Налоговые регуляторы и их влияние на деятельность субъектов экономики
Налоги являются действенным методом государственного регулирования экономических процессов в условиях рыночных отношений.
Система налогообложения должна воздействовать на развитие деловой активности, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и, как следствие, развитие производства, побуждать организации продуктивно использовать основные производственные фонды, оптимизировать величину производственных запасов, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходной части бюджета в объеме, позволяющем покрывать расходы государства, направленные на выполнение им своих функций. Долгое время налоги носили исключительно фискальный характер, однако со временем понятие распределительной функции налогов значительно обогатилось и обрело регулирующее свойство, главным образом благодаря государственному решению об активном участии в организации хозяйственной деятельности.
Эффективное налоговое регулирование прежде всего осуществляется через меры косвенного влияния на социально-экономические процессы с помощью изменения налоговых режимов, видов налогов, налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, изменения общей налоговой нагрузки, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней. Стимулирующее воздействие на производство оказывает снижение налоговых ставок и общего количества налогов, напротив, противоположные действия могут подавлять или сдерживать определенные виды деятельности. Налоги влияют на экономическую активность субъектов хозяйствования, на соотношение платежеспособного спроса и предложения, регулируют денежную массу в обращении, могут способствовать изменению вектора развития определенных отраслей и сфер деятельности. Все эти изменения отражает кривая Лаффера.
А. Лаффер, знаменитый американский экономист, считал, что повышение налоговой нагрузки целесообразно до определенной границы, изменение которой неминуемо приведет к обратным последствиям, таким как снижение уровня собираемости налогов в результате перехода легальной экономики в теневую. Обоснование теории подтверждается построением графика Лаффера.
Налоговое регулирование призвано осуществлять ряд задач, основной из которых является формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем аккумулирования налоговых поступлений. Для этого составляются планы, программы поступления налогов, как долгосрочные, так и краткосрочные, разрабатываются общие принципы формирования и учета налогооблагаемой базы, а также осуществляются контрольные мероприятия, направленные на проверку правильности исчисления и полноты собираемости налогов и, что немаловажно, выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов и привлечение их к ответственности.
Основных методов налогового регулирования немного, они активно используются во всех странах, не только в России, и к ним обычно относят такие методы, как:
1. налоговые каникулы;
2. выбор и установление налоговых ставок;
3. отсрочка налогового платежа;
4. налоговые вычеты;
5. инвестиционный налоговый кредит;
6. налоговая амнистия;
7. международные договоры об устранении двойного налогообложения и пр.
Налоговая амнистия представляет собой мероприятия, предоставляющие налогоплательщикам права уплатить суммы недоимки по налоговым платежам с истекшими сроками уплаты без наложения административной ответственности.
Налоговые каникулы - это законное освобождение от уплаты налогов на строго отведенный промежуток времени.
Налоговый кредит представляет собой наиболее перспективный метод налогового регулирования, суть которого сведена к изменению срока уплаты налога при наличии законодательно установленных соответствующих оснований. К этим основаниям относятся: проведение НИОКР, осуществление инновационной деятельности, выполнение оборонного заказа государства либо важного стратегического заказа по социально-экономическому развитию региона.
Сумма инвестиционного кредита определяется соглашением сторон, а при проведении НИОКР сумма кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это достаточно слабо согласуется с возможностями малого и среднего бизнеса, которые являются основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите, поэтому в настоящее время данная норма практически не используется.
Налоговые вычеты относят к социально значимым методам налогового регулирования. Они могут применяться не только юридическими, но и физическими лицами. Налоговыми вычетами признается сумма в денежном выражении, на которую уменьшается налогооблагаемая база. Их размер, порядок применения и расчета строго регламентирован и установлен действующим Налоговым кодексом. В настоящее время в Российской Федерации для физических лиц установлено четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Особого внимания заслуживает такой метод налогового регулирования, как выбор и установление размера налоговой ставки. Как известно, именно от размера ставки налога зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Размер ставки любого налога должен обеспечить баланс между интересами хозяйствующих субъектов и государства. Это значит, что ее размер должен позволять хозяйствующим субъектам осуществлять свою деятельность не только без значительных потерь, но и получать прибыль, при этом соблюдать фискальные интересы государства в целом.
Эффективным способом налогового регулирования экономики является применение двух чрезвычайно связанных между собой категорий - это налоговые льготы и налоговые санкции. Результативность налоговой политики в конечном итоге зависит от оптимального сочетания этих мер. Система налоговых льгот предусматривает отмену авансовых платежей, предоставление отсрочки либо рассрочки по платежам в бюджет, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогообложения, снижение налоговых ставок и пр. Например, если прибыль предприятия направлялась на развитие производства, жилищное строительство, создание рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, то организация может воспользоваться данной льготой по налогу на прибыль. Существующие льготы по налогообложению прибыли хозяйствующих субъектов предназначены для стимулирования финансового обеспечения расходов на строительство непроизводственного характера, а также развитие производства, поддержку малого предпринимательства, обеспечение занятости пенсионеров и инвалидов, поощрение благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Система налоговых льгот неразрывно связана со своей противоположностью - системой налоговых санкций, которые существуют преимущественно в виде финансовых санкций - пени и штрафов, и административных санкций. Вид налогового правонарушения определяет размер и состав налоговых санкций, которые, в свою очередь, устанавливаются на законодательном уровне. Финансовые санкции применяются исключительно в отношении хозяйствующих субъектов, т. е. к предприятиям и организациям, а административные санкции накладываются на должностных лиц этих предприятий.
Важное место в системе налогового регулирования занимает налоговый контроль, т. е. комплекс налоговых мероприятий, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти, представляющий собой сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Основной целью налогового контроля является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков за выявленные нарушения. Качественный и непрерывный налоговый контроль является основой эффективной налоговой системы. Отсутствие налогового контроля либо его низкая продуктивность не позволяют рассчитывать на своевременность внесения налоговых платежей субъектами хозяйствования, как, впрочем, и на правильность их расчета. Проведение налогового контроля обеспечивает формирование бюджетов всех уровней и дисциплинирует налогоплательщиков.
Налоговая ответственность установлена: за нарушение сроков уплаты налогов; грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения; за неуплату или неполную уплату сумм налогов; отказ от постановки на учет в налоговом органе; несвоевременное представление или непредставление налоговой декларации и др.
Нарушение законодательства в экономической сфере может привести к уголовной ответственности, если имеет место уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предприятием (организацией); сокрытие денежных средств или имущества субъекта хозяйствования, за счет чего и должно производиться взыскание налогов, сборов. Основная ответственность за осуществление хозяйственной деятельности предприятия возлагается на руководителя, и потому он, наряду с главным бухгалтером, несет уголовную ответственность в случае неуплаты налогов. Возбуждение уголовного дела зависит от размера неуплаченных налогов. Уголовная ответственность наступает при неуплате налогов в крупном и особо крупном размерах. Важным условием является тот факт, что сумма неуплаченных налоговых платежей рассчитывается за три последовательных года, предшествующих году проведения налоговой проверки.
Налоги оказывают различное влияние на деятельность субъектов хозяйствования. К факторам, оказывающим негативное влияние на экономическую деятельность организаций, можно отнести непрерывно вносимые поправки в налоговое законодательство, стремление к мгновенному пополнению бюджета, отсутствие экономического обоснования налогового реформирования, что приводит к усилению нестабильности хозяйствования и к повышению уровня налоговой нагрузки предприятий. Многие экономисты утверждают, что доход, который получает государство с использованием исключительно фискальных методов, имеет меньшее значение, чем экономические убытки, которые наносятся субъектам рыночных отношений.
Наибольшее влияние на деятельность предприятий оказывают следующие налоги: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, налог на доходы физических лиц.
Так, прибыль является источником финансовых ресурсов предприятия для развития собственного производства. Налог на прибыль исчисляется из суммы полученной предприятием прибыли, а значит, напрямую влияет на деятельность организации, уменьшая либо увеличивая ее возможности по расширению воспроизводства. Установление разумной ставки налога на прибыль является необходимым условием обеспечения развития бизнеса. В европейских странах уровень налога на прибыль колеблется от 10 до 33,3%.
Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь необходимо учитывать, что его влияние на финансовые результаты деятельности организации определяется назначением товара и типом покупателя. В случае, когда приобретенный товар используется покупателем в качестве средства производства и есть возможность возмещать суммы входного НДС, включаемого в цену товара, то вероятно, что изменение ставок НДС как в сторону повышения, так и в сторону понижения существенного влияния на финансовое состояние продавца товара не окажет. Если же приобретенный товар используется в качестве предмета потребления, а следовательно, отсутствует возможность принять суммы НДС к вычету, то, вероятнее всего, эффект от изменений ставки НДС будет рассматриваться либо в пользу товаропроизводителей - продавцов, либо потребителей, исходя из эластичности спроса на данный товар. В соответствии с установленными в настоящее время правилами расчета НДС возникает временной разрыв между моментом оплаты НДС в цене товара и моментом возмещения его из бюджета, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на экономическую деятельность предприятия.
Повышение ставок по акцизным сборам не окажет столь негативного влияния на экономику страны, так как касается части предметов роскоши, поэтому есть резерв для повышения ставок.
Нельзя недооценивать уровень влияния на эффективность деятельности предприятий таких платежей, как взносы по обязательному пенсионному и социальному страхованию, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Их величина учитывается в себестоимости продукции, поэтому и влияют они на деятельность предприятия косвенно. В результате их повышения происходит сокращение платежеспособного спроса конечных потребителей, и как следствие, уменьшается объем производства и снижается совокупный доход предприятий.
Аналогичное действие оказывает и повышение объемов налогов, взимаемых с населения, воздействие на доходы потребителей будет прямым. Негативно скажется на доходах населения повышение уровня их прямого налогообложения. Это вызовет снижение доходов, как номинальных, так и реальных, что приведет к сокращению спроса со стороны населения на товары, произведенные предприятиями. Если предложение этих товаров не изменится, то цены на них снизятся, что будет способствовать сокращению доходов предприятий, уменьшению темпов роста объемов производства. Аналогичным будет действие и косвенных налогов, по той причине, что конечным их плательщиком также является население. Повышение ставок НДС сначала будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета за счет поступлений от этого налога, а дальнейшее увеличение приведет к обратному эффекту, и поступления в бюджет могут сократиться.
Для оценки эффективности механизма налогообложения на первом этапе важным является определение суммы налоговых платежей, осуществляемых предприятиями от начисленного фонда оплаты труда. Поскольку платежи во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц рассчитывается на основе единой базы, то при расчете ставки этих налогов складываются для применения единой ставки отчислений. На следующем этапе определяется размер платежей, входящих в себестоимость реализуемой продукции, а также сумма налога на прибыль и эффективная ставка налогообложения прибыли организаций. На последнем этапе оценки эффективности механизма налогообложения осуществляется определение суммы общих налоговых платежей как суммы всех налогов. Эти коэффициенты и формируют оценочные показатели эффективности механизма налогообложения.
Рассматривая налоги как подсистему хозяйственного механизма, можно оценить их позитивную роль, которая заключается в том, что они выступают важнейшим регулятором общественного производства, преодолевая узкие рамки фискального подхода. Вместе с тем, наряду с позитивными результатами воздействия налоговых регуляторов на экономические процессы, следует отметить и возникшие проблемы, связанные, прежде всего, с сокращением налоговых поступлений в результате предоставления многочисленных налоговых льгот, применения не всегда оправданных групповых налоговых льгот, специальных налоговых режимов и пр.