Установление содержания и толкование иностранного права
На второй стадии – применение норм избранного правопорядка – процесса регулирования отношений в международном частном праве возникают проблемы, связанные с применением иностранного права. Среди них:
общий подход к пониманию иностранного права;
установление содержания и толкование иностранного права;
ограничения применения иностранного права.
Весьма условно ст. 1093 ГК Республики Беларусь устанавливает общие основы применения иностранного права в Республике Беларусь. Из ее содержания следует, что иностранное право на территории Республики Беларусь может применяться к гражданским отношениям.
Установление содержания норм иностранного права подчиняется правилам, установленным ст. 1095 ГК Республики Беларусь, которые сводятся к следующему:
Суд или иной государственный орган устанавливает содержание применяемого права по должности (ex officio). У нас иностранное право рассматривается как правовая категория, т.е. юридически обязательные предписания. Согласно англо-американской доктрине суд применяет только свое собственное право, но может признать субъективные права, возникшие под действием иностранного права. При этом иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство, которое наряду с другими фактическими обстоятельствами выступает в числе доказательств по делу. Бремя доказывания содержания иностранного права лежит на той стороне, которая ссылается на иностранное право. Следовательно, иностранное право считается вопросом факта (as a fact), но это – вопрос факт особого рода.
Согласно п. 3 ст. 1095 ГК Республики Беларусь, лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.
Но,
стороны не обязаны это делать;
конечная оценка и осознание содержания норм иностранного права является обязанностью суда.
В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться за содействием к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей, привлечь экспертов. Большую роль в решении этой проблемы играют договоры об оказании правовой помощи, в которые включают правила о предоставлении информации о действующем праве.
В 1968 году была заключена Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства. Согласно этой Конвенции каждое договаривающееся государство создает на своей территории Специальный орган (его обязанности могут быть возложены на любую существующую организацию), в который в случае необходимости обращаются суды за информацией о праве этого государства. Специальный орган либо сам готовит ответ, либо передает запрос в другой официальный компетентный орган. Информация передается безвозмездно. Республика Беларусь участвует в Конвенции с 1997 года.
Если содержание норм иностранного права не будет установлено, несмотря на предпринятые меры, применяется право Республики Беларусь (п. 4 ст. 1095 ГК Республики Беларусь). Вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Нормы иностранного права должны применяться так же, как они применяются в стране своего происхождения, «у себя на родине». Поэтому и толковаться эти нормы должны так, как они толкуются у себя на родине.
Правовой режим и его виды
Правовой режим – это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.
В международном частном праве различают три вида правового режима:
национальный режим;
режим наибольшего благоприятствования;
специальный режим.
Национальный режим – это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.
Например, ст. 11 Конституции Республики Беларусь гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международным договорами».
Примером предоставления иностранцам национального режима по международному договору может служить Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, в п. 1 ст. II которой записано: «Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией».
Режим наибольшего благоприятствования – это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.
Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения – торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций.
Например, ст. 1 Соглашения о торговых отношениях между США и СССР, ратифицированного Верховным Советом Республики Беларусь, предусматривает: «каждая Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:
таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;
способам оплаты импорта и экспорта и международного перевода таких платежей;
правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенной очистке, транзиту, складированию и перегрузке;
налогам и другим внутренним сборам любого рода, применяемым прямо или косвенно к импортируемым товарам; и
правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке».
Отличие режима наибольшего благоприятствования от национального режима состоит в том, что при национальном режиме в равное положение ставятся иностранные и собственные физические и юридические лица, а при режиме наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные физические и юридические лица между собой.
Специальный режим (преференциальный режим) – предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества.
Преференциальный режим выражается в предоставлении льгот:
в сфере международной торговли с развивающимися странами;
для стран, участвующих в таможенных союзах;
для стран, участвующих в зонах свободной торговли;
в приграничной (прибрежной) торговле.
Предоставление тарифных преференций закреплено в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» (ст. 34), который допускает установление преференций в виде льгот в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Взаимность и реторсия
Тема взаимности в международном частном праве относится:
к сфере действия коллизионных норм;
к сфере правового положения иностранных физических и юридических лиц;
к сфере правового регулирования иностранных инвестиций;
к сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью;
к сфере международного гражданского и арбитражного процесса.
Что касается сферы действия коллизионных норм, то в международном частном праве закрепилось правило о том, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер.
В соответствии со ст. 1098 ГК Республики Беларусь суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право Республики Беларусь, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.
Что касается гражданско-правового положения и физических и юридических лиц, то здесь взаимность определяется как одновременное или ответственное предоставление иностранным субъектам прав и привилегий в данном государстве, адекватных правам и правомочиям, предоставляемым соответствующим иностранным государством.
Различают материальную и формальную взаимность.
При материальной взаимности иностранцы на территории другого государства пользуются таким объемом прав, которым они пользуются в своем государстве.
При формальной взаимности иностранцам на территории другого государства предоставляется такой объем прав, которым пользуются собственные граждане.
Если нет в законе указания на материальную взаимность, применяется формальная (презюмируется формальная взаимность).
Реторсии – ответные ограничения на дискриминационные акты других государств.
Ст. 1102 ГК Республики Беларусь устанавливает: «Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь».
20 Понятие и содержание международного гражданского процесса
Международный гражданский процесс – условное обозначение совокупности норм белорусского процессуального права, регулирующих процедуру рассмотрения в судах дел с иностранным элементом.
Содержание международного гражданского процесса составляют следующие вопросы:
определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным элементом;
процессуальное положение иностранных гражданских и иностранных юридических лиц в суде;
процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей;
установление содержания иностранного права;
обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов;
признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений;
совершение нотариальных действий;
признание иностранных арбитражных соглашений;
принудительное исполнение решений иностранного арбитража