Понятие и типы государственных (муниципальных) учреждений
Государственные (муниципальные) учреждения – это организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.
Госучреждения создаются в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг или работ.
Как уже было сказано, в результате реформирования учреждений бюджетной сферы было сформировано три типа государственных (муниципальных) учреждений:
- казенное учреждение;
- бюджетное учреждение;
- автономное учреждение.
Основные отличия в правовом статусе автономных, казенных и бюджетных учреждений приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Отличия в статусе различных типов государственных (муниципальных) учреждений
Признак | Характеристика признака | Применение признака для каждого типа учреждения | ||
КУ | БУ | АУ | ||
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) | Обязательность формирования для данного типа учреждений | - | + | + |
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно | + | - | - | |
Финансовое обеспечение | Бюджетная смета | + | - | - |
Субсидия | - | + | + | |
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) | Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе(ФК), финансовом органе соответствующего ППО(далее - ФО) | + | + | - |
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК ФО) | - | - | + | |
Субсидиарная ответственность учредителя | Наличие зависимости от типа учреждения | + | - | - |
Принципы ведения бухгалтерского учета | Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений | + | + | + |
Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности | Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами | + | + | + |
Наличие ограничений по сферам деятельности | - | - | + | |
Требование о размещении информации в открытом доступе | Обязательно с 1 января 2012 г. | + | + | + |
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя | Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | - | - | - |
Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности | - | - | + | |
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | - | - | - | |
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности | - | + | + | |
Иным имуществом | - | + | + | |
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам) | С зачислением доходов в соответствующий бюджет | + | - | - |
С правом распоряжения полученными доходами | - | + | + | |
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду | В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания | + | - | - |
Распространение действия положений закона о закупках | При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников | + | + | - |
Органы управления государственным (муниципальным) учреждением | Руководитель, назначенный учредителем | + | + | + |
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом | - | - | + |
Примечание: КУ – казенное учреждение, БУ – бюджетное учреждение, АУ – автономное учреждение
Первоначально при создании различных типов учреждений предполагалось, что основную часть автономных учреждений составят учреждения дошкольного образования и медицинские организации. В качестве бюджетных организаций главным образом выступят учреждения культуры и общего среднего образования.
Одним из результатов реформы стало повышение открытости и прозрачности информации о деятельности различных типов государственных (муниципальных) учреждений путем создания официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), благодаря чему становится возможным осуществление мониторинга в этой сфере.
Данные официального сайта характеризуют структуру государственных (муниципальных) учреждений, сложившуюся в 2013 году (рис.5).
Рис.5. Структура учреждений, функционирующих в РФ, по типу в 2014 г.
Данные рисунка свидетельствуют о том, что основную часть учреждений составляют бюджетные, в то время как на автономные учреждения приходится наименьшая доля.
Не все однозначно оказалось и с расширением самостоятельности учреждений, поскольку доля платных услуг в структуре услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, постепенно снижается.
Рис.6. Структура услуг автономных и бюджетных учреждений
Данные рисунка свидетельствуют о сокращении доли платных услуг в структуре видов деятельности бюджетных и автономных учреждений. Следовательно, надежды органов власти повысить финансовую самостоятельность учреждений не оправдались.
Следует также обратить внимание на тенденции развития типов государственных (муниципальных) учреждений в Республике Татарстан (рис.7).
Рис. 7. Структура государственных (муниципальных) учреждений в Республике Татарстан
В республике, так же как и в России в целом, преобладающим является бюджетный тип учреждений, причем основную их долю составляют учреждения, созданные муниципальными образованиями. В настоящее время в РТ функционирует почти 5 тысяч государственных (муниципальных) учреждений. При этом основная часть государственных учреждений в форме автономных организована в сфере дошкольного образования – 33%, а также в медицинской сфере – 14%.
Бюджетные учреждения представлены практически полностью сферой образования – 96%. Казенные учреждения в основном представлены сферой правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, содержание тюрем, колоний), а также учреждениями социального обслуживания населения.