Особенности ценовой политики предприятия

Ценовая политика продавца любой продукции зависит от типа рынка, на котором функционирует его фирма. Экономисты выделяют четыре типа рынка, на каждом из которых решаются специфичные для данного типа рынка проблемы в области ценообразования. Это рынок чистой конку­ренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

^ Рынок чистой конкуренции (атомистический рынок) состоит из множества продавцов и покупателей схожей продукции. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень теку­щих рыночных цен на продукцию (товар, работы, услуги). Чистая конкурен­ция может рассматриваться лишь как приближение к действительности. Примером чистой конкуренции может служить рынок зерна, рынок ценных бумаг и т. п.

^ Рынок монополистической конкуренции состоит из множества по­купателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способ­ностью продавцов предлагать покупателям разные варианты продукции (товаров, работ, услуг), которые отличаются друг от друга качеством, свой­ствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться также и в со­путствующих товарам услугах, оказываемых продавцами. Покупатели ви­дят эти различия и готовы платить за товары (работы, услуги) по-разному.

^ Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продав­цов, весьма чувствительных к политике ценообразования на данном рынке. Товары, предлагаемые на этом рынке, могут быть схожими, а могут разли­чаться по своим качествам. Небольшое количество продавцов объясняет­ся затруднениями, которые необходимо преодолеть новым претендентам для выхода на этот рынок.

^ При чистой монополии на рынке всего один продавец. В каждом отдельном случае на рынке чистой монополии ценообразование складыва­ется по-разному. Цена может быть назначена с расчетом на получение хо­роших доходов или для сокращения потребления продукции. В случае регу­лируемой монополии государство разрешает компании устанавливать цены, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама ус­танавливает любую цену, которую только выдержит рынок.

При отсутствии однородного характера продукции имеет место мо­нополистическая конкуренция с дифференциацией продукции.

Монопсонияозначает структуру рынка с монопольным покупате­лем, например, покупателем военной продукции является правительство страны.

^ Монополия, практикующая дискриминацию,осуществляет про­дажу одного и того же продукта различным покупателям по разным ценам.

Двусторонняя монополияпредставляет собой сосуществование на рынке данной продукции единственного покупателя и единственного произ­водителя.

Разновидностью монополии является дуополия,представляющая собой сосредоточение производства в руках двух фирм.

Большинство промышленных предприятий России функционирует в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

Билет № 12

Планирование фонда оплаты труда.

Заработная плата – вознаграждение за труд, выраженное в денежных или иных, предусмотренных Трудовым кодексом или другими федеральными законами, формах. Заработная плата – вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Заработная плата может быть основной и дополнительной. Планирование фонда начинается с основной заработной платы с прямого фонда, который не имеет доплат:

1.
прямой фонд оплаты труда

2.
часовой фонд оплаты труда – состоит: Фчас = Фпр+Д(до час Ф)

·
премий

·
высококвалифицированным рабочим

·
за работу в ночное время

·
резервным рабочим

·
за руководство бригадой

·
за обучение учеников

3.
дневной фонд оплаты труда: Фдн = Фчас + Д до дн.ф

·
льготные часы подросткам

·
кормящим матерям

4.
годовой фонд оплаты труда: Фг = Фдн + Д до гф

o
очередные отпуска

o
выполнение государственных обязанностей

o
отпуска по учебе

2.
Виды и классификация цен.


Ценовая система – единая упорядочная совокупность различных видов цен, обслуживающие и регулирующие экономические отношения между различными участками национального и мирового рынка. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономически строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:

1. по сферам обслуживания национальной экономики

·
Оптовые цены на продукцию промышленности цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребления, кроме населения независимо от форм собственности

·
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

·
Цены на строительную продукцию

·
Тарифы грузового и пассажирского транспорта

·
Цены на потребительские товары

·
Тарифы на услуги

·
Внешнеторговые цены

·
Экспортные цены

·
Импортные цены

1.
по степени участия государства ценообразования

·
рыночные цены


а) свободные

б)монопольные

в) демпинговые – низкие цены

·
регулируемые


а)фиксированные

б)придельные

3. по стадиям цен образования

·
оптовые цены изготовления


а) себестоимость производства и реализации товаров плюс прибыль изготовителя

·
оптовые отпускные цены равняются оптовая цена изготовителя плюс косвенные налоги (НДС, акцизы)

·
цены закупки


а) отпускные цены плюс посредническая надбавка

б) издержки посредника

в) прибыль посредника

г) НДС

·
розничная – оптовая цена закупки плюс торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли)


4. по транспортной составляющей в цене (Франко термин означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.

·
Франко-склад поставщика равна цена продукции на складе поставщика (все расходы по транспортировке оплачивает потребитель)

·
Франко-станция отправителя равна Франко-склад плюс расходы по доставке продукции до станции отправителя

·
Франко-вагон станция отправителя равна Франко-станция отправителя плюс расходы по погрузки продукции вагона на станции отправителя

·
Франко-станция назначения равна Франко-вагон плюс расходы по транспортировки до станции назначения

·
Франко-вагон станции назначения равна Франко-станции назначения плюс расходы по выгрузки продукции из вагонов на станции назначения

·
Франко-склад от потребителя равняется Франко-вагон станции назначения плюс расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя

5.
от характера ценовой информации

·
цена фактических сделок информации о реальных ценах купли-продажи товаров на рынке

·
аукционные цены

·
биржевые цены орезультатов торговли на рынке

·
справочные цены информирует покупателя


а)цены предприятия

б)цены прейскурантов

·
ценовые индексы


а)индивидуальный

б)свободный

Билет № 13

Наши рекомендации