Приложение А. Журнал хозяйственных операций 4 страница

В зависимости от объекта калькулирования и применения методов нормирования затрат на производство в бухгалтерском учете используют следующие методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг):

1) нормативный;

2) попроцессный;

3) попередельный;

4) позаказный.

Нормативный метод затрат учета на производство используется для своевременного выявления и обнаружения причин отклонений фактических расходов от установленных норм.

При нормативном методе основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции является калькуляция нормативной себестоимости продукции.

Здесь фактическая себестоимость продукции на счетах бухгалтерского учета определяется как сумма (разница) плановой себестоимости и отклонений.

Отклонением от плана являются экономия и перерасход сырья, материалов, оплаты труда и тому подобных производственных затрат.

Нормирование и контроль определяются на основании основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление.

Следовательно, применение нормативного метода является лишь элементом общей методологии исчисления себестоимости продукции, которая может применяться одновременно с другими методами.

Нормирование расходов позволяет вскрыть причины перерасхода и резервы для экономии.

Нормативный метод, как правило, применяется при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов.

Попроцессный метод учета затрат предполагает ведение учета расходов по производственному процессу в целом, без калькулирования себестоимости на каждой фазе производства. Прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции.

Себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяется делением суммы всех произведенных затрат на количество готовой продукции, а при выработке неоднородной продукции - с использованием экономически обоснованных коэффициентов распределения расходов.

Этот метод получил широкое распространение на практике.

При попроцессном методе без значительного осложнения и трудоемкости учетного процесса возможна организация аналитического учета затрат по элементам и центрам ответственности.

Калькулирование расходов по производственному процессу в целом расширяет состав прямых расходов.

Пожалуй, это единственный метод учета расходов, позволяющий отнести к прямым расходам амортизацию основных средств, используемых для производства продукции (работ, услуг).

Поскольку указанная амортизация отнесена к прямым расходам для целей налогообложения (ст. 318 НК РФ), попроцессный метод учета расходов является наиболее удобным для исчисления себестоимости для целей налогообложения по данным бухгалтерского учета.

Недостатком этого метода является то, что при производстве широкой номенклатуры продукции правил в бухгалтерском учете предусматривают механизм объективной оценки готовой продукции каждого вида.

Следовательно, способ оценки некоторых видов готовой продукции при попроцессном методе калькуляции себестоимости организация выбирает самостоятельно и закрепляет его в учетной политике.

В связи с этим могут быть приняты во внимание технологические особенности производства, политика организации по установлению цен на продукцию и другие факторы. Поэтому при определении порядка оценки готовой продукции отдельных видов должны соблюдаться общие правила учета затрат на производство.

Учет затрат вспомогательных производств необходимо вести на счете 23 «Вспомогательные производства», а аналитический учет по счету 20 «Основное производство» в любом случае организуется по видам выпускаемой продукции.

В связи с этим при организации учета затрат на производство при попроцессном методе необходимо учитывать то, что объектом калькулирования являются не затраты на производство за отчетный период организации в целом, а затраты по каждому производственному процессу.

Под ним следует понимать технологически независимую последовательность операций, результатом которой является выпуск готовой продукции.

Попередельный метод учета затрат на производство применим на предприятиях с непрерывным технологическим процессом или рядом последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные стадии обработки исходного сырья (переделы).

Применение этого метода удобно в случаях, когда продукция разных степеней готовности (полуфабрикаты) сдается на склад или даже может быть реализована на сторону либо полуфабрикаты могут закупаться у других организаций.

В этом случае учет продукции неполной готовности, хранящейся на складах, может быть организован на специальном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

При попередельном методе аналитический учет затрат на производство может быть организован по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. Объектом калькулирования могут быть отдельные виды или группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки и т.д.

При калькулировании себестоимости группы продукции возникает проблема объективной оценки готовой продукции каждого вида. По одному из вариантов она может начисляться с помощью коэффициентов. Попередельный метод учета затрат удобен для применения в химической, текстильной, металлургической промышленностях.

Позаказный метод учета затрат на производство применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и иных работ.

Применение позаказного метода учета рекомендовано предприятиям научной сферы.

Широкое распространение в силу отраслевых особенностей этот метод учета затрат приобрел в строительстве, где применяется его разновидность - пообъектный метод учета затрат на производство.

При этом методе учета расходов единицей калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенную продукцию и в определенном количестве.

Фактическая себестоимость готовой продукции, изготовленной по заказу, определяется после его выполнения.

При позаказном методе аналитический учет затрат строится по отдельным заказам с обязательным указанием номеров заказов.

Задание на занятие:

Задание 1. Предприятие должно выполнить два заказа: А и Б.

Для их выполнения были произведены следующие расходы:

Заказ А: материалы - 17 000 руб., заработная плата рабочих - 15 000 руб., единый социальный налог - 5340 руб., амортизация оборудования - 3000 руб.

Заказ Б: материалы - 11 000 руб., заработная плата рабочих - 13 000 руб., единый социальный налог - 4628 руб., амортизация оборудования - 2500 руб.

Общепроизводственные расходы составили 23 000 руб., общехозяйственные расходы - 20 000 руб.

В соответствии с учетной политикой предприятия общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются пропорционально прямым расходам.

Калькуляцию себестоимости заказов (в рублях) представить в Таблице 1.

Процесс формирования себестоимости заказов отразить в журнале хозяйственных операций (Таблица 2).

Таблица 1. - Калькуляция себестоимости заказов

Заказ Материалы Заработная плата Взносы на страхование Амортизация Итого прямых расходов Доля прямых расходов каждого заказа в общей сумме прямых расходов, % Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Итого полная себестоимость заказов
А                  
Б                  
Итого                  

Таблица 2. - Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Для выполнения заказа А:      
- списаны материалы      
- начислена заработная плата рабочим      
- начислены страховые взносы на заработную плату      
- начислена амортизация      
Для выполнения заказа Б:      
- списаны материалы      
- начислена заработная плата рабочим      
- начисленыстраховые взносы на заработную плату      
- начислена амортизация      
Списаны общепроизводственные расходы:      
- заказ А      
- заказ Б      
Списаны общехозяйственные расходы:      
- заказ А      
- заказ Б      
Оприходована продукция на склад:      
- заказ А      
- заказ Б      

Задание 2.Рассчитать полную себестоимость продукции, используя попередельный метод.

На начало месяца незавершенного производства не было.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в соответствии с учетной политикой распределяются между переделами (цехами) пропорционально прямым расходам.

Расходы всех цехов отражены в Таблице 3 (цифры условные).

Таблица 3 - Расходы всех цехов, тыс. руб.

Показатели Цех 1 Цех 2 Цех 3 Цех 4 Всего
Прямые расходы, в том числе          
  заработная плата  
  страховые взносы, (34,0 + 1,6) %  
  амортизация  
Сырье на начало месяца  
  Отпущено в производство сырье ? ? ? ?
  Остатки сырья на конец месяца
Всего прямых расходов ? ? ? ? ?
Доля прямых расходов по каждому цеху,% ? ? ? ? 100,0
Общепроизводственные расходы ? ? ? ?
Общехозяйственные расходы ? ? ? ?
Всего расходов (строки 3+5+6) ? ? ? ? ?

Задание 3. Определить себестоимость позаказным методом.

Исходные данные:

По данным бухгалтерского учета остатки незавершенного производства на начало месяца представлены в Таблице 4.

Выписка из ведомости распределения расходов материалов и заработной платы (Таблица 5).

Дополнительная заработная плата составляет 8% от основной заработной платы производственных рабочих, отчисления на социальное страхование - 36% (в том числе отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве - 2%) от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.

Расходы на подготовку и освоение производства списываются на заказ 80 из расчета 18 тыс. руб. на одно изделие.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования за текущий месяц составили 6465 тыс. руб., цеховые расходы - 5270 тыс. руб., общехозяйственные расходы - 4960 тыс. руб. Данные расходы подлежат распределению пропорционально основной заработной плате производственных рабочих в общей сумме основной заработной плате за текущий месяц.

Стоимость брака продукции по прямым расходам и полученному металлу, тыс. руб. (Таблица 6).

По браку дополнительная заработная плата составляет также 8% от основной заработной платы, отчисления на социальное страхование - 28% от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.

В отчетном месяце полностью выполнен заказ № 80. Выпуск составил 37 изделий. Заказ № 81 переходит на следующий месяц с такими же остатками, что и на начало месяца.

Таблица 4. - Остатки незавершенного производства на начало месяца, тыс. руб.

Статья расходов Заказ № 80 Заказ № 81 Итого
Сырье и материалы ?
Возвратные отходы ?
Основная заработная плата производственных рабочих ?
Дополнительная заработная плата производственных рабочих ?
Отчисления на социальное страхование ? ? ?
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования ?
Цеховые расходы ?
Общехозяйственные расходы ?
Итого: ? ? ?

Таблица 5. - Выписка из ведомости распределения расходов материалов и заработной платы, тыс. руб.

Вид расходов Заказ № 80 Заказ № 81 Итого
Материалы
Возвратные отходы -
Основная заработная плата производственных рабочих

Таблица 6. - Стоимость брака продукции по прямым расходам и полученному металлу

Вид расходов Заказ № 80 Заказ № 81 Итого
Материалы
Основная заработная плата производственных рабочих
Стоимость полученного металла

Заполнить учетные регистры по калькулированию себестоимости продукции по заказам по нормальной и бракованной продукции. Произвести расчет себестоимости забракованной продукции.

Составить отчетную калькуляцию на выполненный заказ по единице изделия:

Вариант 1 – по заказу № 80.

Вариант 2 – по заказу № 81.

Содержание отчета:

1. Номер и наименование занятия.

2. Цель занятия.

3. Последовательное выполнение заданий, оформленное письменно.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Дата выполнения занятия.

Контрольные вопросы:

1) Что представляет собой калькулирование себестоимости продукции, работ или услуг?

2) Из каких этапов состоит процесс калькулирования себестоимости продукции?

3) Какие способам калькулирования себестоимости продукции существуют?

4) На каком счете группируются коммерческие расходы организации?

5) Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)?

6) В чем достоинства и недостатки попроцессного метода калькуляции себестоимости?

Практическое занятие 25.

Наименование занятия:Составление первичных документов по учету готовой продукции, их проверка и бухгалтерская обработка.

Цель занятия: Привитие практических навыков по составлению первичных документов по учету готовой продукции, их проверке и бухгалтерской обработке.

Подготовка к занятию:

1.ИзучитьПриказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» в части раздела «Учет готовой продукции»:

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад готовой продукции. Организация учета готовой продукции должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам.

Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно).

Для организации учета количественных показателей однородной продукции могут применяться условно-натуральные измерители (например, консервы в условных банках, чугун в пересчете на передельный, отдельные виды продукции исходя из их веса или объема полезного вещества и т.д.).

Готовая продукция организации учитывается по наименованиям, с раздельным учетом по отличительным признакам (марки, артикулы, типо-размеры, модели, фасоны и т.д.). Кроме того, учет ведется по укрупненным группам продукции: изделия основного производства, товары народного потребления, изделия, изготовленные из отходов, запасные части и т.д.

Данные аналитического и синтетического учета готовой продукции должны обеспечивать получение необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности.

Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по фактической производственной себестоимости).

При этом остатки готовой продукции на складе (иных местах хранения) на конец (начало) отчетного периода могут оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. Нормативная себестоимость остатков готовой продукции также может определяться по прямым статьям затрат.

При организации аналитического бухгалтерского учета готовой продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки.

Разрешается в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции применять учетные цены.

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

а) фактическая производственная себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) договорные цены;

г) другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации.

Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийном характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами применения нормативной себестоимости в качестве учетной цены являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.

Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Договорные цены в качестве учетных цен применяются преимущественно при стабильности таких цен.

Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете «Готовая продукция» по отдельному субсчету «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости». Отклонения на этом субсчете учитываются в разрезе номенклатуры, либо отдельных групп готовой продукции, либо по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью отражается по дебету указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью.

Списание готовой продукции (при отгрузке, отпуске и т.д.) может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции (определяется пропорционально ее учетной стоимости). Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете «Готовая продукция» (субсчете «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»).

Независимо от метода определения учетных цен, общая стоимость готовой продукции (учетная стоимость плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции.

В случаях перехода от одного вида учетной цены к другому, а также изменений величины учетных цен может производиться пересчет остатков готовой продукции к моменту изменения учетной цены с тем, чтобы вся готовая продукция по данной номенклатуре учитывалась по единой (новой) учетной цене. Указанный пересчет осуществляется не чаще одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года и в бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:

- сумма увеличения учетной стоимости отражается по дебету субсчета «Готовая продукция по учетным ценам» к счету «Готовая продукция»; эта же сумма отражается сторнировочной записью по дебету субсчета «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»;

- сумма уменьшения учетной стоимости отражается сторнировочной записью по дебету субсчета «Готовая продукция по учетным ценам» к счету «Готовая продукция»; эта же сумма отражается по дебету субсчета «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» обычной записью.

Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в случаях и порядке, указанных в настоящем пункте, производится организацией самостоятельно. Пересчет учетной стоимости не должен приводить к изменению общей стоимости готовой продукции, т.е. сумм остатков по обоим субсчетам, вместе взятым.

Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в связи с изменением учетных цен может не производиться. В этом случае каждая партия готовой продукции списывается по тем учетным ценам, по которым она была оприходована.

Пересчет учетной стоимости готовой продукции не квалифицируется как переоценка готовой продукции.

2.Изучить документальное оформление выпускаиз производства готовой продукции:

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.

Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать ф. № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Методическими указаниями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.

Накладные ф. № М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.

Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

Счета-фактуры выписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

3.Изучить документальное оформление учета готовой продукции по ее видам и местам хранения:

Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов, т.е. в карточках учета материалов.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

Движение готовой продукции в бухгалтерии учитывают также аналогично учету материалов.

4 .Для учета готовой продукции в торговых организациях используют унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Общие формы по учету торговых операций:

- ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров», ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей», ТОРГ-3 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров», ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика», ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика», ТОРГ-6 «Акт о завесе тары», ТОРГ-7 «Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары», ТОРГ-8 «Заказ-отборочный лист», ТОРГ-9 «Упаковочный ярлык», ТОРГ-10 «Спецификация», ТОРГ-11 «Товарный ярлык», ТОРГ-12 «Товарная накладная», ТОРГ-13 «Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары», ТОРГ-14 «Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли)», ТОРГ-15 «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей», ТОРГ-16 «Акт о списании товаров», ТОРГ-18 «Журнал учета движения товаров на складе», ТОРГ-28 «Карточка количественно-стоимостного учета», ТОРГ-29 «Товарный отчет» и др.

5. Подготовить бланки унифицированных форм по учету готовой продукции:

- Приходный ордер (форма № М-4);

- Требование-накладная (форма № М-11);

- Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);

- Карточка учета материалов (форма № М-17);

- Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13);

- Товарная накладная (форма № ТОРГ-12);

- Журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-18);

- Карточка количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28);

- Товарный отчет (форма № ТОРГ-29).

Наши рекомендации