Приложение А. Журнал хозяйственных операций 3 страница

Расчет фактической производственной себестоимости затрат в незавершенном производстве произвести в Таблице 2.

Таблица 2. - Расчет фактической производственной себестоимости затрат в незавершенном производстве

Статьи калькуляции Наименование продукции Итого
Электромотор Прибор
Материалы      
Возвратные отходы (1%)      
Итого материальных затрат      
Заработная плата рабочих      
Отчисления на социальное страхование      
Общепроизводственные расходы      
Фактическая себестоимость незавер -шенного производства      

Задание 5.ООО «Связист» в апреле 2012 году понесло следующие расходы при производстве продукции:

- расходы на оплату труда основного производственного персонала – 120000 руб.,

- страховые взносы на оплату труда – 31 200 руб.,

- основные материалы – 40 000 руб.,

- общепроизводственные расходы – 43 000 руб.

Отразить в бухгалтерском учете указанные операции.

Таблица 3 – Журнал хозяйственных операций

№ операции Содержание операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислены расходы на оплату труда основного производственного персонала      
2. Учтены страховые взносы в расходах на производство продукции      
3. Списаны материалы в расходы на производство продукции      
4. Собраны общепроизводственные расходы      
5. Распределены общепроизводственные расходы в себестоимость продукции основного производства      

Содержание отчета:

1. Номер и наименование занятия.

2. Цель занятия.

3. Последовательное выполнение заданий, оформленное письменно.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Дата выполнения занятия.

Контрольные вопросы:

1) Что представляет собой себестоимость продукции, работ или услуг?

2) Из каких затрат состоит полная себестоимость продукции?

3) На какие группы разделяют затраты, связанные с производством и реализацией продукции?

Практическое занятие 23.

Наименование занятия:Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Цель занятия: Привитие практических навыков по определению состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Подготовка к занятию:

Для исчисления себестоимости продукции затраты классифицируют по следующим признакам, представленным в Таблице 1.

Таблица 1.-Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции

Признаки классификации Подразделения затрат на виды
1. По отношению к себестоимости продукции Включаемые и не включаемые в себестоимость продукции
2. По экономическому содержанию По элементам затрат и статьям калькуляции
3. По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
4. По составу однородности Одноэлементные и комплексные
5. По способу включения в себестоимость продукции Прямые и косвенные
6. По периодичности возникновения Текущие и единовременные
7. По участию в процессе производства Производственные и непроизводственные
8. По эффективности Производительные и непроизводительные
9. По отражению в бизнес-плане Планируемые и непланируемые
10. По возможности нормирования Нормируемые и ненормируемые
11. По временным периодам Затраты предшествующего периода, отчетного периода, будущих периодов

По отношению к себестоимости продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость продукции.

Себестоимость выпущенной продукции определяют прибавлением к стоимости незавершенного производства на начало отчетного периода затрат отчетного периода и вычитанием из полученной суммы затрат стоимости незавершенного производства на конец отчетного периода.

Следовательно, к включаемым в себестоимость продукции затратам относят стоимость незавершенного производства на начало периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию.

Не включаются в себестоимость выпущенной продукции стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода, затраты, не относящиеся непосредственно к производству выпущенной продукции (например, затраты на приобретение не израсходованных в производстве материалов), и часть расходов будущих периодов.

К незавершенному производству относят затраты на не законченную производством продукцию. Например, в строительной организации затраты на возведение фундамента, стен здания и выполнение других работ вплоть до окончания строительства объекта считаются незавершенным производством.

По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции.

Элементы затрат. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчисления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и т.п.) и ряда других показателей.

Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не осуществляется выделение расходов на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено выделение не пяти, а четырех элементов расходов:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- сумма начисленной амортизации;

- прочие расходы.

В отечественном учете традиционная классификация затрат затрагивает только их состав, а основное направление учета - учет затрат с целью формирования себестоимости изготавливаемой продукции и полученных доходов. Исходя из этого в отечественном бухгалтерском учете затраты принято группировать по элементам затрат и по статьям калькуляции. В свою очередь сгруппированные затраты по статьям калькуляции делятся на прямые и косвенные, основные и накладные.

Прямые затраты - это расходы, которые связаны непосредственно с процессом производства определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие расходы.

Косвенными называют затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.

При этом деление затрат на косвенные и прямые зависит от отраслевых особенностей, организации производства, а также принятого метода калькулирования себестоимости продукции.

Деление затрат на прямые и косвенные традиционно применяется в бухгалтерском и управленческом учете. При этом деление расходов на прямые и косвенные должно производиться при любом виде деятельности: производственной деятельности, выполнении работ, оказании услуг.

В широком смысле прямые затраты являются переменными, то есть увеличиваются или уменьшаются вместе с изменением объема выпуска продукции. Косвенные затраты являются постоянными, то есть прямо не зависят от объема выпуска.

С 2002 года эти понятия используются и в налоговом законодательстве (ст. 318-320 НК РФ).

Таким образом, это общее для двух учетов. Однако трактовка прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете различна по своей структуре.

Прямые расходы в бухгалтерском учете - это расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. К ним относятся расходы на оплату труда, стоимость израсходованных материалов, услуги сторонних организаций, связанные с изготовлением той или иной продукции (работ, услуг) и т.д.

Прямые расходы в налоговом учете - это как минимум три вида расходов, поименованных в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса:

- оплата труда производственных рабочих с отчислениями во внебюджетные фонды (кроме ФСС - несчастные случаи),

- материалы, составляющие основу продукции (работ, услуг),

- амортизация тех основных средств, которые участвуют в производстве.

Общий состав расходов, как видите, несколько различается.

Косвенные расходы в бухгалтерском учете - это расходы: - по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие, используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; - для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

Косвенные расходы в налоговом учете - это расходы, за исключением прямых и внереализационных расходов.

Таким образом, состав косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете также различен.

Основными затратами называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

Накладные расходы образуются в процессе организации, обслуживания и управления производством. Такие расходы состоят из общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности делятся на:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказания услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы по обычным видам деятельности - это издержки предприятия, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также работ, услуг.

В целом, расходы по обычным видам деятельности можно разделить на две части:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров. Это расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.

Расходы по обычным видам деятельности, в свою очередь, состоят из:

1) материальных затрат;

2) затрат на оплату труда;

3) отчислений на социальные нужды;

4) амортизации;

5) прочих затрат.

Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, разделяют на группы.

В первую группу включаются ненормируемые затраты основной производственной деятельности. Они полностью включаются в себестоимость того периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.).

Ко второй группе затрат относятся нормируемые затраты:

1) амортизационные отчисления по основным средствам. В себестоимость продукции можно относить амортизацию, начисленную любым методом. Эти расходы включаются в себестоимость продукции для целей налогообложения в пределах норм, установленных Налоговым кодексом.

2) затраты на командировки. Фактические расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Министерством финансов РФ, которые периодически изменяются.

3) представительские расходы. Это затраты организаций по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших на переговоры в производственных целях.

Указанные расходы признаются налоговыми органами в пределах, утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год, при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа деловой встречи, приглашенные лица, участники, величина расходов.

Общая сумма расходов по смете и фактические расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Министерством финансов РФ, которые периодически изменяются.

На сегодняшний момент установлены нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов в год, которые зависят от объема расходов на оплату труда и составляют 4% от объема.

4) затраты на содержание служебного автотранспорта. В настоящее время порядок нормирования этих расходов не установлен и в связи с этим расходы на содержание служебного автотранспорта принимаются в полной сумме фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, при исчислении себестоимости продукции, в т.ч. для целей налогообложения.

5) расходы на рекламу. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они принимаются в пределах установленных нормативов.

В п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлены предельные размеры расходов на рекламу в год, которые зависят от объема выручки продажи продукции (работ, услуг), включая НДС. Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении, составляют 1% от объема выручки;

6) платежи по отдельным видам добровольного страхования.

Суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость, не должен превышать 12% от расходов на оплату труда.

7) затраты по оплате процентов. По просроченным кредитам они в себестоимость не включаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка России или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях). Оплата за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки и переподготовки кадров включается в себестоимость продукции в порядке, установленном законодательством.

План счетов 2000 г. и другие основные нормативные документы по бухгалтерскому учету разрешают организациям применять несколько методик группировки и списания затрат на производство в зависимости от технологических, организационных и других особенностей предприятия и целевой установки системы управления.

Ранее применявшаяся методика группировки и списания затрат на производство основана на разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции.

Прямые расходы учитываются на соответствующих калькуляционных счетах издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), а косвенные - на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца косвенные расходы списываются со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определяется фактическая производственная себестоимость продукции. Затем фактическая производственная себестоимость продукции списывается со счетов 20, 23, 29 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи».

Вновь введенная методика группировки и списания затрат на производство предусматривает разделение затрат на переменные, условно-переменные и условно-постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции.

Прямые переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23, 29. Косвенные условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают с этого счета на счета 20, 23, 29.

Условно-постоянные расходы учитывают на счете 26 и в конце месяца списывают со счета 26 в дебет счета 90 «Продажи».

Задание на занятие:

Задание 1. Записать корреспонденции счетов по операциям учета затрат на производство продукции (Таблица 2).

Таблица 2. - Операции учета затрат на производство продукции

Операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
Учет полной производственной себестоимости
1. Отражены прямые расходы по основному производству и лизинговой деятельности    
2. Отражены прямые расходы по вспомогательным производствам    
3. Отражены прямые расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам    
4. Отражены общепроизводственные расходы    
5. Отражены общехозяйственные расходы    
6. Начислены налоги и сборы, включенные в издержки производства    
7. Списаны общепроизводственные расходы    
8. Списаны общехозяйственные расходы    
9. Включены в затраты основного производства затраты вспомогательных производств    
10. Оприходована готовая продукция по учетным ценам (в течение месяца) исходя из полной производственной себестоимости    
11. Списывается в конце месяца отклонение фактической полной производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (дополнительной бухгалтерской проводкой или способом «красное сторно»)    
12. Списываются услуги основного и вспомогательных производств и обслуживающих производств и хозяйств по учетным ценам (в течение месяца), установленным исходя из полной производственной себестоимости    
13. Списываются в конце месяца отклонения фактической полной производственной себестоимости услуг от их стоимости по учетным ценам (дополнительной проводкой или способом «красное сторно»)    
Учет неполной производственной себестоимости
14. Отражены прямые расходы по основному производству, вспомогательным производствам, обслуживающим производствам и хозяйствам    
15. Отражены общепроизводственные расходы    
16. Отражены общехозяйственные расходы    
17. Списаны общепроизводственные расходы    
18. Списаны общехозяйственные расходы    
19. Включены в затраты основного производства затраты вспомогательных производств    
20. Оприходована готовая продукция по неполной производственной себестоимости (в течение месяца по учетным ценам)    
21. Списывается в конце месяца отклонение неполной фактической производственной себестоимости продукции от себестоимости ее по учетным ценам (дополнительной проводкой или способом «красное сторно»)    
22. Списываются по неполной производственной себестоимости услуги основного и вспомогательных производств и обслуживающих производств и хозяйств по учетным ценам (в течение месяца)    
23. Списываются в конце месяца отклонения фактической неполной производственной себестоимости продукции, оказанных услуг от стоимости их по учетным ценам (дополнительной проводкой или способом «красное сторно»)    

Задание 2. На основании данных, представленных в Таблице 3:

1) Оформить журнал хозяйственных операций по форме, представленной в Приложении А.

Таблица 3. - Хозяйственные операции за месяц

Хозяйственные операции за май 2012 г. Сумма, руб.
1. Отпущены материалы, в том числе: 500 000
- на производство продукции 400 00
- на цеховые нужды 50 000
- на общехозяйственные нужды 40 000
- на затаривание и упаковку продукции 10 000
2. Начислена заработная плата, в том числе: 100 000
- рабочим основного производства 70 000
- персоналу цехов 10 000
- персоналу заводоуправления 12 000
- работникам по реализации продукции 8 000
3. Начислены страховые взносы, в том числе: ?
- рабочим основного производства ?
- персоналу цехов ?
- персоналу заводоуправления ?
- работникам по реализации продукции ?
4. Начислена амортизация по основным средствам, в том числе: 60 000
- по основным средствам цехов 40 000
- по основным средствам заводоуправления 20 000
5. Списаны общепроизводственные расходы ?
6. Списаны общехозяйственные расходы ?
7. Из производства оприходована готовая продукция по фактической себестоимости 705 000
8. Отгружена покупателю продукция в сумме - включая НДС 1 298 000 ?
9. Поступили платежи за проданную продукцию 1 298 000
10. Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции 705 000
11. Списаны коммерческие расходы
12. Определен финансовый результат продажи продукции ?
13. Списан финансовый результат продажи продукции ?

2) Оформить Т-счета (Приложение Б).

3) Рассчитать суммы прямых и косвенных расходов, отнесенных на себестоимость готовой продукции.

4) Определить сумму остатка незавершенного производства (сч.20) на 31.05.2012 г. Остатки незавершенного производства (сч.20) на 30.04.2012 г. – 52000 руб.

Содержание отчета:

1. Номер и наименование занятия.

2. Цель занятия.

3. Последовательное выполнение заданий, оформленное письменно.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Дата выполнения занятия.

Контрольные вопросы:

1) Что представляет собой себестоимость продукции, работ или услуг?

2) Из каких затрат состоит полная себестоимость продукции?

3) На какие группы разделяют затраты, связанные с производством и реализацией продукции?

4) На каком счете группируются коммерческие расходы организации?

Практическое занятие 24.

Наименование занятия:Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, виды калькуляций.

Цель занятия: Привитие практических навыков калькулирования себестоимости продукции различными методами.

Подготовка к занятию:

Калькулирование - это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости производства (работ, услуг).

Оно является частью производственного учета, охватывающего все стадии подготовки и получения информации о процессе производства и реализации продукции.

В основе калькулирования лежит калькуляционная процедура.

Калькуляция - это способ расчета (совокупность расчетных процедур) себестоимости единицы продукта (работ, услуг).

При помощи калькуляции определяется себестоимость различных объектов учета: основных средств, нематериальных активов, приобретенных материальных ресурсов, произведенной и реализованной продукции, выполненных работ и услуг. Она является основой денежной оценки соответствующих объектов бухгалтерского учета.

Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля над ее уровнем, выявлением резервов снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделие.

Процесс калькулирования себестоимости продукции на предприятиях состоит в основном из следующих этапов:

1) сбора, группировки и детализации первичных затрат в разрезе калькуляционных статей по объектам учета затрат и калькулирования;

2) определения себестоимости окончательного брака;

3) оценки отходов производства и побочной продукции;

4) оценки незавершенного производства;

5) разграничения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;

6) исчисления себестоимости единицы продукции.

Калькуляционная работа на предприятиях организуется в соответствии с общей методологией планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции. Она требует соблюдения общих принципов, обеспечивающих методологическое единство исчисления себестоимости продукции и возможность использования данных калькуляций для анализа и оценки работы как всего предприятия, так и его отдельных внутрипроизводственных звеньев.

Путем калькулирования исчисляют себестоимость:

1) полного объема выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг;

2) отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, обслуживающих производств;

3) полуфабрикатов для последующей переработки или реализации;

4) продукции, работ и услуг отдельных подразделений производства;

5) незавершенного производства.

В управлении затратами предприятия важная роль отводится способам калькулирования себестоимости продукции. Их существует несколько:

1) нормативный метод калькулирования;

2) способ прямого расчета;

3) способ суммирования затрат;

4) способ исключения затрат на побочную продукцию;

5) способ пропорционального распределения затрат;

6) комбинированный способ калькулирования.

Наши рекомендации