Выбор темы выпускной квалификационной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению выпускной квалификационной работы

Для студентов специальности

СЕРВИС ДОМАШНЕГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Киров

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии «Строительство и деревообработка» Протокол №____от «__»______________2013г. Председатель____________О.Н.Залесова Согласовано и одобрено методическим Советом колледжа Протокол №____от «__»______________2013г.  

Составители: Мартынова А.А., преподаватель КОГОАУ СПО КПиАС

Основной задачей данного пособия, является определение общих требований по подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы (далее ВКР) и ознакомление студентов со структурой, содержанием, объемом и оформлением ВКР.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ……………………………………………………………. 4

Выбор темы ВКР……………………………………………………………….5

Форма, структура и содержание ВКР……. ………………………………….6

Требования к оформлению ВКР……………………………………………... 12

Приложения………………………………………………………………..……23

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная итоговая аттестация является обязательной для выпускников, осваивающих основные профессиональные программы – программы подготовки специалистов среднего звена, и проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде дипломной работы или дипломного проекта.

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных профессиональных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Обязательное требование – соответствие тематики ВКР содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. В рамках специальности 100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства освоены следующие профессиональные модули (виды профессиональной деятельности) в соответствии с ФГОС:

Управление ведением домашнего хозяйства

Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства

Организация благоустройства придомовых территорий.

В выпускной квалификационной работе студент должен самостоятельно при консультационной поддержке руководителя разработать одну из актуальных практических проблем управления в городском хозяйстве, показав при этом навыки анализа, определенный уровень теоретической подготовки, способность аргументировать и защищать выдвигаемые концептуальные положения и практические рекомендации.

Выпускная квалификационная работа выпускника должна:

· отражать новизну рассматриваемой тематики, ее важность, оригинальность в решении проблемы;

· быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых;

· раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений;

· содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования;

· отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.

В ходе выполнения дипломной работы (проекта) студенты определяют основные тенденции и направления развития рассматриваемого объекта. В процессе выполнения работы студенты углубляют знания по избранной специальности, ведут самостоятельную исследовательскую работу, разрабатывают предложения, направленные на повышение эффективности функционирования, как отдельных объектов городского хозяйства, так и экономики города в целом.

Выпускная квалификационная работа базируется на результатах исследования литературы по выбранной проблеме, поиске и обработке статистической информации. В работе должны быть освещены различные научные точки зрения по исследуемой проблематике с указанием собственного мнения студента по затронутым в работе дискуссионным вопросам. Позиция автора по этим вопросам должна быть обоснована.

Обязательным условием качественного выполнения работы является изучение и анализ конкретных материалов, полученных при прохождении преддипломной практики в организации. Еще одним из важнейших источников информации являются результаты научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения.

ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, т.е. соответствовать потребностям практики и конкретной организации. При выборе темы и разработке дипломного проекта необходимо учитывать особенности современного этапа развития экономики, изменения, происходящие в развитии городов и других муниципальных образований, деятельности организаций городского хозяйства. Кроме того, выбранная тема диплома должна соответствовать интересам и возможностям студента в анализе практических проблем.

Закрепление тем ВКР за студентами оформляется приказом директора колледжа за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Корректировка тем выпускных квалификационных работ допускается только до момента утверждения приказа.

Студент имеет право самостоятельно выбрать любую интересующую его тему ВКР из предложенного ему перечня. Все темы разрабатываются на конкретном материале (на примере городских объектов, предприятий ЖКХ города Кирова). В качестве базы выполнения ВКР могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие различные виды деятельности в сфере домашнего и коммунального хозяйства.

По согласованию с руководителем ВКР студент может сам предложить тему для дипломной работы (проекта), не включенную в рекомендованный перечень, при условии обоснования им целесообразности ее разработки, либо видоизменить название темы, придав ей желаемую направленность, расширить или сузить ее.

В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

Задания на ВКР выдаются студенту не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики.

ФОРМА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР

Приступая к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), нужно иметь четкое представление о существующих формах ВКР.

Различия между дипломной работой и дипломным проектом для удобства сравнения приведены в таблице.

ВКР - Дипломная работа ВКР - Дипломный проект
1. Цель- определение путей, средств, способов разрешения проблемы (как выявленного противоречия) на основе имеющихся профессиональных знаний и умений. 1. Цель - выполнение практического (творческого) задания, создание полезной вещи, продукта, изделия и их презентация.
2. Ведущий метод исследования - исследовательский, поисковый, проблемный. 2. Ведущий метод исследования - проектный метод «всякое знание превращать в деяние».
3. Объект исследования - реальные процессы профессиональной деятельности, изучение которых ставит перед исследователем определенные проблемы. 3. Объекты проектирования - разработка проекта, изделия, продукты творческой деятельности и др.
4. Тип работы - теоретический, практический, опытно-экспериментальный. 4. Тип работы - методический, поисково-творческий, профессионально-прикладной, дизайн-проект и др.
5. Модель дипломной работы - внутридисциплинарная, междисциплинарная. 5. Модель проекта - внутридисциплинарный (монопроект), междисциплинарный.
6. Структура работы - определяется в соответствии с типом дипломной работы и должна содержать следующие разделы: · теоретический; · аналитический; · практический. 6. Структура дипломного проекта: 6.1. Продукт деятельности; 6.2. Пояснительная записка (описание его достижения). Основные элементы пояснительной записки дипломного проекта: · идея, замысел проекта; · объект проектирования; · тип и характер проекта; · форма (индивидуальная, групповая, коллективная); · целевое назначение (предполагаемый результат, кому проект предназначен); · характеристика мотивации участия в проекте; · теоретическая, практическая, познавательная значимость; · этапы реализации проекта (возможно с указанием поэтапных результатов).

Содержание квалификационной работы включает в себя следующие составляющие:

· Титульный лист.

· Содержание.

· Введение.

· Теоретическая часть.

· Опытно-экспериментальная часть.

· Выводы и заключение.

· Рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов.

· Библиографический список.

· Приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором и руководителем ВКР.

Содержание включает развернутый перечень разделов и подразделов дипломного проекта и должно соответствовать теме и плану работы. Содержание помещается на отдельном листе в начале работы до введения. В нем дается точное название отдельных частей работы (разделов или глав, подразделов, приложений). Название каждого раздела и подраздела должно быть конкретизировано (за исключением введения и заключения).

Выпускная квалификационная работа должна выполняться по следующей структуре:

Во введении определяется актуальность выбранной темы и формулируются основные задачи, решаемые студентом в данной работе.

Введение должно содержать все основные квалификационные признаки дипломной работы. Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования. Здесь же обговаривается объект исследования и даются отдельные пояснения к содержанию дипломной работы: чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, с чем связаны временные границы исследуемой проблемы, на каких фактических материалах строится дипломная работа и т.д.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы. От обоснования актуальности логично перейти к формулировке цели, проводимого исследования и задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью.

Цель дипломной работы, как правило, определяется ее названием (темы) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.

Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить…, исследовать…, проанализировать., оценить..., охарактеризовать..., обосновать ..., определить ...). Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов дипломной работы. Они должны быть точными и краткими. Во введении необходимо также назвать методы и приемы, которые использовались при исследовании. (Общенаучные методы, которые иногда называют формально-логическими, теоретико-эмпирическими, используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, наблюдение и эксперимент и т.д.).

Объем введения, как правило, составляет 5-7 % от общего объема ВКР и не должен превышать трёх страниц машинописного текста.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Как правило, для дипломной работы достаточно трех разделов, в каждом из которых выделяется 2 - 3 подраздела. Названия разделов и подразделов должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Следует избегать однословных заголовков.

Очень серьезное внимание при написании дипломной работы должно быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующем об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально - логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работе научно - и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1. использование специальных функционально - синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во - первых, во - вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на ..., в то время как ... и др.), причинно - следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к ..., следует остановиться на ...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать ... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2. использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3. использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающий связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку ...»). В то же время неопределенные местоимения (что - то, кое - что и др.) в научной речи использовать не принято;

4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению ..., согласно мнению ..., по данным ...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6. использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно - и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых студентами при написании дипломной работы.

Основная часть включает несколько разделов.

В первом разделе представляются материалы исследования теоретических вопросов (обзор литературы по теме работы), т.к. глубокое изучение теории служат основой правильного изучения практических аспектов и получения обоснованных выводов и предложений.

Во втором разделе целесообразно представить общую характеристику объекта исследований как минимум за 3-5 последних лет.

В третьем разделе конкретно и детально раскрывается сущность рассматриваемой проблемы по материалам исследуемого объекта.

В заключении кратко излагаются итоги проведенного исследования. Они должны носить конкретный и конструктивный характер, быть четко сформулированными и отражать теоретическое и практическое значение проведенного исследования. Объем данного раздела – 5-7 % от общего объема ВКР.

Заключение оформляется в виде отдельных пунктов, выводов и предложений (как правило, в пределах одного абзаца каждый), которые располагаются согласно порядку изложения материала в тексте работы. Не допускается делать выводы, отражающие какие - либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Библиографический список должен включать не менее 25 наименований использованных литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями.

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема дипломной работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагаются в порядке появления ссылок на них.

Общий объем работы должен быть не менее 60 страниц машинописного текста включая приложения.

Наши рекомендации