Приложение А. Журнал хозяйственных операций 2 страница
- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
- расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и других подобных услуг;
- другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы списываются на счета учета затрат на производство и учитываются при формировании производственной или полной производственной себестоимости продукции.
При использовании этого способа общехозяйственные расходы списываются в дебет счетов:
20 «Основное производство»;
23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили продукцию, выполняли работы, оказывали услуги на сторону);
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если указанные подразделения выполняли работы, оказывали услуги на сторону).
При списании общехозяйственных расходов на счет 20 они распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально выбранному показателю. Механизм списания и распределения аналогичен для вспомогательного производства.
Если учетной политикой организации предусмотрено включение общехозяйственных расходов текущего периода в себестоимость реализованной продукции, то вся сумма общехозяйственных расходов списывается в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».
В данном случае формируется неполная или сокращенная себестоимость выпускаемой продукции, а себестоимость реализованной продукции увеличивается.
Задание на занятие:
Задание 1. ООО «Виола» занимается производством. За отчетный период общепроизводственные расходы составили 35 200 руб., в том числе:
- расходы по оплате электроэнергии - 17 700 руб. (НДС - 2700 руб.);
- стоимость запасных частей, использованных на текущий ремонт оборудования общепроизводственного назначения - 3000 руб.;
- амортизационные отчисления по основным средствам общепроизводственного назначения - 2500 руб.;
- заработная плата обслуживающего персонала, а также взносы на социальное страхование, начисленные с их заработной платы, - 12 000 руб.
Рассчитать сумму общепроизводственных расходов.
Сделать проводки.
Задание 2. На основе данных для выполнения задачи отразить в учете представительские расходы и их списание.
Исходные данные:
В мае ООО «ХХХ» принимало делегацию ООО «Омега». Расходы по обслуживанию делегации в ООО «ХХХ» составили:
- буфетное обслуживание - 5 900 руб., в том числе НДС - 900 руб.;
- посещение театра - 2 000 руб., НДС не облагается;
- транспортное обслуживание делегации - 2 360 руб., в том числе НДС - 360 руб.
Расходы по оплате труда сотрудников ООО «ХХХ» в этом периоде составили 30 000 руб.
Задание 3. Оформить журнал регистрации хозяйственных операций (Приложение А), составить корреспонденцию счетов по приведенным операциям.
Расчет распределения общехозяйственных расходов выполнить пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и расходам на содержание и эксплуатацию оборудования.
Исходные данные:
1 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования составили:
- по заказу №25 - 56140 руб.;
- по заказу № 26 - 40690 руб.
2 Хозяйственные операции за февраль представлены в Таблице 1.
Таблица 1. - Хозяйственные операции за февраль
Номер операции | Документ и содержание операции | Сумма, руб. |
1. | Ведомость распределения расхода материалов Израсходованы материалы: для текущего ремонта здания офиса для испытаний в заводской лаборатории для устройства заводской душевой на содержание сторожевой и военизированной охраны | |
2. | Ведомость распределения заработной платы Начислена заработная плата: рабочим: за обработку деталей токарных станков заказа № 25 за обработку деталей сверлильных станков заказа № 26 административно-управленческому персоналу завода: повременно по должностным окладам за время отпуска работникам заводских складов работникам заводской лаборатории | 240000 230000 |
3. | Ведомость распределения заработной платы Произведены отчисления во внебюджетные фонды от начисленной зарплаты: рабочих: за обработку деталей токарных станков заказа № 25 за обработку деталей сверлильных станков заказа № 26 административно-управленческого персонала завода: повременно по должностным окладам за время отпуска работникам заводских складов работникам заводской лаборатории | ? ? ? ? ? ? |
4. | Ведомость распределения заработной платы Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих в размере 6% от начисленной зарплаты: за обработку деталей токарных станков заказа № 25 за обработку деталей сверлильных станков заказа № 26 | ? ? |
5. | Платежные требования № 283-345 Акцептованы платежные требования: строительно-монтажного управления за выполненный текущий ремонт заводского склада НДС ОАО «Горэнерго» за потребленную энергию службами общехозяйственного назначения НДС ОАО «Водоканал» за потребленную воду службами общехозяйственного назначения НДС | 134 830 ? ? ? |
6. | Расчет амортизации Начислена амортизация по основным средствам общехозяйственного назначения | |
7. | Авансовые отчеты № 31-40 Согласно представленным отчетам списываются расходы: по служебным командировкам канцелярские и почтово-телеграфные | |
8. | Расчет распределения расходов будущих периодов Списываются расходы будущих периодов, относящиеся на апрель: расходы по подписке на газеты и журналы абонентская плата за заводские телефоны арендная плата пристанционного заводского склада | |
9. | Ведомость распределения общехозяйственных расходов Списать после распределения общехозяйственные расходы (распределение расходов выполнить в ведомости распределения общехозяйственных расходов по видам продукции) | ? |
Задание 4. Основные хозяйственные операции по счетам учета затрат на производство бухгалтерского учета представлены в Таблице 2.
Оформить журнал хозяйственных операций по форме, представленной в Приложении А.
Отразить хозяйственные операции в Т-формах (Приложение Б).
Таблица 2. - Хозяйственные операции за месяц
Хозяйственные операции | в руб. |
1 Отпущены материалы, в том числе: | 500 000 |
- на производство продукции | 400 00 |
- на цеховые нужды | 50 000 |
- на общехозяйственные нужды | 40 000 |
- на затаривание и упаковку продукции | 10 000 |
2 Начислена заработная плата, в том числе: | 100 000 |
- рабочим основного производства | 80 000 |
- персоналу цехов | 10 000 |
- персоналу заводоуправления | 8 000 |
- работникам по реализации продукции | 2 000 |
3 Начислено в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования | 26 000 |
4 Начислена амортизация по основным средствам, в том числе: | 60 000 |
- по основным средствам цехов | 40 000 |
- по основным средствам заводоуправления | 20 000 |
5 Списаны общепроизводственные расходы | 102 600 |
6 Списаны общехозяйственные расходы | 70 080 |
7 Оприходовано готовой продукции по фактической себестоимости | 673 480 |
8 Отгружена покупателю продукция в сумме (включая НДС - 180000 руб.) | |
9 Поступили платежи за проданную продукцию | 1 180 000 |
10 Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции | 673 480 |
11 Списаны коммерческие расходы | 12 520 |
12 Начислен НДС | 180 000 |
13 Списан финансовый результат продажи продукции | 314 000 |
Контрольные вопросы:
1. На каком счете ведется синтетический учет общехозяйственных расходов?
2. Какие виды расходов относятся к общепроизводственным расходам?
3. Перечислите основные способы распределения общепроизводственных расходов.
Практическое занятие 21.
Наименование занятия:Расчет себестоимости затрат вспомогательных производств и их распределение.
Цель занятия: привитие и закрепление практических навыков по исчислению затрат вспомогательных производств и их распределению.
Подготовка к занятию:
Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.п.
К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, жестяно-баночное производство, цех производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.
Учет вспомогательных производств осуществляется на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства».
Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.
В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов.
По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяются пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения (1 кВт/ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля, 1 т приведенного грузооборота и др.).
Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывается со счета 23 в дебет счетов:
20 «Основное производство» - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности;
90 «Продажи» - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам;
- других счетов (08, 10, 11, 15, 21, 28 и др.).
Задание на занятие:
Задание 1. На балансе ООО «ХХХ», помимо основного, числится вспомогательное производство, которое оказывает услуги сторонним организациям.
Согласно учетной политике организации общехозяйственные расходы распределяются между основным и вспомогательным производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.
Сумма прямых затрат основного производства составила 140000 руб.
Прямые затраты вспомогательного производства по оказанию услуг на сторону составили 25 000 руб.
Списать на основное и вспомогательное производство общехозяйственные расходы.
Сделать проводки.
Задание 2. ООО «Алиса» занимается производством. На балансе организации числятся вспомогательное и обслуживающее производства. За отчетный период прямые расходы организации составили 275 000 руб., в том числе:
- расходы основного производства - 170 000 руб.;
- расходы вспомогательного производства - 70 000 руб.;
- расходы обслуживающего производства - 35 000 руб.
Общепроизводственные расходы составили 160 000 руб.
Учетной политикой ООО «Алиса» установлено, что общепроизводственные расходы распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.
Распределить сумму общепроизводственных расходов.
Сделать проводки.
Задание 3.Годовая смета затрат на ремонт составляет 240 тыс. руб., в том числе расходы на ремонт основных средств основного производства - 60 тыс. руб., здания управления - 30 тыс. руб., обслуживающих производств - 24 тыс. руб. и здания склада готовой продукции - 6 тыс. руб.
Учетной политикой организации предусмотрено списание общехозяйственных и коммерческих расходов непосредственно на счет учета продаж, а услуги обслуживающих производств реализуются на сторону, что обуславливает необходимость обособленного формирования себестоимости таких услуг.
1. Рассчитать ежемесячную сумму резервирования, в том числе по направлениям.
2. Суммы отчислений в резерв на ремонт отразить проводками.
Задание 4. В феврале силами вспомогательного производства (ремонтного цеха) произведены ремонтные работы на общую сумму 40 тыс. руб., в том числе:
- ремонт основных средств основного производства - 25 тыс. руб.,
- транспортных средств (учитываются обособленно на соответствующем субсчете счета 23) - 10 тыс. руб.,
- хозяйственного инвентаря - 5 тыс. руб.
Определить сумму ежемесячного списания на себестоимость вспомогательного производства.
Указать на какие соответствующие счета учета производственных затрат в порядке распределения будет списываться рассчитанная сумма.
Сделать проводки.
Задание 5.В отчетном месяце организация ремонтирует производственное помещение. В организации предусмотрено создание резерва расходов на ремонт. Фактические расходы на ремонт составили:
1) затраты ремонтного цеха:
- стоимость материалов - 60000 руб.;
- амортизация основных средств - 4200 руб.;
- заработная плата (с отчислениями) рабочих, занятых ремонтом, - 9000 руб.);
- стоимость услуг сторонней ремонтной организации - 16520 руб. (в том числе НДС).
2) Организация также сделала косметический ремонт офисного помещения собственными силами, в результате которого:
- израсходовано материалов (обои, клей и т. д.) - 2 500 руб.;
- начислена заработная плата (с отчислениями) рабочим, занятым ремонтом - 4 000 руб.
Отразить на счетах бухгалтерского учета необходимые записи, используя журнал хозяйственных операций (Приложение А).
Таблица 1. – Хозяйственные операции за месяц
Содержание операции | Сумма, руб. | |
Создание резерва на проведение ремонта (ежемесячная запись) | ||
Отражено списание суммы материалов израсходованных на ремонт производственного помещения | ||
Начислена амортизация основных средств | ||
Начислена заработная плата | ||
Отражена сумма страховых взносов | ||
Сумма затрат ремонтного цеха списана за счет созданного резерва | ||
На счет резерва отнесена сумма стоимости услуг ремонтной организации | ||
Отражена сумма НДС | ||
Отражено списание суммы материалов израсходованных на ремонт офиса | ||
Начислена заработная плата | ||
Отражена сумма страховых взносов | ||
Сумма затрат на ремонт офисного помещения списана за счет созданного резерва |
Содержание отчета:
1 Номер и наименование занятия.
2 Цель занятия.
3 Последовательное выполнение заданий, оформленное письменно.
4 Ответы на контрольные вопросы.
5 Дата выполнения занятия.
Контрольные вопросы:
1. В дебет какого счета в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств?
2. Для чего предназначен счет 23 «Вспомогательные производства»?
3. Как ведется аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства»?
4. В каком документе должен быть закреплен порядок распределения расходов вспомогательного производства?
Практическое занятие 22.
Наименование занятия:Расчет полной себестоимости продукции (услуг).
Цель занятия: Привитие практических навыков исчисления полной себестоимости продукции (услуг).
Подготовка к занятию:
Показатель себестоимости продукции играет важнейшую роль в производственной деятельности предприятия, отрасли промышленности, всего народного хозяйства. Себестоимость продукции показывает эффективность использования средств труда, предметов труда и самого труда при изготовлении продукции.
Себестоимость продукции показывает экономическую эффективность хозяйственных и организационных мероприятий, помогает сделать оптимальный выбор при распределении капитальных вложений между отраслями производства и отдельными предприятиями внутри отрасли. Показатель себестоимости продукции необходим при сравнительном анализе работы различных предприятий. Себестоимость используется при расчете экономической эффективности внедрения новой техники, технологических процессов, для внедрения новых материалов, совершенствования организации производства, а также при определении целесообразных уровней концентрации и специализации производства и во многих других случаях.
Себестоимость продукции, работ или услуг - это оценка в стоимостном выражении полных затрат на производство этой продукции, работ или услуг и их продажу.
Себестоимость определяет те затраты, которые были фактически произведены и стали ресурсами для производства продукции, независимо от времени выплаты денежных средств, т.е. в том отчетном периоде, в котором затраты имели место.
Полная себестоимость продукции состоит из прямых трудовых затрат и общепроизводственных затрат. Все они составляют добавленные затраты и прямые материальные затраты. Все эти затраты состоят из коммерческих расходов, производственной стоимости и административных расходов.
Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость того периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.).
Задание на занятие:
Задание 1. Оформить журнал хозяйственных операций (Приложение А), составить корреспонденцию счетов.
Исходные данные:
Таблица 1. - Хозяйственные операции за апрель 2012 г.
Номер операции | Документ и содержание операций | Сумма, руб. |
1. | Ведомость распределения расхода материалов | |
Отпущены со склада материалы по учетным ценам: | ||
основные материалы: | ||
- на изготовление заказа № 060 | ||
- на изготовление заказа № 061 | ||
- на содержание производственного оборудования | ||
- на устройство ограждений и люков в цехах | ||
вспомогательные материалы: | ||
- на содержание производственного оборудования | ||
- на устройство ограждений у станков | ||
- на текущий ремонт транспортных средств | ||
Транспортно-заготовительные расходы: | ||
- по основным материалам - 5%, | ? | |
- вспомогательным - 4% | ? | |
2. | Ведомость распределения заработной платы | |
Начислена заработная плата: | ||
1. основным производственным рабочим: | ||
- за изготовление заказа № 060 | ||
- за изготовление заказа № 061 | ||
- за исправление брака заказа № 060 | ||
2. вспомогательным рабочим: | ||
- за обслуживание оборудования | ||
- за работы по текущему ремонту оборудования | ||
- за текущий ремонт цеха | ||
- за устройство ограждений люков | ||
3. специалистам и служащим цеха: | ||
- аппарату управления цеха | ||
- прочему цеховому персоналу | ||
3. | Ведомость распределения заработной платы | |
Произведены начисления страховых взносов (в установленном размере) с начисленной зарплаты | ||
- за изготовление заказа № 060 | ? | |
- за изготовление заказа № 061 | ? | |
- за исправление брака заказа № 060 | ||
- за обслуживание оборудования | ? | |
- за работы по текущему ремонту оборудования | ? | |
- за текущий ремонт цеха | ? | |
- за устройство ограждений люков | ? | |
- аппарату управления цеха | ? | |
- прочему цеховому персоналу | ? | |
4. | Ведомость распределения заработной платы | |
Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих 8% от начисленной зарплаты: | ||
- за изготовление заказа № 060 | ? | |
- за изготовление заказа № 061 | ? | |
- за исправление брака заказа № 060 | ? | |
- за обслуживание оборудования | ? | |
- за работы по текущему ремонту оборудования | ? | |
- за текущий ремонт цеха | ? | |
- за устройство ограждений люков | ? | |
5. | Платежное требование №110 | |
Акцептован счет ОАО «Водоканал» за воду, потребленную на эксплуатацию оборудования | ||
- на хозяйственные нужды | ||
- НДС | ? | |
Итого | ? | |
6. | Расчет амортизации основных средств | |
Начислена амортизация: - производственного оборудования | ||
- прочих объектов основных средств цеха | ||
7. | Ведомость распределения услуг по электроцеху Списывается себестоимость потребленной электроэнергии: - на производственные цели - на освещение цеха | |
8. | Ведомость распределения косвенных расходов Списываются после распределения между видами продукции: | |
- расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования - заказ №060 - заказ №061 - общепроизводственные расходы - заказ № 060 - заказ №061 | ? ? ? ? | |
9. | Платежное поручение № 245 Перечислено ОАО «Водоканал» за потребленную воду | ? |
Списать и распределить по видам продукции расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и общепроизводственные расходы.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования распределить пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, общепроизводственные расходы - пропорционально сумме основной заработной платы и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
Задание 2.Ha основе данных о произведенных затратах и остатках на начало и конец отчетного периода определить себестоимость готовой продукции.
Исходные данные:
Затраты на производство по ОАО «Электроинструмент» за март составили:
1) Сырье и материалы - 50 000 руб.
2) Возвратные отходы - 900 руб.
3) Покупные изделия и полуфабрикаты - 3 000 руб.
4) Технологическое топливо и энергия - 6 000 руб.
5) Основная заработная плата - 45 000 руб.
6) Дополнительная заработная плата - 8 000 руб.
7) Отчисления на страховые взносы - ?
8) Услуги вспомогательных производств - 3 300 руб.
9) Общепроизводственные расходы - 13 500 руб.
10) Общехозяйственные расходы - 17 600 руб.
11) Потери от неисправимого брака - 940 руб.
Недостача материальных ценностей в основном производстве:
- в пределах норм естественной убыли - 920 руб.;
- сверх норм естественной убыли - 2 150 руб.
12) Незавершенное производство на 31 марта - 24 600 руб.
Задание 3.Ha основе исходных данных о произведенных затратах на выпуск готовой продукции определить:
1) фактическую производственную себестоимость готовой продукции;
2) отклонение фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее плановой себестоимости, рассчитанной на фактический выпуск.
Составить бухгалтерские проводки.
Исходные данные:
Приказ по учетной политике ООО «ХХХ» на 2012 г. предусматривает использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Остатки незавершенного производства по счету 20 «Основное производство» на 1 июня 2012 г. составили 2 800 руб.
Затраты на выпуск продукции в июне (руб.):
1) Материалы - 280 100.
2) Топливо и энергия на технологические цели - 60 500.
3) Заработная плата, всего - 235 100, в том числе:
- рабочим, занятым в основном производстве - 140 600;
- аппарату управления, включая премии - 65 000;
- совместителям, по трудовым соглашениям и по договорам подряда - 20000;
- за непроработанное (не явочное время) - 9 500;
4) Отчисления по страховым взносам на оплату труда составили _____?
5) Командировочные расходы - 16 950.
6) Авторское вознаграждение за рационализаторское предложение -15 000.
7) Амортизация основных средств - 8 140.
8) Амортизация нематериальных активов - 2 500.
9) Резерв на предстоящую оплату отпусков рабочих 5% - ?
10) Общепроизводственные расходы -18970.
11) Общехозяйственные расходы - 16 300.
Остатки незавершенного производства на 1 июля составили 3 890 руб.
За текущий месяц выпущено 500 изделий.
Плановая себестоимость одного изделия - 1 390 руб.
Задание 4. В ООО «Сигнал» по результатам инвентаризации расходы на незавершенное производство составили:
1) по электромотору:
- стоимость материалов 80 000 руб.;
- заработная плата рабочих 65 000 руб.
2) по прибору:
- стоимость материалов 45 000 руб.;
- заработная плата рабочих 55 000 руб.
При этом возвратные отходы составили 1%, страховые взносы - 34%, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,4%, общепроизводственные расходы - 70% начисленной заработной платы, общехозяйственные расходы - 80% начисленной заработной платы.
Фактическая производственная себестоимость затрат в незавершенном производстве составила 456680 руб., в т.ч. по электромотору - 259 660 руб., по прибору - 197 020 руб.