Централизованные финансовые ресурсы

Централизованные финансовые ресурсы формируются на макроуровне, обеспечивая общегосударственные потребности. Централизованные финансовые ресурсы - это результат перераспределения, главным образом, части чистого дохода, осуществляемого через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Формирование централизованных финансовых ресурсов осуществляется так же за счет отчислений хозяйствующих субъектов органам государственного страхования на социальное страхование, имущественное и личное страхование, во внебюджетные фонды.

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот ( от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и так далее. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и другие).

В результате перераспределительных процессов основная часть финансовых ресурсов государства сосредотачивается в государственном бюджете. Это дает возможность осуществлять единую финансовую политику, финансировать важнейшие общегосударственные программы.

Корни и истоки формирования децентрализованных и централизованных фондов едины – чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.

Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрасли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке.

Сбалансированными можно считать, такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе – рост доходов бюджета.

2.ЧИСТЫЙ ДОХОД КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, как неоднократно подчеркивалось, является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать укреплению финансов.

Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности является прибыль, включающая прибыль от текущей, инвестиционной, финансовой деятельности.

Более других влияют на размеры прибыли ценовые факторы, рост производства, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы и другие.

С развитием банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.

В структуре общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.

3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в бюджете. Доходы бюджета в количественном отношении представляют собой долю государства в национальном доходе.

Формы и методы изъятия доходов в бюджет не являются постоянными. В целом платежи предприятий и населения в бюджет обеспечиваются налоговыми и не налоговыми методами.

Налоги – обязательные платежи государству, взимаемых с юридических и физических лиц. Налоги выполняют фискальную функцию и в меньшей мере функцию стимулирования развития производства, что предполагает рациональное сочетание этих функций.

Особое значение среди налогов в Республике Беларусь имеют налог на добавленную стоимость, акцизы налог на прибыль и доходы в бюджет.

Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальные функции и в значительно меньшей степени – стимулирующие функции по более эффективному использованию ресурсов.

Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах и в заранее намеченные сроки. С точки зрения пополнения доходов бюджета, налоговые методы являются наиболее удобными, так как носят обязательный характер. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используются практически все развитые страны мира.

Но роль бюджета не исчерпывается формированием доходной базы. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета – концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ, как составных частей прогнозов и перспективных планов.

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, то есть наиболее рациональное территориальных производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь влияет на развитие производства и содействует улучшению условий жизни людей.

В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное – их социальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.

4.АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Амортизационный фонд – это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени фонд относительно свободен и может выступать как дополнительный источник накопления и расширения других фондов.

Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления должны по возможности отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.

В большинстве развитых стран используется линейный способ начисления амортизации в течении всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран применяется ускоренная амортизация, которая позволяет в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50% стоимости основных фондов.

Амортизационная политика – важнейшая часть финансовой политики государства, которая в современных условиях является средством стимулирования инвестиций и развития технического прогресса.

5.ССУДНЫЙ ФОНД. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ

Важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд.

Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и являются одной из форм общественного богатства. Государство направляет запасы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах или потребностей населения в денежных средствах.

В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к международным стандартам, начала осваивать преимущества ссудного капитала.

Ссудный фонд основывается, как правило, на общественной собственности, носит в значительной степени общегосударственный характер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Ссудный капитал представляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).

Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулированные в банковской системе, а именно:

- средства государственного бюджета;

- средства социального, имущественного и личного страхования;

- денежные суммы, предназначенные для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов ( по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);

- Часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

- временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;

- предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;

- средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;

- депозиты граждан в сберегательном банке;

- средства касс взаимопомощи;

- наличные деньги, находящиеся в обращении

Специфическим качеством ссудного капитала как экономической категории является способность приносить прибыль в виде процента. Бездействие свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.

Особенностью ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное пользование другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала происходит его раздвоение: для банка это капитал-собственника, и поэтому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды; для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладывающих его в свое дело, это капитал-функция.

Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Механизм таков: бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит ссудозаемщику, чтобы в свое время возвратиться в банк и продолжать служить ресурсом кредитования.

6.ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Государство воздействует на объемы и структуру потребления граждан с помощью финансовых методов, оказывающих регулирующие влияние на уровень доходов населения. Среди них основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных, оказания различных видов экономической помощи населению.

Влияние финансово-кредитной системы на уровень доходов населения осуществляется через контроль за выплатой заработной платы, организацией сбережений, страхования и др. Кроме названного метода, влияние на уровень доходов населения оказывается посредством перераспределения аккумулируемых государством доходов. Это затраты на просвещение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование. Часть потребностей может удовлетворяться за счет нецентрализованных специальных фондов предприятий, организаций или населения.

Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке ( образование, здравоохранение и др.).

Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли), отраслям, как обслуживающим население ( на возмещение разницы в ценах).

Значительное место в финансовых ресурсах занимают сбережения граждан.

Сбережения населения – это часть денежных доходов (поступлений) граждан, предназначенная для удовлетворения их потребностей в будущем. Сбережения – это отложенные денежные средства, которые выступают как кредит населения государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Сбережения, таким образом, превращаются в часть финансовых ресурсов, государство становится распорядителем части дохода населенияк как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. Обычно кредит, предоставленный населением государству носит краткосрочный характер.

Сбережения выступают в различных формах: вклады в сбербанки, облигации, акции и др.

Аккумуляция сбережений населения связана со стремлением граждан обеспечить себя или родственников в будущем, с планами на покупку дорогостоящих вещей, созданием источника дополнительных доходов через получение процентов по вкладам и др.

В условиях инфляции, неуверенности в завтрашнем дне, сбережения могут осуществляться в форме покупки недвижимости, вкладов в банки с высоким процентом, покупки иностранной валюты.

Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в сбербанк.

7.СТРАХОВОЙ ФОНД

Источником финансовых ресурсов является и страховой фонд.

Страхование – это система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.

Характерные черты страхования:

- целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;

- вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);

- возвратность средств.

Страхование осуществляется в основном в денежной форме.

Различаются: имущественное страхование, в качестве объектов рассматривающее всевозможные материальные ценности; личное страхование, при котором основу экономических отношений составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.

Страхование может проводится в добровольном порядке – на основе соглашения сторон и в обязательном порядке – в соответствии с предписаниями законодательства. Особыми формами страхование являются перестрахование и сострахование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между страховыми организациями.

Возникновение страховых отношений связывают с различными неблагоприятными явлениями природы. Со временем страхование распространилось также на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники.

Мировая практика обогащается новыми формами страхования с обновленным экономическим содержанием.

В современных условиях страхуются экспорт и импорт товаров, коммерческие риски. Возникло страхование атомных и космических рисков, загрязнения окружающей среды, компьютеров, буровых установок в море, профессиональной ответственности различных специалистов и др.

Страховой фонд формируется:

- за счет централизованных (государственных) средств;

- методом самострахования (создания децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях);

- страхования за счет отдельных взносов хозяйств, населения.

Наши рекомендации