей, кислотами и обучает персонал лабораторий при фермах.
Рынок молочной продукции является рынком монополистической конкуренции, т.к. на нем представлена продукция самых различных товарных марок.
Так как предприятие ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» сбывает свою продукцию через посредников, то при установлении цены на товар завод учитывает их интересы, т.е. осуществляет доставку продукции автотранспортом завода, за счет этого снижается себестоимость продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции образуют нижнюю границу установления цены, т.к. ниже этой границы цены будут убыточными. На стоимость закупаемых сырья и ресурсов предприятие может влиять мало, а вынуждено принимать ее. При увеличении стоимости ресурсов предприятие вынуждено реагировать на это.
Цены на продукцию на Молочном комбинате «Ставропольский» определяет экономический отдел, а утверждает главный бухгалтер. Определение цены происходит на основе издержек производства. Цена, как и другие условия продажи, является одним из факторов конкурентоспособности товара. Под конкурентоспособностью цены понимается то, как она способствует продаже товара на фоне цен других предприятий.
Сравним цены на розничном рынке молочной продукции. Данные для сравнения приведены в таблице 4.11.
Таблица 4.11