Что такое срок окупаемости проекта
- это период времени, начиная с которого предприятие будет работать только на себя
- это период времени, необходимый для возмещения затрат по проекту
- это время, в течение которого будут оплачиваться начальные инвестиции
29. В каком разделе бизнес-плана будут представлены финансовые результаты проекта:
- в резюме
- в финансовом плане
- в описании производства
- в описании предприятия
30. Какому инвестиционному проекту будет отдано предпочтение:
- NPV > 0
- NPV < 0
- NPV = 0
4.4.5 Рекомендации по использованию в образовательном процессе информационных технологий и их перечень
При подготовке к занятиям преподавателю, а также в ходе самостоятельной работы студентам рекомендуется использовать справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс», доступные в читальном зале филиала.
В ходе проведения занятий рекомендуется использовать компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий, подготовленные с использованием Microsoft Power Point или других средств визуализации материала.
Возможно использование электронного конспекта лекций, размещенного в читальном зале филиала.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе____________
«___» ________________ 201_ г.
Заместитель директора
по научной и методической работе____________
«___» ________________ 201_ г.
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
К ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА 201… / ….. УЧЕБНЫЙ ГОД
по дисциплине «Бизнес планирование»
В Программу дисциплины внесены следующие изменения:
Дата, номер протокола заседания кафедры | Раздел (пункт), номер страницы | Удалено | Добавлено | Подпись зав. кафедрой |
Приложения к программе
4.5.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
по проведению всех видов занятий
В соответствии с учебными планами направления 080200 «финансовый менеджмент» дисциплина «Бизнес планирование» является дисциплиной области применения в рамках блока специальных дисциплин.
Изучение дисциплины базируется на общетеоретических знаниях, полученных студентами по экономической теории, статистике, финансовой математике, бухгалтерского учета, финансового анализа и другим дисциплинам.
Дисциплина «Бизнес планирование» обеспечивает теоретическую базу системного представления о механизме планирования в условиях рынка, необходимую для результативного освоения финансового, инвестиционного, инновационного, производственного, стратегического менеджмента, логистики, маркетинга и других специальных дисциплин.
Исходя из требований учебных планов, видом аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. Лекции составляют основу теоретической подготовки слушателей. На лекциях рассматриваются наиболее важные понятия и порядок действий, осмысливаются состояния и перспективы развития внутрифирменного планирования, активизируется познавательная деятельность слушателей, формируется их экономический кругозор, аналитические качества, творческий подход к изучению дисциплины. На лекциях сочетаются элементы описания и повествования, доказательства и объяснения, анализа фактов и примеров, делаются обобщения и выводы. При этом используются технические средства обучения, учебно-методические и наглядные пособия, руководящие документы, применяются различные приемы активизации познавательной деятельности.
Для наиболее эффективного усвоения материала курса рекомендуется следующее соотношение средств, методов обучения и способов учебной деятельности (Таблица 4):
Таблица 4 – Средства, методы обучения, способы учебной деятельности
Тема | Рассматриваемые вопросы | Форма организации обучения | Методы и способы учебной деятельности | Средства обучения | Рекомендации по применению инновационных методов |
ТЕМА № 1. Основы бизнес планирования | Понятие и роль бизнес-плана в современном предпринимательстве. Классификация бизнес-проектов. Цели бизнес-проекта. Признаки бизнес-проекта. Основные участники проекта и их функции. Жизненный цикл бизнес-проекта. | аудиторное занятие | 1. Словесные: лекция, беседа; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска. | |
Особенности составления бизнес-плана для предприятия и для инвесторов. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | Использование подборки «е-лекций» | |
ТЕМА № 2. Структура бизнес плана | Структура и содержание бизнес-плана. Титульный лист. Меморандум о конфиденциальности, аннотация, введение и оглавление. Резюме бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Примерная структура бизнес-плана. Содержание титульного листа бизнес-плана. | Аудиторная работа | 1. Словесные: работа с рекомендованной литературой | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия, технические средства доступа к электронным ресурсам. | Проблемная лекция |
Содержание меморандума о конфиденциальности. Порядок оформления резюме. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | Использование подборки «е-лекций» | |
ТЕМА № 3. Характеристика предприятий и отрасли | Структура и элементы раздела. Характеристика предприятия. Стратегия развития и содержание деятельности фирмы. Характеристика вида отрасли, в которой работает предприятие. SWOT-анализ. | аудиторное занятие | 1. Словесные: лекция, беседа; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска. | |
Анализ финансового состояния предприятия, материальных ресурсов, величины запасов. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: ознакомление с нормативными документами; работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | Использование подборки «е-лекций» | |
ТЕМА № 4. План маркетинга | Структура и элементы раздела. Описание товара (услуги). Анализ рынка производителей. Анализ рынка потребителей. Сегментирование рынка. Ценообразование. Маркетинговая стратегия. Стратегия товародвижения. | аудиторное занятие | 1. Словесные: лекция, беседа; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска. | |
ТЕМА № 5. Производственный, организационный и юридический планы | Определение местонахождения фирмы. Анализ затрат. Технологии. Планирование производства на основе плана продаж. Календарный план. Производственные мощности и их развитие. Охрана окружающей среды. Анализ организационной структуры. Квалификация персонала. Мотивирование персонала. | аудиторные занятия | 1. Словесные: лекция, беседа, объяснение; 2. Наглядные: демонстрация слайдов 3. Практические: Определение производственной мощности предприятия, объемов производства и реализации продукции. | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска, калькуляторы | Решение ситуационных задач |
Правовые документы, регулирующие планирование и реализацию бизнес-плана. Анализ нормативной среды. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами 2. Практические: Составление плана производства и реализации продукции | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | ||
ТЕМА № 6. Финансовый план | Анализ финансового состояния предприятия. Прогноз движения денежных средств. Прогноз баланса. Прогноз прибыли. Расчет финансовых показателей предприятия во время и после реализации бизнес-проекта. Точка безубыточности. | аудиторные занятия | 1. Словесные: лекция, беседа, объяснение; 2. Наглядные: демонстрация слайдов 3. Практические: Планирование материально-технического обеспечения производства. | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска, калькуляторы | Использование блога для обсуждения |
Стратегия финансирования. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами 2. Практические: Расчет годовой потребности в основных материалах на производствопродукции. | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | ||
ТЕМА № 7. Анализ инвестиционного проекта и оценка риска | Понятие дисконтированной стоимости. Критерии принятия решений по проекту. Простые методы оценки. Срок окупаемости. Средняя норма прибыли. Рентабельность инвестиций. Сложные методы оценки. NPV, IRR, MIRR, DPP. Факторы риска. Анализ чувствительности проекта к различным факторам риска. Методы оценки риска. Составление вариантов развития событий. | аудиторные занятия | 1. Словесные: лекция, беседа, объяснение; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска | применение дискуссии |
Планирование мероприятий по нейтрализации рисков. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: ознакомление с нормативными документами; работа с рекомендованной литературой. 2. Практические: подсчет сумм отдельных платежей | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | ||
ТЕМА № 8. Управление стоимостью проекта | Основные принципы управления стоимостью проекта. Оценка стоимости проекта. Бюджетирование проекта. Методы управления стоимостью проекта. Контроль стоимости проекта. | аудиторные занятия | 1. Словесные: лекция, беседа; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска | Работа с официальным сайтом ФНС в режиме реального времени |
Отчетность по затратам. | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: ознакомление с нормативными документами; работа с рекомендованной литературой. 2. Практические: подсчет сумм отдельных налоговых санкций | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | ||
ТЕМА № 9. Контроль и регулирование проекта | Цели и содержание контроля проекта. Мониторинг работ по проекту. Измерение прогресса и анализ результатов. Принятие решений по проекту. Управление изменениями проекта. | Аудиторное занятие | 1. Словесные: ознакомление с нормативными документами; работа с рекомендованной литературой. | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. | |
ТЕМА № 10. Применение программных продуктов при составлении бизнес плана | Автоматизация расчетов. Программные продукты по бизнес-планированию. Составление бизнес-плана в Project Expert. | аудиторные занятия | 1. Словесные: лекция, беседа; 2. Наглядные: демонстрация слайдов | 1. Идеальные: Слайды презентации к лекции 2. Материальные: ноутбук, видеопроектор, доска | Моделирование проблемных ситуаций |
Характеристики программных продуктов по составлению бизнес планов | самостоятельная работа студента | 1. Словесные: ознакомление с нормативными документами; работа с рекомендованной литературой. | 1. Идеальные: конспект лекций, информация электронных источников. 2. Материальные: нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам. |
Таблица 5 – Использование в ходе курса инновационных (в т.ч. интерактивных) методов обучения, час.
Виды занятий | всего по учебному плану | в том числе с применением интерактивных методов обучения | соотношение присутствия интерактивных методов | |||||||
с использованием мультимедийного оборудования | "круглый стол" | "мозговой штурм" | кейс-стади | дискуссия | деловые и ролевые игры | тренинг | компьютерный тренинг | |||
Лекции | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 100,0% | |||
Практические | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 100,0% | ||
Лабораторные | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 0,0% |
В ходе оценивания результатов обучения рекомендуется применять следующие
а) Принципы оценивания результатов обучения:
1. Принцип целостности;
2. Принцип сосредоточения на личности обучаемого;
3. Принцип объективности;
4. Принцип научности;
5. Принцип гибкости;
6. Принцип прозрачности.
б) Критерии оценивания результатов обучения:
Результат обучения определяется итогом сдачи экзамена по дисциплине и оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка объявляется студенту сразу же по окончании им ответа и проставляется в экзаменационную ведомость. В зачетную книжку проставляются только положительные оценки.
Оценка «отлично» выставляется за глубокое знание, предусмотренного программой материала, содержащегося в основных и дополнительных рекомендованных литературных источниках, за умение четко, лаконично и логически последовательно отвечать на поставленные вопросы, за умение анализировать изучаемые явления в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять теоретические положения при решении практических задач.
Оценка «хорошо» - за твердое знание основного (программного) материала, включая расчеты, за грамотные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы, за учение применять теоретические положения для решения практических задач.
Оценка «удовлетворительно» - за общее знание только основного материала, без особенностей, за ответы, содержащие неточности или мало аргументированные, с нарушением последовательности изложения материала, за слабое применение теоретических положений при решении практических задач.
Оценка «неудовлетворительно» - за незнание значительной части программного материала, за существенные ошибки в ответах на вопросы, за неумение ориентироваться в расчетах, за незнание основных сведений из дисциплины.
Таким образом, в каждом ответе слушателя преподаватель должен оценить уровень его знаний и умений (глубокие, твердые, общие) и, во-вторых, сопоставить свое заключение с соответствующим критерием оценки. Кроме того, преподаватель-экзаменатор обязан проанализировать как содержание, так и форму ответов студентов при ответах на вопросы экзаменационных билетов.
В связи с реализаций образовательного процесса в форме заочного обучения, в ходе преподавания дисциплины «Налоги и налогообложение» следует учитывать следующие особенности:
1. Наличие значительного объема дидактических единиц, выносимых для изучения студентами в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. В соответствии с учебными планами время, отводимое на указанный вид работы, составляет 86%.
В связи с этим преподаватель, читающий курс,
- должен знать объем часов, выделенных на самостоятельную работу по своей дисциплине (согласно учебному плану по специальности);
- формирует содержание, планирует, контролирует самостоятельную работу студентов;
- устанавливает тематику, трудоемкость, формулирует задания для самостоятельной работы;
- определяет формы самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя;
- готовит методические материалы по самостоятельной работе, содержащие: целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки.
2. Отсутствии аудиторных практических занятий, дающих возможность студентам самостоятельно под руководством преподавателя выполнять задания по исчислению сумм отдельных налогов и сборов, а также определять суммы налоговых санкций.
В связи с этим в ходе изучения курса предусмотрено:
- объяснение порядка расчета сумм отдельных налогов и налоговых санкций в ходе лекционных занятий;
- наличие в контрольной работе вопроса, предполагающего осуществление расчетных действий;
- наличие в билетах к экзамену 3-х вопросов, один из которых теоретический, второй – вопрос в форме теста, третий – задача.