Программно-аппаратная платформа
Для КИС рекомендуется архитектура «клиент/сервер». Эта архитектура позволяет создать единое информационное пространство, в котором конечный пользователь имеет своевременный и беспрепятственный (но санкционированный) доступ к корпоративной информации.
Транспортная подсистема передачи данныхв такой архитектуредолжна обеспечивать:
1) собственно транспортные услуги
2) организацию унифицированного доступа пользователей к ресурсам КИС с помощью различных абонентских комплексов – от рабочей станции офисной локальной сети до компьютеров класса ноутбук через телекоммуникационные сети.
Касаясь сетевых операционных систем, необходимо отметить, что крупномасштабные информационные системы строятся, как правило, на основе операционных систем: Windows, Linux, Unix или NetWare. На клиентских местах могут быть Windows, Sun Solaris.
Выбор системы управления для корпоративной базы данных – один из ключевых моментов в разработке информационной системы. Среди СУБД необходимо отметить Oracle, Informix ODS, Sybase Adaptive Server, Microsoft SQL Server, IBM DB2. Вопрос, какую СУБД использовать, можно решить только по результатам предварительного обследования и получения информационных моделей деятельности организации.
К основным функциям системных сервисовотносятся: поставка, установка «под ключ» и системное сопровождение программно-аппаратных средств пользователей, обеспечивающих пользователям основные виды услуг, перечисленные выше; обеспечение взаимодействия пользователей с КИС; управление ресурсами КИС.
Корпоративная электронная почтав соответствии со стандартами МККТТ Х.400 1988 г. и 1992 г. (для поддержки документооборота) или рекомендациями RFC822, MIME (корпоративная е-mail) должна обеспечивать: обмен сообщениями с обеспечением сохранности сообщений; многоадресную доставку сообщений; передачу «электронных посылок» – присоединение документированных (текстового, бинарного) файлов к сообщению, которые отправляются вместе с сообщением от автора к получателю; выдачу извещений о доставке или невозможности доставки сообщений (для Х.400); сетевую справочную службу для поиска адресов и других справочных данных по стандарту Х.500; обмен телеграфными и факсимильными сообщениями с сетями документальной связи общего пользования по стандарту Х.400; выход в Интернет; обеспечение информационного взаимодействия специализированных пользовательских систем сбора и обработки информации в режиме автопроцессинга.
Подсистема информационной безопасности должна обеспечивать:
- защиту передаваемой информации криптографическими методами (шифрование и электронная цифровая подпись) с учетом уровня конфиденциальности с помощью средств криптографической защиты информации (СКЗИ), реализованных в соответствии с отечественными стандартами и имеющих сертификат, удостоверяющий их правильную реализацию (в соответствии с действующим законодательством);
- защиту центра управления, информационных ресурсов и средств абонентского уровня от несанкционированного доступа (НСД), в том числе разграничение полномочий пользователей при доступе к ресурсам (например чтение/запись информации в системе, возможность выхода в Интернет и т. п.);
- системную поддержку и сервисное обслуживание СКЗИ в сети, в том числе: генерацию, распределение и сопровождение ключевой информации СКЗИ; подтверждение подлинности объектов данных и пользователей (аутентификация сторон, устанавливающих связь) и обнаружение нарушений целостности объектов данных; обеспечение живучести системы безопасности при компрометации части ключевой системы КИС; обеспечение защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам; обеспечение защиты программных продуктов, средств вычислительной техники от внедрения программных «вирусов» и закладок; обеспечение необходимого уровня защиты от НСД к защищаемой информации и средствам ее защиты, а также защиты от НСД по каналам связи; проведение организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности конфиденциальных данных.
Корпоративный портал предоставляет сотрудникам, клиентам и внешним пользователям организации возможность персонального доступа к корпоративным информационным ресурсам, сервисам и приложениям для решения служебных и деловых задач круглосуточно и независимо от места нахождения пользователей [4].
Портал – это средство интеграции данных, информационных систем, обеспечение унифицированного территориально распределенного доступа к информации. Согласно общим требованиям к порталу, должны обеспечиваться:
- работа клиентов в режиме реального времени через Интернет-браузер;
- удобный пользовательский интерфейс, качество взаимодействия с пользователем и соответствующий корпоративный стандарт (стиль) такого интерфейса;
- доступ пользователей к ресурсам портала только в рамках установленных для них полномочий и защита от несанкционированного доступа;
- возможность одновременной работы большого количества пользователей (например, не менее 10 000);
- полная сохранность информации в случае потери порталом работоспособности при сбоях, ошибках или отказах программно-технических средств должна обеспечиваться;
- обмен информацией со смежными системами организации.
Системы документооборота
Для решения задач автоматизации документооборота применяются, как правило, системы классов workflowи groupware. Основное их назначение – автоматизация и поддержка коллективной работы в офисе, хотя имеются некоторые различия в их идеологической направленности и наборе реализуемых функций.
Системы класса groupware ориентированы на автоматизацию работы небольшого коллектива и поддерживают корректное разделение (совместное использование) информации группой пользователей. Системы класса workflow ориентированы на автоматизацию работы корпорации и поддерживают разделение работ, т. е. выполнение одной «большой» работы несколькими группами исполнителей.
Системы workflow и groupware не конкурируют между собой, а скорее дополняют друг друга. Выбор одной из них, а также использование их в комбинации определяются задачами, решаемыми корпорацией. Для повышения эффективности работы каждого отдельного сотрудника в коллективе предпочтение стоит отдать системам класса groupware, например Lotus Notes/Domino. Если требуется повышение эффективности работы всей организации в целом, то следует остановить выбор на системах класса workflow, таких как Дело, Staffware и Action Workflow.
Для решения задач автоматизации документооборота класса workflow используется архитектура на базе Web или электронной почты.
Информационные системы
Управленческую пирамиду можно условно разбить на два слоя: нижний – оперативный (или операционный) и верхний – стратегический.
На вход КИС поступает информация об основных ресурсах (финансовых, материальных, кадровых, информационных), которыми необходимо управлять, в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия или организации [1, 6, 7].
По мере продвижения вверх по пирамиде, переходя из слоя в слой, происходит структурирование первичной информации, ее свертка и фильтрация, так что попадающие к высшему руководству отчеты уже содержат всего несколько величин, однако самых существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию.
Системы оперативной обработки транзакций OLTP характеризуются большим количеством изменений, одновременным обращением множества пользователей к одним и тем же данным для выполнения разнообразных операций: чтения, записи, удаления или модификации данных. Для нормальной работы множества пользователей применяются блокировки и транзакции. Эффективная обработка транзакций и поддержка блокировок входят в число важнейших требований к системам оперативной обработки транзакций.
MIS – это интегрированная человекомашинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. Системы используют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, а также БД.
Корпоративное хранилище данных (Data Warehouse – DW)представляет собой предметно-ориентированный, интегрированный, неизменный, поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для поддержки принятия решений. Следует отметить, что в этом определении соединены две различные функции:
а) сбор, организация и подготовка данных для анализа в виде постоянно наращиваемой БД;
б) собственно анализ как элемент принятия решений.
Принятие решений в качестве сферы применения DW существенно сужает определение. Если в определении оставить лишь анализ (как элемент научных, технологических и экологических систем), круг использования данной концепции может быть значительно расширен.
Из рисунка понятно, что все тиражные АСУ в этом разрезе можно рассматривать как некую основу, фундамент для построения КИС. Опыт отечественных и зарубежных организаций однозначно подтверждает, что ни одна крупная КИС не состоит только из одной тиражной системы (будь то ERP или нет). Всегда остаются бизнес-задачи, не входящие в ее функциональность. Важно, чтобы добавление дополнительных функций происходило с сохранением интегрированности (информация вводилась бы в систему один раз и все изменения в связанных объектах производились бы под жестким контролем информационной системы).
Выделенный стратегический слой начинается с систем поддержки принятия решений (СППР) – Decision Support System (DSS), которые могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической обработки (On-Line Analytic Processing – OLAP). Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по разным видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам. Такие средства, как правило, не входят в состав АСУ, а являются разработками третьих фирм.
В зависимости от данных СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких, как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название информационных систем руководства (ИСР) – Executive Information Systems (EIS). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы организации, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности.
Венчающая пирамиду система выработки стратегических решений по управлению и развитию может вовсе обходиться без информационных технологий, ограничиваясь принятыми в организации способами утверждения долгосрочных планов – заседанием совета директоров, коллегиальным обсуждением, мозговым штурмом и проч.
Функциональные задачи КИС
Если говорить обобщенно, то корпоративная информационная система представляет собой универсальный инструмент ведение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью КИС можно повысить эффективность операций во всех сферах деятельности, улучшая, таким образом, экономические параметры деятельности. Необходимо заметить, что полная автоматизация предприятия невозможна. Поэтому повышение эффективности будет зависеть от руководства и их навыков владения КИС. Управленец должен понимать актуальность получаемых им данных, своевременно совершать анализ и предпринимать адекватные решения. В противном случае, информация, которую предоставляет корпоративная информационная система, остается невостребованной. Корпоративная информационная система без надлежащего руководства не способна повлиять на эффективность ведения хозяйственной деятельности. Основная задача КИС ускорить протекания основополагающих процессов успешного предприятия и предоставить актуальную информацию. Управленец же, в свою очередь, должен принимать решения на основе полученных данных. Именно решения руководства оказывают непосредственное влияние на прибыльность бизнеса. Исходя из этого, руководитель должен позаботиться не только о том, чтобы корпоративная информационная система была установлена, но и обучится основам её использования. На основе определенных знаний, управленец должен самостоятельно определиться, какая корпоративная информационная система будет наиболее эффективной в конкретной ситуации. Основной элемент, который способствует созданию КИС — консолидация всевозможной информации о деятельности предприятия. Каждая сфера бизнес-деятельности имеет свои индивидуальные особенности и характеристики, поэтому корпоративная информационная система должна в точности соответствовать уникальным требованиям. С внедрением КИС управленец получает в свое распоряжение массу возможностей, на основе которых можно увеличить эффективность ведения хозяйственной деятельности. Компании, которые имеют множество филиалов, рассматривают КИС как жизненно важный элемент бизнеса. Ведь в этом случае необходима постоянная консолидация, обработка и мониторинг большого объема отчетов и другой информации.
Ответ прошлых лет (Ден)
Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Корпоративную информационную систему (КИС) можно определить как совокупность информационных ресурсов, процессов и технологий, собирающих, преобразующих и распространяющих корпоративную информацию. Обобщенной целью корпоративной ИСявляется накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений. Структура и функциональность корпоративных ИС, определяется характером организации источников и потребителей информации ИС, среди которых могут быть как пользователи, так и другие ИС. Основными задачами корпоративной ИС являются поддержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского, конструкторского и иного характера. Для успешного решения этих задач корпоративная ИС должна обладать следующими функциями: 1. Функции сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии. Возможны следующие варианты реализации данных функций: а) путем измерений или наблюдений фактов в реальном мире и ввода данных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо манипуляторов. Например, ввод данных после социологического опроса населения; б) полуавтоматически, путем ввода данных в компьютер с некоторых носителей. Например, сканирование паспортных данных, их распознавание и ввод в базу данных; в) автоматически, с помощью различного рода датчиков или механизмов обмена данными с другими ИС. Например, определение температуры, влажности, содержание углекислого газа в воздухе, выявление IP адресов с которых производились атаки сетевого периметра и др. При реализации функций сбора и регистрации информационных ресурсов в системе, как правило, необходимо решить следующие задачи: а) задача фильтрации данных. б) задача верификации данных. Верификация данных обеспечивает достоверность и логическую целостность данных. Проверка достоверности данных осуществляется на основе экспертного анализа вводимой информации на предмет адекватности. в) задача сжатия данных. Сжатие данных осуществляется с целью минимизации ресурсов памяти, необходимых для их хранения, а также для снижения затрат на передачу данных по коммуникационным каналам; г) задача преобразования данных из одного формата в другой. Эта задача возникает при необходимости передачи данных из одной информационной системы в другую, либо при передаче данных между различными частями системы. 2. Функции хранения информационных ресурсов. Данные функции связаны, прежде всего, с необходимостью управления ресурсами хранимых данных и ресурсами памяти. Требования к этим функциям различаются в разных классах информационных систем. В качестве альтернативы файловым системам можно использовать механизмы управления данными, основанные на технологиях баз данных. 3. Функции актуализации информационных ресурсов. Актуализация информационных ресурсов заключается в приведении их в соответствие текущему состоянию предметной области системы. Это осуществляется путем добавления новой или удаления устаревшей информации, а также изменения связей между информационными единицами. 4. Функции обработки информационных ресурсов. Одним из важнейших качеств корпоративных ИС является возможность производства новых данных и знаний на основе уже существующих. 5. Функции предоставления информационных ресурсов пользователям. Функции обеспечения интерфейса системы с пользователем являются одной из важнейших составляющих ИС. Предоставление информационных ресурсов пользователю может осуществляться с использованием двух технологий: а) pull-технологий. В этом случае инициатором процесса предоставления информационных ресурсов является пользователь. Для поддержки этого процесса в системе предусматриваются пользовательские интерфейсы – средства взаимодействия пользователей с ИС. Существуют следующие виды интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие конечных пользователей с ИС: – интерфейсы командной строки; – графические интерфейсы. б) push-технологии. В этом случае инициатором предоставления информационных ресурсов является сама информационная система согласно определенному регламенту. В соответствии с регламентом для какого-либо рода информационных ресурсов определяется круг зарегистрированных пользователей, после чего распространение информации осуществляется путем рассылки сообщений всем подписчикам.10. Архитектура КИС [J]
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
14.3., 27.2. | Архитектура корпоративных информационных систем. Финансово-экономические информационные системы. Системы автоматизированного бухгалтерского учета и аудита. | Повышев Владислав Вячеславович | ОПЛ (Ден), готовый ответ Лены |
Готовый ответ (Лена)
На сегодняшний день финансово-экономических программ развелось великое множество и с каждым днем их становится все больше и больше. Единой, общепринятой классификации не существует, все программные продукты создаются только исходя либо из требований рынка, либо из некой мысли, пришедшей в голову его создателям.
Тем не менее развитие и применение компьютерных систем сейчас таковы, что необходима комплексная, всеобъемлющая классификация, отвечающая требованиям системного анализа. Она помогла бы непрофессиональному пользователю правильно ориентироваться не только в выборе того или иного программного продукта, но и в его эксплуатации. Для этого программные продукты необходимо классифицировать по нескольким признакам, в том числе таким, которые характеризовали бы его генезис (происхождение). Последнее существенно влияет на аспекты эксплуатации программного продукта, его возможность адаптироваться к структуре того или иного конкретного предприятия, к меняющемуся законодательству и т.п. В этой связи подходы к классификации могут быть сгруппированы следующим образом.
Программы предназначены и создаются для работы в различных операционных средах (оболочках). В зависимости от этого они подразделяются на бухгалтерские программы под DOS или Windows (3.0—3.11, 95, 98, NT, 2000, XP, Vista).
По степени автоматизации программы можно разбить на следующие основные категории: узкоспециализированные программы, специализированные, универсальные (комплексные системы).
Программы предназначены и создаются для работы в различных организациях. При этом можно выделить бюджетные организации и коммерческие.
Очень часто возникает необходимость организовать раздельный бухгалтерский учет на нескольких компьютерах (рабочих местах) с последующим слиянием данных для подведения итогов. Как правило, разделение работ между рабочими местами осуществляется по участкам учета. В этой связи в настоящее время все бухгалтерские пакеты можно разделить на следующие категории: работающие в автономном режиме; работающие в сетевом режиме.
Размер организации, специфика бухгалтерского учета на том или ином предприятии также накладывают свой отпечаток при создании АРМ. В этом отношении все бухгалтерские программы могут быть разделены на следующие категории: малых, средних и крупных предприятий.
Наличие макроязыка и степень его развития в целях адаптации программного продукта к изменяющимся условиям функционирования производства и законодательной базы.
Наличие сервисных возможностей адаптации программы изменяющемуся законодательству, структуре производства и т. п.: отсутствуют или недостаточно развиты средства, позволяющие вносить изменения, осуществлять настройку самим пользователем, не изменяя при этом программы.
Мини-бухгалтерия. К классу «мини-бухгалтерия» относятся программы, предназначенные главным образом для бухгалтерий с малой численностью (1—3 человека), без явной специализации сотрудников по конкретным разделам учета. Эти программы ориентированы, как правило, на малый бизнес. Они реализуют функции ведения синтетического и стоимостного аналитического учета, позволяют вводить и обрабатывать бухгалтерские записи, оформлять небольшой набор первичных документов и формировать отчетность. На малых предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет, а на ведение управленческого учета затрачивается гораздо меньше времени. Это связано с упрощением алгоритмов решаемых задач по управленческому учету. Среди этой группы программ наибольшее распространение получили такие программные продукты, как «Мини-бухгалтерия» (фирма «1С», Москва), «Бухгалтерия малого предприятия» (фирма «Фор», Москва), «Финансы без проблем» («Хакерс-Дизайн», Мариуполь), и др.
Интегрированная бухгалтерская система (ИБС). Большинство разработок этого класса выросло из предыдущего. Сегодня класс ИБС — один из наиболее распространенных. К данному классу относятся программы, объединяющие и поддерживающие ведение всех основных учетных функций и разделов бухгалтерского учета. Реализованные в рамках единой программы, эти системы ориентированы в основном на малый и средний бизнес и предназначены для бухгалтерий численностью 2—5 человек. ИБС служат для работы в основном на одном компьютере, хотя возможны варианты их использования и на нескольких компьютерах (например, выделяют ПК для расчета зарплаты и др.), а также в локальной сети. При этом на каждом ПК отображается, как правило, целиком вся система. Среди этой группы наиболее распространены программные продукты фирм «Парус», «Инфософт», «Инотек», «Модуль Пи».
Бухгалтерский конструктор. Это бухгалтерская система с расширенными инструментальными возможностями. Реализованные в таких системах бухгалтерские «навыки» (для типовых продаж) ограничиваются обычно не слишком большими возможностями. Выполнение таких операций, как расчет износа основных средств, оценка запасов товарно-материальных ценностей, расчет заработной платы, калькуляция себестоимости, переоценка валютных счетов, распределение прибыли, движение и взаимодействие первичных документов в крупной бухгалтерии между различными участками учета, «конструкторы», как правило, без соответствующих настроек не могут осуществить. Однако при овладении специальным языком можно самостоятельно научить программу выполнять любые расчеты, выдавать ведомости, отчеты и др.
Принципиально невозможно в одну программу заложить специфику учета тысяч бухгалтерий. Поэтому такие системы стали делать в виде универсальных заготовок, из которых с помощью настроек можно сделать программу, подходящую для любой фирмы. Эти универсальные системы более устойчивы, свободны от ошибок, не связаны с конкретной спецификой той или иной фирмы. Программы менее уязвимы для быстроменяющегося законодательства.
Главной особенностью программных систем (ПС) класса «бухгалтерский конструктор» является модульная и гибкая архитектура. Наряду с основными бухгалтерскими функциями в них имеются специальный встроенный процедурный язык и средства настройки, предполагающие широкие возможности адаптации к конкретным условиям учета и дополнительным требованиям либо самим пользователем, либо дилером разработчика. В противоположность этому виду ПС большинство других бухгалтерских систем использует, как правило, «защитные» алгоритмы настройки специальных учетных методик и расчетов, недоступные для изменений пользователями, например алгоритмы расчета износа основных средств, оценки запасов товарно-материальных ценностей, расчета разницы курсов и т.д.
В принципе элементы «инструментальности» в той или иной степени могут присутствовать в разработке любого класса, но в интегрированных системах программы-конструкторы встречаются чаще.
В этом классе наиболее известны фирмы «1С», «Информатик», «Аквилон», «Порт».
Бухгалтерский комплекс. Это самая старая форма существования бухгалтерских программ. Практика создания отдельных программ под каждый раздел учета с возможностью последующего агрегирования данных сложилась исторически еще до появления нынешнего поколения программ и компьютеров. Для средних и крупных предприятий такая форма бухгалтерских программ остается рациональной до сих пор. Развитие технологии здесь идет в направлении более глубокой интеграции отдельных участков учета, создания новых управленческих, торговых и аналитических модулей комплекса.
Класс программ «бухгалтерский комплекс» (бухгалтерский комплекс АРМ соответствующих основных разделов, участков бухгалтерского учета) может иметь средства обмена данными между отдельными АРМ через гибкие магнитные диски или по локальным вычислительным сетям и через объединения информации для сведения баланса, получения синтетических выходных форм и построения отчетности. Этот класс программ поддерживает аналитический учет в натурально-стоимостном выражении и аналитический учет с развернутым отражением остатков; дает возможность одновременной работы с АРМ нескольких пользователей; может иметь элементы управления, анализа, сбыта, производственного учета и т.п.
Здесь речь уже идет не об одной программе, а о комплексе программ, реализующих функции как отдельных разделов учета, достаточно полно и глубоко отражающих их специфику, так и бухгалтерского учета в целом. Эти программные средства ориентированы на персонал различной бухгалтерской и компьютерной квалификации при численности бухгалтерии более 5 человек и наличии явного разделения функций между работниками.
Эти комплексы программ предназначены в основном для среднего, а некоторые для крупного бизнеса или, например, бюджетной сферы.
В этом классе известны фирмы «Интеллект-Сервис», «Авэр», «Аргос», «Инфософт» и «Комтех+».
Бухгалтерия-Офис. Это система автоматизации управления предприятием. Подобные разработки построены не столько «под бухгалтера», сколько «под управляющего». Бухгалтерская составляющая (при всей ее значимости) здесь перестает быть главенствующей. Важными становятся взаимосвязь всех составных частей системы, возможность эффективного управления предприятием и получения прибыли. Этот новый класс систем только зарождается. Многие западные разработки в полном составе (а не в ограниченном наборе, что продаются в России) относятся к этому классу. Для подобных систем можно прогнозировать в ближайшие годы опережение спроса над предложением. Здесь в качестве компонентов системы присутствуют: функционально полная подсистема бухгалтерского учета, подсистемы управления, делопроизводства и планирования, элементы анализа и поддержки принятия решения и т.д. В оценке систем данного класса при сравнении характеристик отдельных подсистем больший упор делается на решение функций и задач управления.
Эта группа программ позволяет охватить значительно больший круг функций и, по существу, создать автоматизированный офис для предприятия. К числу программных продуктов этой группы относятся такие, как «Электронная бухгалтерия» (версия 4.1, аудиторская компания «Инфин»), «ФинЭко» (АО «Авэр»), «Комплексная планово-экономическая и бухгалтерская система» (фирма «Комтех+»), «Бухгалтерия без проблем» (аудиторская фирма АСВП), «Суперменеджер» и др.
Системы «эккаунт кутюр». Это индивидуально дорабатываемые и внедряемые системы, создаваемые на базе типового бухгалтерского ядра. Системы данного класса предназначены для разборчивых и состоятельных клиентов и для крупных объектов. Программные средства устанавливаются чаще всего самой фирмой-разработчиком. Обязательно обеспечивается доработка программ под конкретного заказчика с предоставлением развитых дополнительных услуг. Здесь важны не только достоинства продукта, но и характеристики фирмы-разработчика, ее потенциал и репутация. Для класса «индивидуально дорабатываемые и внедряемые системы» характерны индивидуальная настройка под каждого клиента, обучение, ввод в эксплуатацию и обязательное последующее сопровождение (поддержка) и немалая стоимость. Доработка, внедрение и сопровождение программ обеспечивается с учетом конкретных требований заказчика либо разработчик предоставляет дополнительные услуги по методической поддержке, адаптации ПС, их внедрению и сопровождению.
Лидерами в этом классе считаются фирмы «Ост-Ин», «БИТ», «Никос-Софт», «Экософт».
Отраслевые системы. В большинстве случаев основным стержнем этих систем является бухгалтерский комплекс АРМ (или его фрагменты), к которому присоединены специализированные отраслевые АРМ. Наиболее распространены и проработаны отраслевые системы «Торговля», «Бюджетные организации», «Промышленность», «Строительство», «Аудит», «Страхование», «Банковские структуры».
Для программных средств данной группы прежде всего учитываются и оцениваются полнота функций, комплексность и удобство решений отраслевой специфики бухгалтерского учета. В оценке таких программных средств мнение практиков рассматриваемой отрасли наиболее весомо.
Финансово-аналитические системы. Системы, относящиеся к данному классу, начали формироваться относительно недавно. Их еще называют аналитическими компьютерными программами для финансовых менеджеров. Условно можно выделить следующие подклассы: «системы анализа хозяйственной деятельности предприятия» и «системы для работы с инвестиционными проектами».
Этот класс ПС, пожалуй, один из наиболее непростых и ответственных из рассматриваемых, о чем свидетельствует очень небольшое число фирм, пытающихся работать в этом секторе. Данное направление особенно необходимо в условиях рынка, где использование ПС финансово-экономического анализа — этого незаменимого инструмента для анализа, прогнозирования и управления бизнесом (более всего в банковской и биржевой сфере) — помогает получить наиболее эффективные (оптимальные) варианты развития предприятия (объекта деятельности, исследования), принять взвешенные, просчитанные решения. Банки и другие финансовые институты, решающие задачи управления финансовыми ресурсами, или организации, реализующие проекты и заинтересованные в эффективном использовании собственного и привлекаемого капитала, должны просчитывать немало вариантов капиталовложений. Задача финансовых менеджеров как раз и состоит в осмыслении происходящих процессов и их прогнозировании на перспективу. Видение завтрашних проблем позволяет упредить негативные и реализовать позитивные тенденции.
Требования и функции, которые должны обеспечивать программные средства данного класса:
возможность анализа и оценки отдельных показателей производственно-финансового состояния объекта, предприятия по различным методикам и определение тенденций его изменения;
· экономический анализ деятельности объекта исследования, прогноз;
· соответствие методик анализа и оценки международным стандартам, возможность сравнения показателей деятельности отечественных и зарубежных фирм;
· расчет вариантов бизнес-планов, ранжирование вариантов по приоритетам пользователя;
· расчет дополнительных показателей по алгоритмам пользователя;
· возможность одновременного использования большого числа показателей, включение в анализ различных факторов как экономического, так и неэкономического характера;
· возможность использования статических и динамических вариантов сравнения элементов анализа;
· табличное и графическое представление информации и т.п.
Системы «Учет в международных стандартах». Системы этого класса обеспечивают поддержку как отечественных, так и наиболее распространенных западных стандартов учета и отчетности (напр. GAAP). Они поддерживают несколько языков и валют, наиболее распространенные формы внутрифирменной отчетности и др. Такие системы рекомендуются, как правило, аудиторской фирме международного уровня, с их помощью можно настраиваться на специфику заказчика и осуществлять сопровождение.
В этом сложном и ответственном классе лидерство по праву принадлежит фирме «Монолит-Инфо», имеющей богатый опыт внедрения своих комплексов в инофирмах и совместных предприятиях, успешно отстаивающей престиж российских разработчиков и конкурирующей с западными программами. Известна также фирма «Инотек» с ее системой «Учет в международных стандартах». Система больше ориентирована на специфику российского учета, чем другие аналогичные западные системы, известные на нашем рынке, и, по мнению экспертов, может составит им серьезную конкуренцию.
Правовые системы и базы данных. К этому классу относятся системы для работы, хранения и регулярного обновления в компьютере сборников нормативных документов и др. Под собирательным названием «правовые» понимаются различные специальные информационно-справочные или подобные системы правовых, нормативных документов, основных бухгалтерских понятий, баз данных и т.п.
Лидерами в этом классе являются отечественные информационно-правовые и справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант-Сервис», «Кодекс», «Консультант-Бухгалтер». Корпоративные системы (системы управления). Это современное название автоматизированной системы управления достаточно крупным предприятием, имеющим сложную организационно-производственную структуру. К предприятиям или организациям такого типа можно отнести, например, промышленные предприятия с разветвленной цеховой структурой производства, предприятия энергоснабжения и связи, торговые оптово-закупочные предприятия, базы, администрации округов.
Корпоративные системы должны работать в сети и включать в себя все функциональные комплексы задач, обеспечивающие автоматизированное управление предприятиями, организациями, ведомствами.
Банковские ИС – повышенное требование к безопасности информации для внешних и внуренних пользователей. АБС,процессинговые центр . Вендоры Диасофт, R-Style.
ИС финансовых телекоммуникаций – яркий пример SWIFT (система межбанковских расчетов функционирующая на базе компьютерных сетей и телекоммуникаций). Использует в качестве телекоммуникаций телекс (международная сеть абонентского телеграфирования), телефонные линии, волоконно-оптические линии. Передается вся информация (системные сообщения, платежи, межбанковские расчеты, валютные сделки, кредитные транзакции, операции с ценными бумагами, транзакции).
ИС обработки пластиковых карт (VISA, MC, AmEx) – обязательно должно быть включено производство карт, создание сети приема, сети распознавания карт, обработки платежей. В дополнение там много всяких подсистем для обнаружения мошеннических операций, банки должны периодически специальные отчеты ПС (платежной системе) посылать, иначе безумный штраф будут платить. Assist - это мультибанковская система платежей по пластиковым и виртуальным картам через интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций. Самый крутой пример WAY4 вендор ОпенВей.
Ответ прошлых лет (Ден)
Возрастание роли финансов при переходе к рыночной экономике не могло не отразиться на автоматизации бизнеса. Учет финансового состояния и анализ динамики развития организации являются ключевыми бизнес-процессами управления. Информационные технологии позволяют унифицировать и существенно ускорить эти трудоемкие процессы, обеспечить оперативность при подготовке регулярной отчетности организаций различного профиля перед вышестоящими и налоговыми органами.
При рассмотрении финансово-экономических систем различного назначения особое внимание уделяется новым продуктам и услугам, основанным на использовании современных информационных технологий (ИТ), в том числе интерактивным услугам клиентам. Практические приложения информационных технологий в бизнесе характеризуются