Метод совмещенного расчета прибыли
Метод прямого счета
Метод прямого счета применяется на предприятиях, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции. Прибыль вычисляется здесь таким образом: разница между выручкой от реализации продукции (минус НДС и акцизы) и полной себестоимостью и продукта. Формула: П = (ВхЦ) — (ВхС), где В - это выпуск товарной продукции за планируемый период, Ц — цена на продукцию (минус НДС и акцизы), С — себестоимость единицы продукции.
Этот метод планирования прибыль подразумевает определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции за плановый год по полной себестоимости и в конечных ценах. Также подсчитываются остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Метод планирования прибыли путем прямого счета прост и доступен. Тем не менее, достаточно трудоемок и не позволяет выявить полное влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
Аналитический метод планирования прибыли
Аналитический метод планирования прибыли применяется часто как дополнение к прямому методу для его проверки, а также им предпочитают пользоваться на тех предприятиях, где продукция выпускается в большом ассортименте. Он, в отличие от прямого метода, позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль. Исчисление от прибыли от реализации товарной продукции происходит в 3 этапа:
1. Определение базовой рентабельности. Рассчитывается путем деления суммы ожидаемой прибыли на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за отчетный год.
2. Исходя из базовой рентабельности, исчисляется объем товарной продукции за планируемый период по себестоимости отчетного года, а также определяется прибыль на товарную продукцию.
3. Учитывается влияние различных факторов на плановую прибыль: снижение или повышение себестоимости сравнимой продукции, изменения ассортимента, цен и др.
Метод совмещенного расчета прибыли
Метод совмещенного планирования прибыли объединяет в себе элементы первого и второго способов. Для большего удобства проведения расчетов стоимость товаров в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года высчитывается методом прямого счета. А факторы, влияющие на плановую прибыль (например, изменение себестоимости, изменение ассортимента, цен, повышение качества и т. д.) просчитываются посредством аналитического метода.
Таким образом, взяв за основу один из трех методов планирования и прогнозирования прибыли можно составить бизнес-план и заранее просчитать рентабельность того или иного предприятия.
36.Система финансовых планов (бюджетов).
Финансовое планирование базируется на использовании трех его систем:
- перспективного финансового планирования;
- текущего (административного) финансового планирования;
- оперативного финансового планирования.
37.Виды финансовых планов, составляемых в организации.
Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Виды финансовых планов
Виды финансовых планов
Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.
В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:
1. Инвестиционная политика предприятия:
политика финансирования основных средств;
политика финансирования нематериальных активов;
политика в области долгосрочных финансовых вложений.
2. Управление оборотным капиталом:
управление денежными средствами;
управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия);
управление запасами.
3. Дивидендная политика предприятия.
4. Финансовые прогнозы:
прогноз доходов предприятия;
прогноз расходов;
общая потребность в капитале;
бюджет денежных средств.
5. Учетная политика предприятия.
6. Система управленческого контроля.
Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.
Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.
Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.
Оперативный план
Оперативные финансовые планы — инструмент управления денежными потоками.
Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет поступающих средств. Это требует повседневного эффективного контроля за формированием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. При составлении оперативного финансового плана необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает:
составление и исполнение платежного календаря;
расчет потребности в краткосрочном кредите;
составление кассовой заявки.
42.Прочие доходы и расходы. Влияние налогов на формирование чистой прибыли.
К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности предприятия.
Прочими доходами являются:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
• поступления в возмещение причиненных организации убытков;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма дооценки активов;
• прочие доходы.
Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Прочими расходами являются:
• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
• расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
• расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
• отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• возмещение причиненных организацией убытков;
• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
• курсовые разницы;
• сумма уценки активов;
• перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
• прочие расходы.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
Учет прочих доходов и расходов ведется на сч.91 «Прочие доходы и расходы».
К сч. 91 могут быть открыты субсчета:
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы»;
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
На формирование чистой прибыли непосредственно влияет величина налога на прибыль. Чем больше налог, тем меньше прибыли остается у предприятия.
В настоящее время величина налога на прибыль составляет 24%. Организации платят налог на прибыль в разные бюджеты:
в федеральный бюджет - 7,5 процента;
в региональный бюджет - 14,5 процента;
в местный бюджет - 2 процента.
Кроме налога на прибыль на чистую прибыль влияют и другие налоги и отчисления. В первую очередь это единый социальный налог (ЕСН), начисляемый на заработную плату работников предприятия и включаемый в себестоимость продукции. В настоящее время величина ЕСН составляет 35,6% от начисленной заработной платы предприятия. Правительство в рамках проведения налоговой реформы планирует с 2005 года понизить ставку ЕСН до 28%. Снижение величины ставки ЕСН с 35,6% до 28% снизит затраты предприятия и соответственно увеличится чистая прибыль.
43.Оперативные финансовые планы и их формы.
Основной методический подход к осуществлению планирования- бюджетирование. Формы реализации результатов финансового планирования- разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и др. Базируется на разработанных текущих финансовых планов и заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений финансовохозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого задания является бюджет.
Бюджеты, как правило, составляются на следующий год с разбивкой по кварталам и месяцам. Они являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании составляют бюджеты. Некоторые компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность по центрам ответственности для получения прибыли. Оперативное финансовое планирование на предприятии предполагает составление платежного календаря, обычно на месяц с подекадной разбивкой. Он охватывает все расходы и поступления средств предприятием в наличной и безналичной форме.
44. Распределение и использование прибыли.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
45. Основные принципы и задачи финансового планирования.
Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений. Значение финансового планирования состоит в том, что оно: 1. Воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; 2. Обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономической пропорции развития; 3. Предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; 1. Служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Задачи финансового планирования: 1. Обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; 2. Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования; 3. ) Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств, 4 ) Установление рационального финансирования денежных отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 5 ) Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6. ) Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. В практике планирования применяются следующие методы: а)Экономический анализ, б)нормативный, в)балансовых расчетов, г)денежных потоков, д)метод многовариантности, е)экономико - математическое моделирование. Процесс финансового планирования состоит из этапов: 1 Анализ финансовых показателей за предыдущий период, для чего используются основные финансовые документы предприятия: 2 Составление основных прогнозных документов; 3. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов; 4 Оперативное финансовое планирование.
47. Состав, размещение оборотного капитала по стадиям кругооборота.
Одна часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая находится в сфере обращения и образует фонды обращения Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе МБП. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла. Фонды обращения хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: 1) готовая продукция на складе, 2) товары отгруженные, 3) денежные средства в кассе предприятия и на счетах в КБ, 4) дебиторская задолженность, 5) средства в расчетах. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фонды обращения». Кругооборот – процесс, совершающийся постоянно, представляющий собой оборот капитала. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и в денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации. Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является Показатель его рентабельности: Рок=(Прп*100)/Сок, где Прп - прибыль от реализованной продукции, Сок - величина оборотного капитала, он характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала. Длительность одного оборота: Обок=Сок/(РП/Д)=Сок*Д/РП=Д/Коб, где РП - объем реализации, Д - длительность периода, Коб - количество оборотов.
48.Структура оборотных активов организации, размещение по уровню ликвидности.
Оборотные активы - это денежные ресурсы, которые вложены в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения беспрерывного производства и реализации изготовленной продукции. Основные статьи оборотных средств - это сырье, основные материалы, незавершенное производство, готовая продукция. Структура оборотных средств - это отношение каждого элемента оборотных средств к их общей величине.
Состав и структура оборотных средств зависят от характера и сложности производства, длительности производственного цикла, стоимости сырья, условий поставки, порядка расчетов и других факторов.
Для высокой результативности, ритмичности и слаженности работы, предприятия должны правильно определять потребность в оборотных средствах.
Практика хозяйствования подтверждает, что наиболее ликвидными и с наименьшим риском являются денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах в учреждениях банка, вложенные в ценные бумаги.
Менее ликвидной частью с определенным риском вложения считается отгруженная продукция и дебиторская задолженность покупателей. Последняя, в свою очередь, может быть менее или более ликвидной. Это касается срочной и просроченной дебиторской задолженности по отгруженной продукции.
Наименее ликвидными и с наибольшим риском вложения оборотные средства в незавершенном производстве; в расходах будущих периодов; в производственных запасах; в готовой продукции (не отгружен). Это объясняется тем, что именно эта часть оборотных средств наиболее удаленная от момента реализации и более подлежит влияния изменений конъюнктуры рынка, инфляционных процессов и т.п. Следовательно, ликвидность текущих активов является главным фактором, который определяет степень риска вложения оборотных средств.
Степень ликвидности в целом оборотных активов и каждой группы определяется как отношение соответствующей доли оборотных активов к краткосрочным обязательствам.
Рентабельность является результирующим показателем эффективности деятельности любой компании:
Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %
Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
Рентабельность продаж— отношение операционной прибыли (прибыли от продаж) (EBIT) компании к ее выручке(Sales).
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
• ROE должно быть выше альтернативной доходности на финансовом рынке с учетом поправок на риск.
• Чем более рискованное предприятие, тем более высокое ROE потребуют акционеры.
• Собственник продолжает вкладывать средства в предприятие пока ROE не упадет ниже альтернативной доходности на финансовом рынке.