Доходный подход к оценке машин и оборудования. Метод капитализации прибыли, метод ДДП, метод равноэффективного аналога. Этапы. Выбор прогнозного периода

Доходный подход к оценке машин и оборудования.

В основе доходного подхода к оценке машин и оборудования лежит методология оценки бизнеса. Доходный подход объединяет методы дисконтированных денежных потоков, прямой капитализации дохода и равноэффективного аналога.

Применение доходного подхода требует прогноза будущих доходов за несколько лет работы предпри­ятия. Напрямую применительно к машинам и оборудованию решить эту задачу затруднительно, поскольку доход создается всей производственной или коммерческой системой, всеми ее активами, к которым наряду с машинами и оборудованием относятся здания, сооружения, оборотные средства, нематериаль­ные активы. Поэтому доходные методы базируются на этапном решении задачи. Вначале рассчитывают чистый доход от эксплуатации всей системы, а затем на его основе либо определяют стоимость всей системы, а из нее тем или иным способом выделяют стоимость машинного комплекса, либо вначале выделяют из суммы чистого дохода ту ее долю, которая непосредственно создается машинным комплексом. Затем по всей части дохода определяют стоимость самого машинного комплекса.

Метод капитализации при­были предполагает незначительное расхождение величин будущих и текущих денежных потоков, а также их умеренные и предсказуемые темпы роста. Идея метода базируется на определении величины ежегодных доходов и соответствующих ставок капитали­зации, на основе которых и рассчитывается цена машинного комплекса.

Этапы:

1. Выделяют производственную систему, машинный комплекс которой необходимо оценить, и определяют чистый доход от эксплуатации системы.

2. Определяют часть ЧД, относимую к земле.

3. Определяют часть ЧД, относимую к ЗиС.

4. Методом остатка определяют доход, относимый к машинному комплексу.

5. Методом прямой капитализации рассчитывают стоимость машинного комплекса.

6. При необходимости определяют рыночную стоимость МиО.

Метод ДДП. Этот метод обладает рядом достоинств. Он позволяет получить прогнозную, т. е. будущую, доходность фирмы, что представляет наибольший интерес для инвестора. Определение прогнозной доходности исчисляется с учетом рисков инвестиций, предполагаемых темпов инфляции, изменений конъюнктуры на рынке через ставку дисконта. Метод дисконтирования доходов делает возможным учесть экономическое устаревание фирмы, показателем которого является превышение величины рыночной стоимости, полученной методом накопления активов, над величиной рыночной стоимости, полученной методом дисконтирования доходов.

Этапы:

1) определяют чистый доход от функционирования вначале производственной или коммерческой системы (фирма, цех, участок) в целом, а затем выделяют в этой системе машинный комплекс;

2) определяют текущую стоимость производственной системы в целом по формуле:

Доходный подход к оценке машин и оборудования. Метод капитализации прибыли, метод ДДП, метод равноэффективного аналога. Этапы. Выбор прогнозного периода - student2.ru Д – чистый доход, получаемый от эксплуатации всей системы и определяемой на первом этапе;

r – ставка дисконта;

Т – срок службы машинного комплекса;

С – остаточная стоимость имущества системы к концу последнего года службы машинного комплекса.

3) Определяют стоимость машинного комплекса по формуле:

С маш. = С - С зем. - С зд., С – стоимость всей системы; С зем. – стоимость земли; С зд. – стоимость здани

4) Определяют стоимость отдельной единицы оборудования в составе машинного комплекса по формуле:

С ед. = С маш. х Г ед.,

Гед. – долевой коэффициент для оцениваемой единицы машины или оборудования, равный доле балансовой стоимости данной единицы в балансовой стоимости машинного комплекса, либо доле ремонтной сложности этой единицы в суммарной ремонтной сложности всего комплекса.

Метод равноэффективного аналога. При этом методе подбирается функциональный аналог, который выполняет одинаковые с оцениваемым объектом оценки функции, но может отличаться от него по таким тех­ническим характеристикам, как производительность, срок службы, качество изготовляемой с его помощью продукции, и дру­гим показателям.В этом методе оценивается доход от объекта, но не в пол­ном его объеме, а только в той его части, на которую доход оцениваемого объекта отличается от дохода функционального аналога. Стоимость объекта оценки выводится из цены базисного аналога при условии обеспечения их равной прибыльности. Метод базирует­ся на положениях теории эффективности техники. Математиче­ская модель получается из формулы для расчета сравнительного экономического эффекта, если предположить, что разность эффектов сравниваемых объектов равна нулю (условие равноэффективности):

Доходный подход к оценке машин и оборудования. Метод капитализации прибыли, метод ДДП, метод равноэффективного аналога. Этапы. Выбор прогнозного периода - student2.ru

С – стоимость оцениваемого объекта; Сб.– стоимость базисного объекта; Иб и И– годовые издержки эксплуатации базисного и оцениваемого объектов (без их амортизации); Ка.б. и Ка– коэффициенты амортизации базисного и оцениваемого объектов, которые рассчитываются по формуле фактора фонда возмещения:

Доходный подход к оценке машин и оборудования. Метод капитализации прибыли, метод ДДП, метод равноэффективного аналога. Этапы. Выбор прогнозного периода - student2.ru r – ставка дисконта; Т – нормативный срок службы машин и оборудования; Qб и Q– годовой объем продукции, произведенной с помощью базисного и оцениваемого объектов.

Определение длительности прогнозного периода. Прогнозирование будущего дохода начинается с определения горизонта прогнозирования и вида дохода, который будет применяться в дальнейших расчётах. Длительность прогнозного периода определяется с учётом планов руководства по развитию (ликвидации) предприятия в ближайшие годы, динамики стоимостных показателей (выручка, себестоимость, прибыль), тенденций изменения спроса, объёмов производства и продаж. Из-за сложности прогнозирования при оценке российских предприятий прогнозный период обычно устанавливается равным трём годам.

Если нет объективных причин для прекращения существования предприятия, то предполагается, что оно может существовать неопределённо долго. Точнее спрогнозировать доходы на несколько десятков и более лет даже в стабильной экономике не представляется возможным, поэтому срок дальнейшего существования предприятия делится на две части:

– прогнозный период, когда оценщик достаточно точно прогнозирует динамику денежных потоков;

– постпрогнозный период, когда учитывается усреднённый темп роста денежных потоков предприятия на весь оставшийся срок его жизни

Достоинства:

это наилучший способ измерения совокупного износа всех активов предприятия, возможность учета влияния экономических факторов на стоимостную оценку объектов, логическое обоснование принимаемых решений.

Недостатки:

это сложность в вычленении отдельных активов предприятия для их индивидуальной оценки, субъективность прогнозов доходности и выбора ставок дохода.

В целом следует иметь в виду, что доходный подход все-таки дает надежные результаты тогда, когда можно уверенно прогнозировать такие показатели, как денежные потоки, затраты, процентные ставки дохода и т. п. В условиях пока еще нестабильной экономики Российской Федерации и при высоких темпах инфляции трудно быть уверенным в таких прогнозах.

Сравнительный подход в оценке действующего предприятия. Метод компании-аналога, или метод рынка капитала. Метод сделок, или метод продаж. Метод отраслевых коэффициентов . Этапы реализации. Выбор единицы сравнения. Техника осуществления корректировок.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия либо их акции. Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.

Необходимо отметить, что хотя данный подход и предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке акций и бизнеса компаний закрытого типа.

При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:

• метод компании-аналога (метод рынка капитала);

• метод сделок (метод продаж);

• метод отраслевых коэффициентов.

1)Метод компании-аналога, или метод рынка капитала,основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа (компаний-аналогов). Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оцен­ки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.

Процесс оценки предприятия методом компании-аналога включает семь этапов:

• сбор необходимой информации;

• сопоставление списка аналогичных предприятий;

• финансовый анализ;

• расчет ценовых мультипликаторов;

• выбор величины мультипликатора, которую целесообразно приме­нить к оцениваемой компании;

• определение итоговой величины стоимости методом взвешивания про­межуточных результатов;

• внесение итоговых корректировок.

Сбор необходимой информации подразумевает с одной стороны, сбор данных о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании, а с другой стороны подбор бухгалтерской и финансовой отчетности, как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов. Качество и доступность такой информации, безусловно, зависят от уровня развития фондового рынка и играют решающую роль в оценке акций (бизнеса) данным методом.

Выбор аналогичных предприятий производится путем сужения первичной (довольно широкой) выборки предприятий-аналогов. Если первичный отбор производится по достаточно общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства), то в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.).

Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с той, чьи акции (бизнес) оцениваются. Во-первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во- вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в - третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемых акций (бизнеса).

Расчет оценочных мультипликаторов (коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) происходит в следующем порядке:

  1. Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога - это даст значение числителя в формуле.
  2. Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки - это даст величину знаменателя.

На практике, при оценке акций (бизнеса) предприятия используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся:

  • цена/прибыль;
  • цена/денежный поток;

Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

  • цена/ дивидендные выплаты;

Возможность применения того или иного мультипликатора группы цена/дивиденды зависит от целей оценки. Если оценка акций проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как оно может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета акций оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право решения дивидендной политики. Мультипликаторы данной группы при оценке акций целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании.

  • цена/выручка от реализации.

Этот мультипликатор используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами или для оценки акций (бизнеса) предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.п.).

К моментным мультипликаторам относятся:

· цена/балансовая стоимость активов (используется для оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов);

· цена/ чистая стоимость активов.

Мyльтипликатop цена/чистая стоимость активов применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:

- оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование);

- основной бизнеса компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности, при этом управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

Определение итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

  • выбора величины мультипликатора;
  • взвешивания промежуточных результатов;
  • внесения итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке акций (бизнеса) предприятия. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Оценщик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором по величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости акций (бизнеса) рассматриваемой компании.

Проделав данную процедуру с различными мультипликаторами, оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости акций (бизнеса), которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

Наиболее типичными являются следующие корректировки. Портфельная скидка предоставляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Оценщик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.

Как видно, метод рынка капитала при оценке акций (бизнеса) действующего предприятия достаточно сложен и трудоемок в применении. Однако, результаты, полученные с помощью этого метода, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.

2)Метод сделок, или метод продаж,основан на использовании цены приобретения предприятия - аналога в целом или его контрольного пакета акций.

Технология применения метода продаж практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Соответственно, метод продаж и используется для оценки полного или контрольного пакета акций предприятия.

3)Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений,основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой продажи различных действующих предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате многолетних обобщений, в странах с развитой рыночной экономикой разработаны достаточно простые формулы определения стоимости бизнеса предприятия.

Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 - 2 месячной выручки, рекламные агентства продаются за 0,7 годовой выручки, бухгалтерские фирмы - за 0,5 годовой выручки, а цена предприятия розничной торговли может быть определена следующим образом: 0,75 - 1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает предприятие.

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в российской практике оценки бизнеса в связи с отсутствием необходимой информации, сбор и обобщение которой требуют длительного периода времени и определенной экономической стабильности.

Единица сравнения - единица измерения, общая для оцениваемых и сопоставимых объектов недвижимости.

Применяются следующие единицы сравнения: цена за 1 га – для больших массивов с/х назначения, промышленного и жилищного строительства; цена за 1 м2 – в деловых центрах городов, для офисов; цена за 1 лот – стандартные по форме и размеру участки в районах жилой, дачной застройки; цена за фронтальный метр – при коммерческом использовании в городах (общая площадь объекта считается пропорциональной длине его границы по какой-либо улице или шоссе); цена за единицу плотности – коэффициент отношения площади застройки и площади земельного участка; цена за единицу, приносящую доход – одно посадочное место, место парковки одного автомобиля, отношение дохода к продажной цене (валовый мультипликатор дохода), цена за комнату.

Техника корректировок

Количественные корректировки: анализ парного набора данных, статистический анализ, графический анализ, анализ тенденций, анализ издержек, анализ вторичных данных, качественные методики, относительный сравнительный анализ, распределительный анализ, индивидуальные опросы.

Анализ парного набора данных. Цены продажи сравниваются по двум объектам недвижимости, чтобы определить величину корректировки для одного элемента сравнения. При этом два выбранных объекта недвижимости идентичны по всем элементам сравнения, кроме одного, по которому и проводится анализ.

Анализ вторичного рынка применяется, когда рыночная информация по продажам не дает возможности оценщику провести анализ парного набора данных. В этом случае определение величины корректировок базируется на рыночных данных, не относящихся непосредственно к рассматриваемому объекту оценки и объектам сравнения.

Качественный анализ применяется, когда ненадежные рыночные данные не позволяют оценщику проанализировать парный набор данных, а также при необходимости проведения экспресс-расчета оценки объекта недвижимости. Этот метод основывается на ранжировании качественных характеристик (элементов сравнения) в категориях типа: значительно лучше, немного лучше, равный, немного хуже, значительно хуже.

Последовательность корректировок: сначала абсолютные, потом относительные (процентные).

Сравнительный подход в оценке действующего предприятия. Этапы реализации. Выбор единицы сравнения. Техника осуществления корректировок. Определение ценовых мультипликаторов. Виды мультипликаторов, используемых в оценке.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Этапы:

1. Сбор необходимой информации

2. Составление списка аналогичных предприятий

3. Финансовый анализ

4. Расчет оценочных мультипликаторов

5. Выбор величины мультипликатора

6. Определение итоговой величины стоимости.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения. Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия либо их акции. Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего будущий доход. В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и фи­нансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собствен­ного капитала.

Преимущество сравнительного подхода состоит в том, что он базируется на рыночных данных и отражает реально сложившееся соотношение спроса и предложения на конкретной бирже, адекватно учитывающее доходность и риск. К основным недостаткам следует отнести сложность получения информации по достаточному кругу аналогичных компаний; необходимость внесения поправок для улучшения сопоставимости анализируемого материала; кроме того, метод базируется на ретроспективных данных без факта будущих ожиданий

Отбор компаний-аналоговпроходит в три этапа: определяется круг «подозреваемых», составляется список «кандидатов», составляется окончательный список аналогов.

При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:

• метод компании-аналога;

• метод сделок;

• метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на ис­пользовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оцен­ки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.

Оценка предприятия методом компании-аналога включает семь этапов:

• сбор необходимой информации;

• сопоставление списка аналогичных предприятий;

• финансовый анализ;

• расчет ценовых мультипликаторов;

• выбор величины мультипликатора, которую целесообразно приме­нить к оцениваемой компании;

• определение итоговой величины стоимости методом взвешивания про­межуточных результатов;

• внесение итоговых корректировок.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобрете­ния предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оцен­ка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотноше­ний, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-фи­нансовыми показателями.

Единица сравнения - единица измерения, общая для оцениваемых и сопоставимых объектов недвижимости.

Применяются следующие единицы сравнения: цена за 1 га – для больших массивов с/х назначения, промышленного и жилищного строительства; цена за 1 м2 – в деловых центрах городов, для офисов; цена за 1 лот – стандартные по форме и размеру участки в районах жилой, дачной застройки; цена за фронтальный метр – при коммерческом использовании в городах (общая площадь объекта считается пропорциональной длине его границы по какой-либо улице или шоссе); цена за единицу плотности – коэффициент отношения площади застройки и площади земельного участка; цена за единицу, приносящую доход – одно посадочное место, место парковки одного автомобиля, отношение дохода к продажной цене (валовый мультипликатор дохода), цена за комнату.

Техника корректировок

Количественные корректировки: анализ парного набора данных, статистический анализ, графический анализ, анализ тенденций, анализ издержек, анализ вторичных данных, качественные методики, относительный сравнительный анализ, распределительный анализ, индивидуальные опросы.

Анализ парного набора данных. Цены продажи сравниваются по двум объектам недвижимости, чтобы определить величину корректировки для одного элемента сравнения. При этом два выбранных объекта недвижимости идентичны по всем элементам сравнения, кроме одного, по которому и проводится анализ.

Анализ вторичного рынка применяется, когда рыночная информация по продажам не дает возможности оценщику провести анализ парного набора данных. В этом случае определение величины корректировок базируется на рыночных данных, не относящихся непосредственно к рассматриваемому объекту оценки и объектам сравнения.

Качественный анализ применяется, когда ненадежные рыночные данные не позволяют оценщику проанализировать парный набор данных, а также при необходимости проведения экспресс-расчета оценки объекта недвижимости. Этот метод основывается на ранжировании качественных характеристик (элементов сравнения) в категориях типа: значительно лучше, немного лучше, равный, немного хуже, значительно хуже.

Последовательность корректировок: сначала абсолютные, потом относительные (процентные).

Ценовой мультипликаторотражает соотношение между рыночной це­ной предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим резуль­таты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких по­казателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным пред­приятиям. Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выб­ранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.

В оценочной практике используются два типа ценовых мультиплика­торов: интервальные и моментные. К интервальным можно отнести мультипликаторы:

• «Цена/Прибыль»;• «Цена/Денежный поток»;• «Цена/Дивиденды»; • «Цена/Выручка от реализации»;• «Цена/Физический объем».

Моментные мультипликаторы таковы:

• «Цена/Балансовая стоимость активов»;• «Цена/ Чистая стоимость активов».

Наиболее распространенные в Российской оценочной практике являются следующие ценовые мультипликаторы:(P/S = (Рыночная капитализация/Валовый доход)) При помощи коэффициента Р/S можно оценить, насколько акции обеспечены продажами. Отношение капитализации обыкновенных именных акций к выручке (Price/Sales – P/S) – универсальный показатель, совместимый с мультипликаторами, учитывающими валовые производственные характеристики компаний. показатель отношения капитализации обыкновенных именных акций компаний к стоимости чистых активов (Price/Net assets value – P/NAV) по компаниям–аналогам, который характеризует состояние предприятия по данным его бухгалтерской отчетности (форма №1). Этот мультипликатор относится к разряду «моментных», то есть относящихся к определенной дате (дате оценки), и в некоторой степени отражает одновременно имущественный и рыночный подход к оценке стоимости; отношение капитализации обыкновенных именных акций к натуральному показателю(Price/Val – P/V)

Дополнительно: Порядок расчета, сфера и условия применения ценовых мультипликаторов
Мультипликаторы «цена/прибыль», « цена/денежный поток».Данные мультипликаторы являются самым распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли. Основное требование – полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т. е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов.

В качестве базы для расчета мультипликатора можно использовать как сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки, так и среднегодовую величину прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.
Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли. Мелкие компании – на основе прибыли до уплаты налогов (устраняется влияние различий в налогообложении). Мультипликатор «Цена/денежный поток» предпочтителен при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активов, более объективный результат даст использование мультипликатора «Цена/прибыль».
В случае убыточности, незначительной величины прибыли, несоответствия фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете, применяется обычно мультипликатор «Цена/денежный поток».

Мультипликатор «Цена/дивиденды».Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат (типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли).
Мультипликатор «Цена/дивиденды» на практике используется редко, так как порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т. д.
Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использовать, если:
– дивиденды выплачиваются достаточно стабильно, как в аналогах, так и в оцениваемой компании
– способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.

Мультипликаторы «Цена/выручка от реализации» и «Цена/физический объем».
Первый мультипликатор используется для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета.
Часто применяется при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т. д.).
Достоинство данного мультипликатора – универсальность, которая избавляет от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль».
Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «Цена/выручка от реализации», так как он исключает возможность повышения цены за счет кратковременного роста прибыли. Однако, в этом случае необходимо изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем.
Особенность применения: необходимо учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если соотношение собственных и заемных средств существенно отличается, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости инвестированного капитала.

Мультипликатор « Цена/физический объем» является разновидностью мультипликатора «Цена/выручка от реализации». Цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость»
Данный мультипликатор относится к моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Для расчета мультипликатора «цена/балансовая стоимость» в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату.
Сфера применения мультипликатора – оценка холдинговых компаний2, либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании.
Финансовая база для расчета: величина чистых активов либо полная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов.

Условия применения мультипликатора «цена/чистая стоимость активов»:
а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;
б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности.
Если применение мультипликатора «цена/чистая стоимость активов» возможно, то необходимо дополнительно учитывать следующие факторы:
а) доля прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;
б) структура активов по различным признакам классификации (виды активов, местоположение и т. д.);
в) чистые активы всех компаний, анализ которых позволяет определить наличие и долю в акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;
г) ликвидность всех финансовых активов компании (соотношение долей акций, принадлежащих открытым и закрытым компаниям, является определяющим признаком сопоставимости).

Сравнительный подход в оценке действующего предприятия. Общая характеристика. Основные принципы отбора предприятий-аналогов. Этапы реализации. Выбор единицы сравнения. Техника осуществления корректировок

Наши рекомендации