Основные признаки налога исходя из законодательно установленного определения: обязательность, безвозмездность, безвозвратность, индивидуальность, принудительность
1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы должен каждый. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (дальше - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и городских образований закрепляют твердый список налогов, начислять и уплачивать которые должны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) персональная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности страны, но при всем этом конкретное физическое либо юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-нибудь возмещения в виде получения имущества, имущественных либо неимущественных прав не получает. Конкретно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение муниципальными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает полностью ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;
3) безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан по месту их жительства); отделами сиз и регистрации; органами загс и другими органами.
4) - индивидуальность, то есть обязанность по уплате налога и ее осуществление исключительно субъектом налогообложения;
5) Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента.Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого плательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом.Принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе все черты принудительных сборов.
С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться отдельными лицами совершенно добровольно. Например, многие плательщики с полной добросовестностью декларируют весь свой доход для целей обложения его подоходным налогом, хотя без всякого риска могли бы скрыть ту или иную его часть. Вообще рост материального благосостояния и культуры характеризуется повышением так называемой налоговой дисциплины или налоговой морали. Поэтому по мере общественного развития налоги утрачивают характер исключительной принудительности, и уплата их начинает становиться более или менее добровольной.
5 Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Юридическое содержание сбора, пошлин.
Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате: у1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.
Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий.Используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.
К общим относятся:- обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;- адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;- изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;- возможность принудительного способа изъятия;- контроль единой системы налоговых органов.В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы.Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.