Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного
Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В современной хозяйственной практике указанная форма расчетов является основной.
В день принятия банком от клиента платежного поручения у банка возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, при соблюдении клиентом следующих условий: а) правильного указания реквизитов плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств; б) наличия на его счете денежных средств в сумме, достаточной для исполнения принятого документа.
При соблюдении клиентом перечисленных выше условий кредитная организация или ее филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.
Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи). Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.
Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис. 17.2.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени.
Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать организации, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписью. Указанный экземпляр является основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземп-
Договор купли-продажи (поставки)
Отгрузка товара, выполнение работ
Продавец |
Покупатель
Банк продавца |
Банк покупателя
1 — выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора
и предъявление поручения в банк;
2— списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца;
3— выписка с расчетного счета покупателя о списании средств;
4— выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств.
Рис. 17.2. Схема расчетов платежными поручениями
ляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.
Основное преимущество данной формы расчетов заключается в относительно быстром документообороте. Возможные задержки обусловливаются только задержками в работе банковской системы.
Расчеты аккредитивами
В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на определенный срок, который устанавливается в основном договоре. После того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет соответствующие услуги или работы. Документы, свидетельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, предоставляются поставщиком в банк. Исполняющий банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения к°нтракта денежные средства списываются непосредственно на счет по-
Раздел III. Корпоративные финансы
Глава 17. Денежный оборот и система расчетов в фирме
ставщика. Документы, свидетельствующие об отгрузке продукции, исполняющий банк пересылает банку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.
Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные достоинства. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя, поскольку, как правило, отгрузка товара или выполнение каких-либо работ поставщиком производится уже после получения извещения об открытии аккредитива. С другой стороны, банковское учреждение контролирует действия поставщика; несмотря на то что соответствующие денежных средства забронированы, поставщик сможет получить их только при условии добросовестного исполнения договора в полном объеме и в соответствующие сроки.
В современной практике используются несколько видов аккредитивной формы расчетов, возможность использования которых содержится в договоре банковского счета. При депонированном,или открытом,аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита на весь срок действия аккредитива. Таким образом, необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Указанная форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения.
При наличии у банков корреспондентских счетов друг у друга, как правило, применяется непокрытый,или гарантированный,аккредитив. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.
Возможны и другие классификации аккредитивной формы расчетов, однако различия между ними в основном носят технический характер, т. е. касаются организации документооборота между контрагентами. По своей сути они представляют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитивных расчетов.
Например, отзывныйаккредитив может быть изменен банком-эмитентом без предварительного уведомления организации-получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем. Соответственно после получения извещения об отзыве исполняющий банк платежи не производит. Возможность отзыва аккредитива без уведомления поставщик3 в определенной мере нивелирует достоинства данной формы расчетов,
а именно не создает поставщику достаточных гарантий получения платежа. Хотя возможность использования отзывного аккредитива и предусмотрена современным законодательством, на практике он почти не применяется.
Безотзывнымпризнается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия получателя средств. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее Гражданским кодексом РФ установлено, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккредитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным.
На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводнойаккредитив. Если поставщик реализует продукцию покупателю через своего представителя-посредника, в качестве средства платежа покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.
В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемыйаккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В первом случае после поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные средства. Второй вариант предусматривает депонирование соответствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива можно отметить сокращение сроков и непрерывный характер расчетов.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре между поставщиком и покупателем. В соответствии с Положением о безналичных расчетах в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо остальных существенных условий договора):
• наименование банка-эмитента (банк плательщика);
• наименование банка, обслуживающего получателя средств;
• наименование получателя средств;
• сумма, сроки действия и вид аккредитива;
• способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
• полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств;
• условия оплаты (с акцептом или без);
• ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) °бязательств.
570 Раздел III. Корпоративные финансы
Плательщик представляет в банк, в котором он обслуживается, аккредитив установленной формы (в соответствии с приложением № 5 к Положению о безналичных расчетах). В нем указываются:
• вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);
• условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
• номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
• срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
• полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
• наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Договор купли-продажи (поставки), предусматривающий аккредитивную форму расчетов
Глава 17- Денежный оборот и система расчетов в фирме
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик предоставляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов установленной формы, а также документы, свидетельствующие о выполнении им условий контракта и предусмотренные условиями аккредитива. В реестре счетов содержится информация о реквизитах аккредитива, сумме платежа, номере счета поставщика, дате отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), перечне документов в соответствии с условиями аккредитива.
Схемы документооборота при использовании покрытого и непокрытого аккредитивов приведены соответственно на рис. 17.3 и 17.4.
При упомянутых достоинствах аккредитивной формы расчетов (гарантия исполнения обязательств контрагентами) существуют и значительные неудобства применения указанной формы на практике. Данные неудобства носят в основном технический характер и вызваны значительным документооборотом между банками и их клиентами. Указанная форма расчетов не позволяет в короткие сроки произвести
Договор купли-продажи (поставки), предусматривающий аккредитивную форму расчетов
Продавец |
Покупатель
Покупатель |
Продавец
Т I |
J__ Ь
Банк покупателя (банк-змитент) |
Банк продавца
(исполняющий банк)
Рис. 17.3. Схема расчетов с использованием покрытого аккредитива
1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;
2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий
банк для платежей по аккредитиву;
3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;
4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих
об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;
6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и за-
числение средств на счет продавца;
7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с Д°"
кументами, свидетельствующими об отгрузке;
8 — уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с докумен-
тами, свидетельствующими об отгрузке.
„| J |
I 1
Банк покупателя (банк-эмитент) |
Банк продавца
(исполняющий банк)
Рис. 17.4. Схема расчетов с использованием гарантированного аккредитива
1 — предоставление аккредитива по установленной форме;
2 — сообщение об открытии гарантированного аккредитива;
3 — отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;
4 — уведомление продавца об открытии аккредитива;
5 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
6 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих
об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;
— контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца;
Ш уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;
Q
J ~~ списание денежных средств со счета покупателя;
Ю — уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке.
Раздел III. Корпоративные финансы
17. Денежный оборот и система расчетов в фирме
оплату и поэтому для обеспечения текущей хозяйственной жизни предприятия не используется. Помимо технических сложностей имеется весьма существенный недостаток. Как правило, в хозяйственной практике используется покрытый аккредитив, при использовании которого у плательщика на время действия контракта из оборота отвлекаются значительные денежные средства. Аккредитивная форма расчетов является еще и самой дорогостоящей из возможных форм безналичных расчетов, поскольку за свои услуги по контролю за соблюдением условий контракта банк взимает комиссионное вознаграждение.
Указанные обстоятельства объясняют причину того, что аккредитивы применяются в основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.
Расчеты чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами). В данном разделе речь пойдет о расчетных чеках.
Расчетные чеки представлены депонированнымии гарантированнымичеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк предоставляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.
Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.
Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика (чекодателя) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты
плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и подписью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационной карточке, в которой перечисляются основные реквизиты чека с образцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения подлинности чека.
Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
• наименование «чек», включенное в текст документа;
• поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
• указание валюты платежа;
• указание даты и места составления чека;
• подпись чекодателя, т. е. лица, выписавшего чек.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. В отдельных случаях в чеке может быть указано наименование чекодержателя; такой чек называется именным. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.
По отечественному законодательству чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в исполнение которого он выдан. Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке, называемой индоссаментом, за исключением именного чека. Индоссамент, совершенный плательщиком, считается недействительным. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля. Аваль может быть выдан любым лицом за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку, так же как и лицо, выписавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека, чекодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обязанным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант). Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может "Ыть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.
Раздел III. Корпоративные финансы
17. Денежный оборот и система расчетов в фирме
Общая схема расчетов депонированными чеками приведена на рис. 17.5.
Договор купли-продажи (поставки)
Продавец |
Покупатель
'1
Банк продавца |
Банк покупателя
1 — заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе
с платежным поручением о депонировании денежных средств;
2 — депонирование средств на специальном счете;
3 — выдача чековой книжки;
4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
5 — выписка чека и передача его поставщику;
6 — предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;
7 — предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;
8 — перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки. Рис. 17.5. Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки
Плательщик (чекодатель) выписывает чек и передает его поставщику (чекодержателю) вместе с идентификационной карточкой. В момент выписки и получения чека чекодержатель обязан следить за обоснованностью лимита данной чековой книжки. При выписке чека неиспользованный лимит отражается на корешке следующего чека. Помимо соблюдения лимита сверяется подпись лица, выписавшего чек с образцом подписи, поставленной на идентификационной карточке, а также соответствие остальных реквизитов чека с реквизитами карточки.
В течение 10 дней чекодержатель сдает полученные чеки вместе с реестром чеков в банк, в котором он обслуживается. Реестр чеков содержит в себе информацию о всех чеках, сдаваемых в банк. В нем указываются номера и суммы чеков, сдаваемых при данном реестре, лицевые счета и наименования плательщиков и получателя денежных средств. Копии полученного реестра вместе с чеками банк чекодержателя, не производя операций по счетам, пересылает в банки поставщиков. Банк чекодателя, получив соответствующий реестр и чеки и проверив их подлинность, списывает депонированные средства со счета (если речь идет о депонированной чековой книжке) или осуществляет перечисление собственных средств (если используется овердрафт). На оснований
экземпляра реестра счетов в банке поставщика полученные средства зачисляются на счет последнего.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права. Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).
В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.
Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. В хозяйственной практике между коммерческими организациями безакцептные платежные требования используются достаточно редко, в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика.
Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов платежных Документов (см. выше) платежное требование должно содержать:
• условие оплаты (с акцептом или без);
• срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, при отсутствии такого указания сроком для акцепта считается 5 рабочих дней);
• дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выполнении поставщиком условий договора;
Раздел III. Корпоративные финансы
17. Денежный оборот и система расчетов в фирме
• наименование товара, работ, услуг, основные реквизиты основного хозяйственного договора.
Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и печати получателя, а также полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных требований (перечень требований по данному платежу и их основные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиям договора между банком и плательщиком.
При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования передается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.
Если плательщик отказывается от акцепта полностью или частично, то им в исполняющий банк предоставляется специальное заявление в трех экземплярах, в котором указываются мотивы отказа с обязательной ссылкой на условия договора или нормы права. В частности, это может быть несоответствие применяемой формы расчетов условиям заключенного основного договора. При полном отказе от акцепта платежные требования и заявление плательщика об отказе с соответствующими отметками исполняющего банка возвращаются в банк-эмитент для последующей передачи получателю. В случае частичного акцепта в платежном требовании обводится первоначальная сумма и рядом проставляется цифрами и прописью сумма, подлежащая к оплате. Заявление о частичном отказе вместе с одним экземпляром платежного требования служат основанием для списания денежных средств со счета плательщика. Второй экземпляр заявления направляется в банк-эмитент для выдачи получателю средств. Все возникающие между плательщиком и получателем разногласия разрешаются в законодательно установленном порядке.
При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным, и на основании указанных в нем реквизитов исполняющий банк осуществляет платеж.
Порядок документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями с предварительным акцептом плательщика приведен на рис. 17.6.
Если поставщик предоставляет в банк-эмитент платежное требование, в котором указано, что оплата по нему производится без акцепта
Договор купли-продажи (поставки), предусматривающий расчеты платежными требованиями-поручениями
Продавец |
Покупатель
I 1
Банк продавца (банк-эмитент) |
Банк покупателя
(исполняющий банк)
Рис. 17.6. Схема расчетов с использованием платежных требований-поручений, подлежащих акцепту плательщика
1— отгрузка товара, выполнение работ, услуг;
2— выписка и направление в банк-эмитент платежного требования поручения,
реестров требований и сопроводительных документов; 3, 4 — передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;
5— акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением;
6— перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе
с заявлением об отказе акцепта;
7— зачисление средств на счет продавца (в случае акцепта и оплаты);
8— извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов,
свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта.
плательщика, то в требовании делается указание на пункт основного договора, в котором предусмотрено следующее условие. Безакцептное списание по хозяйственным договорам требует соответствующего указания такой возможности в договоре банковского счета. Кроме того, плательщик при заключении хозяйственного договора предоставляет в обслуживающий его банк сведения о кредиторах (получателях), которые имеют право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, а также на основании каких хозяйственных договоров может быть произведено указанное списание, о случае, если условия о безакцептном списании средств нет в договоре банковского счета либо плательщик не предоставил в банк сведения 0 получателях средств, платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта. При безакцептном списании средств в случае соблюдения исполняющим банком всех требований законодательна последним возражения плательщика по поводу списания не принимаются.
Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании "^кассовых поручений. В соответствии с действующим законодательном списание денежных средств по инкассовым поручениям произ-
Раздел III. Корпоративные финансы
глава 17. Денежный оборот и система расчетов в фирме
водится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений, а именно:
• когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
• при взыскании по исполнительным листам;
• в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета, содержат такую возможность. В данном случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. Однако в сложившейся практике расчеты с использованием инкассовых поручений применяются в основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.
Общая схема расчетов инкассовыми поручениями и платежными требованиями без акцепта приведена на рис. 17.7.