Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
Анализ розничного товарооборота
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота
Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов
Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли
Анализ товарооборачиваемости
Анализ издержек обращения в розничной торговле
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота
Розничный товарооборот (РТ)является одним из основных показателей, по которому оценивается хоз. деятельность предприятия торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям – для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд.
В условиях инфляции РТ должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и сопоставимых ценах. Для определения РТ в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменялись цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается РТ, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает доли в нем высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Развитие РТ характеризуется показателями выполнения плана и динамики. Анализ динамики товарооборота проводят в сравнении не только с базисным годом, но и с фактическими показателями за ряд лет ( в действующей и сопоставимых оценках). Тогда рассчитывается среднегодовой темп увеличения товарооборота по формуле:
, где
Xn - товарооборот в отчетном периоде
X0 - товарооборот в базовом периоде, n – число периодов.
Анализ выполнения плана и динамики РТ проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары, т.е изучается ритмичность и равномерность развития РТ. Для этого рассчитываются коэффициенты равномерности и ритмичности. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству или как отношение фактического товарооборота в пределах плана к плановой его величине. Например, если план был выполнен в 9 периодах из 12, то коэффициент ритмичности составит 0,75 (9:12). Коэффициент ритмичностиизменяется от 0 до 1, и чем ближе он к 0, тем неритмичнее осуществляется реализация товаров и, наоборот, приближение к 1 говорит о налаженной ритмичной работе торгового предприятия.
Для определения коэффициента равномерностинеобходимо предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, или неравномерности:
;
, где
Х-процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по анализируемому показателю за год; n – число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратическое отклонение показывает колебание анализируемого показателя, а коэффициент вариации - неравномерность развития товарооборота, тогда коэффициент равномерности равен 100 -
Приведем пример.Проанализируем равномерность выполнения плана РТ по месяцам отчетного года. Таблица 1.
Таблица 1.
Месяц | План по РТ,млн.руб. | Фактический РТ, млн.руб. | % выполнения плана |
Январь | 106,1 | ||
Февраль | 99,0 | ||
Март | 105,0 | ||
… | … | … | … |
Декабрь | 107,0 | ||
Всего за год | 102,5 |
Рассчитаем среднее квадратическое отклонение:
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 98,3% (100-1,7).
Основными причинами недовыполнения плана и нарушения ритмичности обычно являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламы, других аспектах маркетинга и менеджмента.
Важно анализировать показатель товарооборота в ассортиментном разрезе, так как изменение структуры реализации (удельного веса отдельных товарных групп) может вызвать значительные изменения в объеме товарооборота. Изучение структуры РТ важно проводить по кварталам и месяцам, чтобы лучше учитывать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года. Такой анализ важен для соблюдения магазинами ассортиментного минимума на товар.
Анализ проводится не только по торговому предприятию в целом, но и по его структурным подразделениям: отделам, секциям, бригадам с определением тех подразделений, где темпы роста товарооборота ниже всего или план не выполняется вовсе.
Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
Выполнение плана и динамика РТ зависят от трех основных факторов: 1) обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; 2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности использования труда торговых работников; 3) состояния материально-технической базы торгового предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
Товарные ресурсы влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия запасов товаров на конец отчетного периода. Между этими величинами существует зависимость, которая может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В + Зк , где
Зн, Зк - запасы товаров на начало и конец отчетного периода соответственно; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров.
Тогда влияние показателей товарного баланса на объем РТ можно определить как:
Р = Зн + П – В - Зк
Следовательно, на выполнение плана и динамику РТ положительное влияние оказывают завышенные(сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода(если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:
, где
Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
При анализе могут определяться обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль РТ, а также частные показатели эффективности их использования. К частным показателям относятся доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота. Долю прочего выбытия товаров в товарных ресурсах изучают по всему его объему и отдельным видам (нормируемым и ненормируемым товарным потерям, уценке, порче и недостачам товаров и др.). При анализе необходимо установить причины изменения эффективности использования товарных ресурсов и разработать меры по минимизации прочего выбытия товаров, оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.
Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Кроме того, если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение РТ, то это значит: часть поступивших товаров находится в товарных запасах и может залежаться, утратить качество и вообще не реализоваться. В таком случае потребуются меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов. Если темпы роста поступлений отстают от темпов роста товарооборота, то возникают перебои в работе торгового предприятия.
В ходе анализа проверяется соблюдение договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Изучается частота и своевременность завоза товаров. Своевременный и частый завоз обеспечивает сохранение качества товаров и нормализует товарные запасы.