Централизованные финансовые ресурсы.

Являются основой финансового обеспечения общегос пот­ребностей, отражающих макроэкон уровень. Централизован­ные ФРы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обуслав высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых форм-ся ЦФы фин ресурсов, относятся также отчисле­ния хоз субъектов органам гос со­ц страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд заня­тости и др.).

На пополнение ЦФР идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкон деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

ЦФР посредством пере­расп-ых процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них форм-ся путем перераспределения ст-ти необ­ходимого продукта в виде отчислений в доход гос бюджета налогов с населения, отчислений по соц страхованию и других ден поступлений от населения. Основная часть ФР аккумулируется в централизованном фонде фин ресурсов государства, гос-ом бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важней­ших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы на­правляются на развитие реального сектора экономики, финан­сирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирова­ние обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имуще­ственного и личного страхования и др. Основные формы использования: бюджетные ассигнования, ссуды, займы, субвенции, субсидии, дотации (отличие их -целевое предназначение).

12. Понятие о Фин. системе, принципы построения.

Фин. система – это совокупность обособл., но взаимосвяз. сфер и звеньев фин. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств.

Она состоит из ряда частей, каждая из которых имеет свои отличительные особ-сти.

Фин. система республики вкл. в себя финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва (децентрализ. финансы), а так же гос. финансы и системы страхования. Внутри каждой этой сферы, исходя из специфики фин. отношений, выделяются звенья, кот. имеют свои конкретные задачи и общую область функционирования. При этом функции и структура фин. системы изменяется в завис-ти от полит. и эконом. устройства государства.

Гос. финансы в свою очередь включают:

Гос. бюджет.

Внебюджет. фонды.

Гос. кредит.

Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва непосредств. обслуж-ют сферу материального произв-ва, что делает их исходным звеном всей системы финансов. Это обусловлено ведущей ролью матер. произв-ва, в кот. создаётся нац. доход – источник ресурсов всей фин. системы. За счёт доходов предприятий образ-ся подавляющая часть централиз. фондов денеж. средств, поэтому от устойчивости эк-ки предприятий зависит состояние всей системы фин-ов.

Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва связаны с образованием децентрализов. фондов денежных средств. С их помощью обеспечивается экономическое стимулирование предприятий и коллектива, регулирование отношений организации с бюджетом, системой соц. и имуществ. страхования.

В свою очередь финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва подраздел-ся на фин-сы:

Промышленности.

Сельского хоз-ва.

Строительства.

Связи и т.д.

Каждая отрасль имеет свои особенности, причём не только технологические, но и формировании, распред-нии и использовании доходов.

Главное место системы фин-ов отраслей мат. произв-ва принадлежит финансам гос. предприятий, т.к. в собственности гос-ва закреплены основные средства произв-ва, которыми произв-ся подавляющая часть продукции. На организацию фин-ов предприятия влияют различные формы собственности.

Выделяют также фин-сы отраслей нематер. произв-ва:

Образования.

Здравоохранения.

Культуры.

Обороны и т.д.

Ведущим звеном гос. фин-ов явл-ся гос. бюджет – основной фин. план образования и использования централиз. общегос. фондов денежных средств.

Гос-во безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения в гос. бюджет и образует консолидированный бюджет, кот. использ-ся на финансир-ние расшир. воспр-ва, повышение народного благосостояния, финансирование непроизв. сферы и управление народным хоз-вом.

С помощью бюджета в соответствии с планом эк-ого и соц-ного развития обеспеч-ся основные народохоз. пропорции, решаются крупные задачи, которые не могут решить отдельные предприятия за счёт собств. средств.

В составе бюджета выделяются 2 раздела:

Республиканский.

Местные бюджеты.

Самостоятельным звеном гос. фин-ов явл-ся внебюджетные фонды , посредством которых происходит перераспред. и использование фин. рес-ов, привлекаемых гос-вом для финансирования конкретных обществ. потребностей и целевых программ.

В настоящее время в РБ основным внебюдж. фондом явл. гос. фонд социальной защиты населения. Из средств этого фонда произв-ся мат. обеспечение рабочих и служащих по старости, инвалидности, болезни, выплачиваются пособия по беременности и родам, на детей. Бюджет этого фонда образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников в установленном проценте от фонда заработной платы.

Вторым внебюджетным фондом явл. инновационный фонд министерств и ведомств, в кот. отчисляется 0,25% от себестоимости продукции.

В состав республ. бюджета вкл-ся республ. фонд поддержки производителей с/ х продукции, продовольствия и аграрной науки (447 млрд. руб.), дорожный фонд (666 млрд. руб.), фонды охраны природы, гос. фонд содействия занятости.

В состав местных бюджетов вкл-ся местные целевые бюджет. фонды, стабилизации эк-ки, производителей продукции и продовольствия, создаются также местные целевые бюджетные жилищно-инвестиц. фонды.

Важным звеном гос. фин-ов явл-ся гос. кредит. При помощи его формир-ся дополнит. фин. рес-сы гос-ва за счёт мобилизации временно свобод. средств юрид. и физич. лиц.

Наши рекомендации