Элементы финансовой политики
В зависимости от характера поставленных задач и сроков их решения финансовая политика подразделяется на два элемента: финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, предусматривающей решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.
Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса национальной денежной единицы.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. Стратегия создает благотворительные условия для решения тактических задач. Тактика определяет наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая стратегия в Республике Беларусь как цемент финансовой политики государства регламентирована рядом документов: программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы; Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 -2010 годы; инвестиционный кодекс Республики Беларусь; Национальная программа привлечения инвестиции в организации Республики Беларусь на период до 2010 года.
Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь предполагают:
- обеспечение устойчивого экономического роста, повышение реальных доходов населения;
- создание эффективной итоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста;
- системы налоговой нагрузки;
- сокращение дефицита бюджетов, повышение эффективности государственных расходов;
- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом;
- привлечение иностранных инвестиции в реальный сектор экономики.
Типы финансовой политики
Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики. Различают три основных типа финансовой политики: классическую; регулирующую; планово-директивную.
До конца 20-х г.г. XX ст. основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к ограничению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, его погашению и управлению государством. Система налогообложения должна была обеспечить необходимое поступление средств для формирования сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - Министерство финансов (казначейство).
Развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении: подходов к финансовой политике. Особенно остро встал этот вопрос в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах был осуществлен переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1882-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
В условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется налоговая система. Главным механизмом, регулирования становится подоходный налог, прогрессивные ставки которого дают возможность изымать у экономических субъектов доходы, используемые в виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание уделяется государственному кредиту, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно использует долгосрочные и среднесрочные займы. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета.
В целом регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах.
В 70-х гг. XX в. основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики, в целом не отказываясь от регулирования, ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая финансы. В этих условиях основной целью финансовой политики является максимальное сосредоточение в руках государства финансовых ресурсов для последующего их перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Планово-директивная финансовая политика проводилась в бывшем СССР и практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в чрезвычайных ситуациях (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовая политика государства является составной частью общей экономической политики. В связи с этим она. как и общая экономическая политика, определяемся рядом факторов. К ним относятся:
- объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
- политическое и экономическое устройство государства;
- исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
- конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.
Финансовая политика государства не являемся неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находимся и диалектическом развитии, постоянно меняемся на разных этапах развития общества.
Вырабатывая финансовую политику, государство должно согласовывать ее с требованиями объективных экономических законов, возникающих и функционирующих в товарно-денежном обществе. Государство может только постигать сущность объективных экономических законов и обеспечивать их реализацию в своей финансовой политике, но не создавать их. Создавать можно только субъективные экономические законы. Финансовая политика государства, направленная на создание субъективных экономических законов (форм финансовых отношений) без учета требований объективных экономических законов, обречена на неудачу.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицании всеобщего характера товарных отношений, непризнании многообразия форм собственности, то ее финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, ведет, в конечном счете, к серьезным негативным последствиям.
Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая (в том числе и финансовая) политика. Например, финансовая политика бывшей БССР и нынешней Республики Беларусь отличается существенным образом. В БССР финансовая политика не носила самостоятельного характера и была в фарватере финансовой политики СССР. Финансовая политика СССР, несмотря на благие намерения, была направлена только на поддержание государственной формы собственности, обеспечение государственных интересов, на уравнительное распределение доходов - от хорошо работающих предприятий к плохо работающим и т.д.
С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия рыночных отношений. Цель такой финансовой политики - обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить, их отрицательные последствия путем: разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ - не единовременный акт. Для их осуществления требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизируется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.