Сущность корпоративного управления организациями (крупными интегрированными структурами)

Прежде чем рассматривать понятие “корпоративное управление” необходимо определиться с понятием "корпорация". По данному вопросу существует множество мнений, но до сих пор нет единого понимания.

Нормативные документы, в частности, Гражданский кодекс и Законы РФ не определяют понятие “корпорация”, хотя само понятие широко используется в деловой и научной лексике, в литературе.

Так, например, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее определение корпорации:

Корпорация - это:

1. Объединенная группа лиц, круг лиц одной профессии, замкнутый пределами корпорации.

2. Одна из форм монополистического объединения.

Т.В. Кашанина дает следующее определение корпорации: Корпорация - коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально-полезную деятельность.

Однако с этим определением можно поспорить, так как существует множество компаний, отвечающих признакам корпорации, по крайней мере, которые признаются корпорациями, которые принадлежат одному лицу более, чем на 75 %, что обеспечивает практически полный контроль деятельности таких компаний одним лицом. Существуют, также, корпорации, принадлежащие одному лицу на 90-95 %, а остальные проценты принадлежат менеджменту лишь потому, что таким образом осуществляется мотивация высшего управленческого персонала. В таком случае сложно говорить о какой-либо значимости финансовых ресурсов, соответствующих этой небольшой доле. Таким образом, можно сделать вывод, что объединение капитала не является достаточным признаком корпорации. Однако, в данном определении, по нашему мнению, формулировка “коллективное объединение” вполне соответствует сути и состоянию современных корпораций.

В терминологическом словаре Д.М. Розенберга приводится следующее определение корпорации: Корпорация - организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность.

По нашему мнению, данное определение слишком широкое - по данному определению и транснациональные корпорации, обладающие гигантскими финансовыми ресурсами, и ООО “Пивной ларек” являются корпорациями в равной степени, что не соответствует наиболее распространенному мнению о корпорациях.

Пожалуй, наиболее соответствующее действительности определение корпорации дает Н.Б. Сонькин: Корпорация - единый производственно-хозяйственный комплекс, обладающий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом, созданный самостоятельными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур и органов управления, один из которых является центром системы.

Однако, данное определение, также является довольно широким и никоим образом не определяет требования к системе управления корпорациями, хотя именно характерные особенности систем управления, основанных на использовании коллективных руководящих органов, являются, по нашему мнению, одним из основных признаков корпорации.

Исходя из анализа деятельности различных социально-экономических систем, современных условий хозяйствования, мы приходим к мнению, что приведенные выше и иные, существующие определения не отражают в полной мере особенности деятельности корпораций. Именно поэтому, в качестве одной из задач настоящей работы была поставлена задача - сформулировать определение корпорации, лучшим образом учитывающее особенности современных корпораций, особенности современных условий, в которых действуют корпорации.

На основании анализа деятельности социально-экономических систем М. Самосудов сформулировано следующее определение корпорации:

Корпорация - это социально-экономическая система, которая:

1. Состоит из структурных элементов (филиалы, отделы, департаменты и т.п.), имеющих следующие характеристики:

- высокая степень самостоятельности,

- организационно объединены в единую управленческую систему,

- их деятельность направлена на достижение общих целей в соответствии с корпоративными стратегией и политикой.

2. Имеет систему управления, основанную на использовании коллективных руководящих органов.

3. Имеет ярко выраженную корпоративную культуру.

4. Эффективность которой обусловлена проявлением эффекта синергии, достижение которого является одной из главных задач системы управления компании.

Глава крупной строительной корпорации MIRAX GROUP Сергей Полонский следующие основные признаки корпорации:

- наличие нового вида собственника - акционеров, которые часто отделены от управления собственностью (но не всегда в России); в корпорации решения принимаются коллегиально (совет директоров), в обычной компании все решения может принимать сам собственник;

- делегирование полномочий: в компаниях все жестко регламентировано, а в корпорации существуют несколько центров принятия решений;

- наличие в её составе нескольких предприятий (юрлиц), которые занимаются диверсифицированными видами бизнеса; корпорация развивает несколько бизнес-направлений, распределяя риски между ними;

- занятие на рынке доминирующего положения; например, на строительном рынке к корпорациям можно отнести компании, которые занимают не менее 5 % рынка;

- большие размеры бизнеса и как следствие большое число работников, что усложняет структуру управления, требует выстраивания процессов принятия решений и системы контроля;

- важная роль имиджа, поскольку будучи крупной и влиятельной, корпорация должна быть привлекательной для общества (социально-ориентированной, социально-ответственной, соблюдать все правила и законы, права потребителей, сотрудников, партнеров и общества в целом);

- очень большое значение для корпорации имеет корпоративная культура, определенные формальные и неформальные правила поведения сотрудников, традиции, кодекс этики или конституции.

Понятие “корпоративное управление” для нашей страны ново и потому трактуется неоднозначно. Определение его сущности лежит в плоскости его установления применительно к обычным акционерным обществам. Это обуславливается тем, что, к сожалению, до настоящего времени как на практике, так и в теории нет однозначного мнения.

Наиболее распространенное понимание его сущности среди современных экономистов сводится к тому, что корпоративное управление представляет собой комплекс взаимоотношений между собственниками бизнеса, менеджментом компании и другими заинтересованными сторонами, регулирующих распределение прав и обязанностей между ними по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и соблюдения интересов владельцев и других заинтересованных лиц.

Некоторые авторы отождествляют понятия “корпоративный менеджмент” и “корпоративное управление”. Проблема идентичности данных понятий возникла в связи с трудностями перевода соответствующих терминов на русский язык. В развитых капиталистических странах понятие “менеджмент” означает управление бизнесом или управление коммерческими организациями. Иными словами, это особый вид управления, который свойственен любому самостоятельному коммерческому хозяйствующему субъекту в условиях рыночной экономики и представляющий собой систему руководства, способную реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. Акционерное общество есть коммерческая организация, которая работает в условиях рынка, поэтому отождествление понятий “корпоративный менеджмент” и “корпоративное управление”, на наш взгляд, правомочно. Такого же мнения придерживается и Е.Э.Аленина, которая в своей работе дает следующее определение: “ под корпоративным управлением/менеджментом на данном этапе развития производственных сил и отношений понимается профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности на конкурентоспособном уровне и получение прибыли путем рационального использования ресурсов, инновационного развития, антикризисных мер и принципов специализации”.

Антонов В.Г., примыкая к большинству авторов, считает, что корпоративный менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса, а понятие “корпоративное управление” гораздо шире, и под ним подразумевается “система взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования компании, и прежде всего между менеджерами и владельцами (акционерами/инвесторами), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и т.д. Квинтэссенцией корпоративного управления является то, что оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление организациями, отвечающих требованиям корпоративной идентичности и за реализацию достижения двух поставленных целей:

- увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса за счёт увеличения котировки акций и /или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;

- обеспечение баланса интересов собственников организации, её менеджмента, акционеров (миноритарных, мажоритарных, стратегических инвесторов и других заинтересованных сторон (аффилированных лиц, государства и пр.)”.

А. Радыгин термин “корпоративное управление” в наиболее узком и строгом смысле определяет в следующей трактовке: “ деятельность, связанная с функционированием акционерного общества, обусловленная отношениями собственности между субъектами собственности, а также отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами”. Еще одно озвучивание данного понятия этим автором дается как “система взаимоотношений различных групп акционеров и менеджеров корпорации, имеющая своей целью защиту финансовых интересов акционеров (как части финансовых инвесторов) от оппортунистического поведения менеджеров.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующее определение: “Корпоративное управление - это система, в соответствии с которой осуществляется управление и контроль в компаниях. Такая система подразумевает наличие определенных отношений между менеджерами компании, её советом директоров, акционерами и другими заинтересованными субъектами. Кроме того, корпоративное управление создает структуру для определения целей компании, а также средств достижения этих целей и контроля за функционированием компании. Надлежащее корпоративное управление создает нужные стимулы, способствующие достижению поставленных целей в интересах компании и акционеров, а также способствует осуществлению эффективного контроля, поощряя тем самым более рациональное использование ресурсов в компании”.

Э.М. Коротков в своем учебном пособии “Концепция российского менеджмента” представляет корпоративное управление как “ управление, которое определяется особенностями корпорации как объекта управления, это управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, это управление, учитывающее реализацию прав собственности, управление, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам). Одновременно он дает и другое толкование, в котором акцентируется внимание не столько на вид объединения, сколько на механизм управления, ориентированный на интеграцию интересов и ценностей людей. “В этом случае корпоративное управление рассматривается как управление, которое рождает корпоративную культуру, т.е. комплекс общих традиций, установок, принципов поведения”.

По мнению Кукуры С.П. “понятие корпоративного управления охватывает область научного и практического знания и вид управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем структурной организации и регулированием деятельности крупных предприятий в виде корпораций”, особенность которой состоит в “отделении собственности от функций управления, собственника средств производства и капитала от управляющей системы”.

В своей статье “О некоторых вопросах корпоративного управления в России” Ляпунов С.О. дает следующее определение: “корпоративное управление - это система отношений, непосредственные участники которой собственники бизнесов, наемные управленцы, представители государства. Она регулирует распределение прав и обязанностей между ними и является следствием господствующих в обществе ценностей. Данная система формируется на основе представлений о легитимных моделях поведения и определяет состояние общества в целом”.

Большой толковый словарь бизнеса дает определение британских разработчиков в области корпоративного управления в отчете комитета Кэтберри : “Корпоративное управление - это специально созданные условия, которые обеспечивают уверенность в том, что директора и высший руководящий состав компании используют свои полномочия и управляют компанией в интересах акционеров и всего общества в целом. Такие условия включают создание соответствующей системы “сдержек и противовесов”, ограничивающей власть президента и топ-менеджеров компании, например, укрепляющей роль совета аудиторского комитета и представляющей больше полномочий руководителям на местах”.

Доклады и рефераты по теме:

1. Возникновение и развитие корпораций.

2. Основные черты современной корпорации.

3. Порядок создания и регистрации корпораций.

4. Проблемы корпоративного управления.

5. Цели и структура корпораций.

6. Проблема достижения баланса интересов ключевых участников корпоративных отношений.

7. Обоснование миссии и целей корпораций.

8. Консолидированная отчетность корпорации.

9. Экономическая среда деятельности российских корпораций.

10. Формирование инвестиционной политики корпорации.

Наши рекомендации