Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации
По оформлению выпускных квалификационных работ
по специальности «финансы и кредит»
Сыктывкар 2011
Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта, рекомендаций Учебно-методического объединения по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры Банковского дела,
протокол № 1 от «___» сентября 20___ г.
Заведующий кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Алексеева В.Д.
подпись
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры Финансового менеджмента,
протокол № 1 от «___» сентября 20__ г.
Заведующий кафедрой, к.э.н., профессор __________________ Бадокина Е.А.
подпись
Составители программы:
Заведующий кафедрой Банковского дела,
к.э.н., доцент ___________________ Алексеева В.Д.
подпись
Заведующий кафедрой Финансового менеджмента,
к.э.н., профессор __________________ Бадокина Е.А.
подпись
Заведующий
учетно-финансовым межкафедральным
учебно-методическим кабинетом
финансово-экономического факультета __________________ Т.В.Десятова
подпись
Содержание
1 Значение выпускной квалификационной работы для подготовки специалиста. 4
2 Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы... 5
3 Структура и содержание выпускной квалификационной работы... 6
4 Краткое содержание частей выпускной квалификационной работы... 7
5 Рецензирование и допуск к защите выпускной квалификационной работы... 13
6 Подготовка доклада к защите. 14
7 Подготовка к защите и зашита выпускной квалификационной работы... 15
8 Структура и описание документов для допуска выпускной квалификационной работы к защите 17
9 Порядок защиты выпускной квалификационной работы... 21
10 Оформление выпускной квалификационной работы и приложения. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 33
1 Значение выпускной квалификационной работы для подготовки специалиста
Экономист-финансист как специалист формируется в течение всего срока обучения в университете. Завершающим этапом его подготовки является выпускная квалификационная работа, значение которой необходимо рассматривать как минимум с трех различных сторон: со стороны студента, с позиции Государственной аттестационной комиссии, со стороны организации, на материалах которой выпускная квалификационная работа выполнена.
Для студента значение выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения накопленных им теоретических знаний, практического и жизненного опыта для самостоятельного выполнения сложного анализа финансовой деятельности предприятия в той или иной области экономики, а также для правильной формулировки обобщений и выводов, демонстрации своих способностей и подготовке конкретных предложений, направленных на дальнейшее повышение эффективности отдельных финансовых операций и финансового управления организацией, убедительного аргументирования своих предложений, доказательства путем финансово-экономических расчетов их экономической целесообразности.
Для Государственной аттестационной комиссии (ГАК) значение выпускной квалификационной работы сводится к тому, что она получает эффективное средство оценки уровня теоретических знаний и практических навыков каждого выпускника, его готовности самостоятельно выполнять функции экономиста. Кроме того, по совокупности защищенных дипломных работ ГАК может объективно судить об общем уровне подготовки специальности вуза, о качестве прохождения студентами производственной практики и, наконец, о качестве руководства дипломными работами со стороны выпускающей кафедры.
Для организации, на материалах которого выполнена работа, ее значение заключается в объективности, тщательности и глубине проведенного студентами анализа, практической ценности сформулированных им предложений, рекомендаций, методов обоснования финансовых и инвестиционных решений.
Такую тройственную характеристику значения выпускной квалификационной работы непременно должны учитывать ее автор, научный руководитель и выпускающая кафедра.
В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:
1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для финансового управления предприятием (организацией, фирмой).
2. Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
3. Изучить состояние внешней и внутренней среды функционирования организации и характер ее влияния на изменение финансово-экономических показателей работы конкретного предприятия.
4. Собрать необходимый статистический и фактологический материал для проведения финансового анализа (конкретных операций, видов деятельности, отдельных структурных подразделений, организации в целом).
5. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования.
6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации, компьютерные технологии.
7. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и финансовой деятельности организации.
8. Оформить дипломную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.
9. Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.
Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы
От того на сколько удачно сделан выбор темы, во многом зависит качество выпускной квалификационной работы, которую нужно выполнять на материалах конкретной организации. Тему выпускной квалификационной работы студент должен согласовать с представителями организации.
Административную и моральную ответственность за качество выпускной квалификационной работы несет научный руководитель от выпускающей кафедры, поэтому студент, выбирая тему выпускной квалификационной работы, обязан учесть рекомендации и советы закрепленного за ними научного руководителя.
Тема должна быть актуальной, т.е. такой, в которой рассматриваются вопросы, вытекающие из задач, стоящих перед экономической наукой. Эти вопросы должны быть актуальны и для организации, на материалах которого будет выполняться выпускная квалификационная работа.
При выборе темы необходимо учитывать тематику научно-исследовательской работы выпускающей кафедры. При этом выпускная квалификационная работа может быть частью одной из научно-исследовательских работ, выполняемых коллективом кафедры и научные интересы кафедры должны быть отражены в тематике научно-исследовательской работы студентов, курсовых и дипломных работ. Большое значение имеет преемственность и последовательность научного поиска студента. Имеется ввиду, что студент, работая над избранной по рекомендации кафедры темой, пишет сначала реферат, с которым выступает на научно-теоретическом семинаре, а затем на его основе готовит доклад на студенческую научную конференцию. Дополнив этот материал аналитической частью в процессе прохождения производственной практики, можно по той же теме подготовить курсовую, а затем и дипломную работу.
Таким образом, от реферата к научному докладу, от доклада к курсовой работе, от курсовой работы к дипломной студент может разрабатывать одну тему, углубляя научный поиск, обогащая содержание новым материалом теоретического и прикладного характера, что, несомненно, положительно скажется на качестве заключительного этапа - выпускной квалификационной работы.
В любом случае выбор темы выпускной квалификационной работы должен быть тщательно обоснован: убедительно раскрыты актуальность избранной темы исследования, ее значение, степень освещения в отечественной литературе, сложившаяся ситуация в хозяйственной практике.
В организации, где студенты проходят преддипломную практику, может возникнуть потребность в комплексном исследовании той или иной актуальной, сложной проблемы управление финансами организации, которая может стать предметом коллективной (комплексной) выпускной квалификационной работы двух или более студентов. В этом случае формулируется общая для всех авторов комплексной выпускной квалификационной работы тема, а для каждого студента конкретизируется подтема, которую он разрабатывает, но сообща с другими студентами - участниками коллективного исследования.
Тема выпускной квалификационной работы должна утверждаться кафедрой не позже чем за два месяца до начала преддипломной практики. Для утверждения темы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой (см. приложение Б), в котором должно быть указано наименование темы, а также должна стоять виза представитель базы практики - руководителя подразделения или руководителя практики от организации. Изменить тему выпускной квалификационной работы может только кафедра особым решением по ходатайству научного руководителя, но не позже чем в недельный срок со дня начала преддипломной практики.
В пятидневный срок после утверждения темы студент составляет рабочий план и согласовывает отчеты студентов о ходе выполнения календарного плана подготовки дипломной его с научным руководителем. Кафедра периодически заслушивает работы.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна иметь свою логику построения, последовательность и завершенность.
Структуру и содержание выпускной квалификационной работы, соотношение отдельных ее разделов определяют избранная тема и конкретная потребность в разработке вопросов для данного предприятия или организации.
Выпускная квалификационная работа - самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры выпускной квалификационной работы:
1. Введение.
2. Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.
3. Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.
4. Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы и оценка эффективности от их внедрения.
5. Заключение.
6. Библиография.
7. Приложения.
Краткое содержание частей выпускной квалификационной работы
Введение
Это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 5% от общего объема выпускной квалификационной работы.