Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой
Справочник
Для подготовки к ГИА
По русскому языку
ЧАСТЬ 2
- Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)
А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен»маленькая скрипачка?»
1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
А3. Как характеризуетгероя информация, заключённая в предложениях 20—21?
1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность»(предложение 25).
1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность
5)
А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.
2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
В1. Замените слово БУМАЖЕКиз предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.
В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.
Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6)чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО(предложение 19), построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основупредложения 23.
В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством.Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основв предложении 1.
В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.
Антон: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно…»
Кирилл: « Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!»
Помогите Антонудоказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
3)Вывод (подтверждение тезиса).
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
2) собственное высказывание
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:
-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)