Источники и виды финансовых ресурсов

Коммерческих организаций

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокуп­ность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, разви­тия организации или сохранения ее места на рынке, а также для ре­шения некоторых социальных задач.

Источники финансовых ресурсов при создании коммерческой ор­ганизации. В момент создания коммерческой организации форми­руются: уставный капитал (складочный капитал — у товариществ, паевой фонд — у производственных кооперативов, уставный фонд — у унитарного предприятия) за счет взносов учредителей. Устав­ные (складочные) капиталы товариществ и обществ с ограничен­ной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы ак­ционерных обществ — на акции; соответственно они формируют­ся за счет взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Уставный капитал может быть оплачен в денежной форме и другим имуществом. Отдельные виды деятельности пре­дусматривают правовое регулирование доли уставного капитала в денежной форме (например, банковская деятельность). Паевой фонд производственного кооператива формируется за счет паев участников, которые также могут быть в денежной и неденежной форме. Уставный фонд унитарного предприятия образуется за счет капитальных расходов бюджета соответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, сооружений, оборудования, земельных участков. При этом российским законода­тельством запрещено совместное участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в создании одного предприятия. В качестве источников финансо­вых ресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная часть оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного или паевого фонда).

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.

1. Основным источником формирования финансовых ресур­сов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продук­ции — одно из главных условий роста финансовых ресурсов ком­мерческих организаций. Такое увеличение может быть определе­но ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также рос­том цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обрат­но пропорциональная: поднятие цены может привести к сокра­щению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации при­были коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью тру­да, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

2. Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) ус­таревшее оборудование и другое имущество продаются по оста­точной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества фак­торов: вида деятельности организации (например, высокотехно­логичное, наукоемкое производство требует постоянного обнов­ления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задол­женности). В настоящее время в условиях постоянного совершен­ствования информационных технологий практически все орга­низации обновляют компьютерную технику и программное обес­печение к ней, реализуя выбывающее имущество.

3. В процессе деятельности коммерческая организация полу­чает не только выручку от реализации, но и внереализационные до­ходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с пре­доставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предостав­ленным организацией займам, проценты по банковским депози­там и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капи­талах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в воз­мещение причиненных организации убытков (включая страхо­вые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.

Внереализационные доходы разных организаций не совпада­ют по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то со­ответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.

Факторами, влияющими на долю внереализационных дохо­дов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организа­ции, являются степень дифференциации ее активов, доходность вложений в эти активы, степень надежности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и др. В условиях частого на­рушения обязательств партнерами по сделкам организация мо­жет получать значительные суммы штрафов, пеней, неустоек, предусмотренных этими договорами. Полнота поступления фи­нансовых санкций зависит также от квалифицированности юри­дической службы организации при подготовке соответствующих договоров, а также в необходимых случаях — при судебных разби­рательствах.

4. В современных условиях часть финансовых ресурсов ком­мерческой организации привлекается за счет ее участия на фи­нансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хо­зяйствующих субъектов в выборе источников формирования фи­нансовых ресурсов.

Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Газинвест, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получила распространение практика привлече­ния средств и на долговых началах — путем выпуска облигаций (так называемые «корпоративные облигации») или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (мно­гие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номини­рованные в иностранной валюте, которые котируются на круп­нейших мировых фондовых биржах).

Высокий размер ссудного процента, жесткие требования к обеспечению делают недоступным для многих коммерческих ор­ганизаций банковский кредит как источник формирования фи­нансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и сред­них предприятий. В настоящее время действует несколько прог­рамм (в том числе в рамках займа Европейского банка реконструкции и развития) для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объему для малых и средних предприятий.

Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных ин­вестиционных проектов, в том числе с расширением деятельнос­ти организации.

Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью дан­ной организации, ее организационно-правовой формой (привле­чение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на фи­нансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости.

5. Средства из бюджетов поступают коммерческим организа­циям в рамках государственной поддержки их деятельности (см. гл. 5 учебника). В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме суб­венций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюдже­тов разных уровней. Предоставление бюджетных средств ком­мерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюд­жетные средства трудно выделить из других источников финан­совых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредите' лей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), напри­мер, при принятии решения об увеличения уставного капитала. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределе­ние средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании — другим участникам, и наоборот, а также между участниками. Функционирование межотраслевых и внут­риотраслевых фондов НИОКР также построено на перераспреде­лении средств между организациями — участниками создания та­ких фондов.

Структура всех источников формирования финансовых ре­сурсов коммерческих организаций в Российской Федерации приведена на рис. 7.1[97]. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большом разнообразии таких источников наиболь­ший удельный вес занимает выручка от реализации продукции

(работ и услуг).

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации— это:

• прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

• прибыль от реализации имущества, сальдо внереализацион­ных доходов и расходов.

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на ве­личину налога на добавленную стоимость, акцизов и других ана­логичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают ва­ловую прибыль (выручка от реализации «минус» затраты без уп­равленческих и коммерческих расходов) и прибыль (убыток) от продаж (с учетом управленческих расходов):

  1) Выручка от реализации («минус НДС», акцизы и другие аналогичные платежи) 2) Себестоимость проданных товаров (работ или услуг) (без учёта управленческих и коммерческих расходов) 3) Валовая прибыль (стр. 1 - стр. 2) 4) Управленческие и коммерческие расходы 5) Прибыль (убыток) от продаж (стр.3 – стр. 4)  

Рис. 7.1. Структура источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций
Источники и виды финансовых ресурсов - student2.ru

Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связан­ными с такой реализацией.

Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализацион­ным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществле­нием.

Прибыль является важнейшим показателем финансово-хо­зяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния ор­ганизации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите.

2. Денежные накоплениякак форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.

Как известно, стоимость основных фондов и другого аморти­зируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается пу­тем регулярных амортизационных отчислений. Существует нес­колько способов начисления амортизации. В целях бухгалтерско­го учета применяются такие методы, как:

• линейный;

• уменьшения остатка;

• списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования;

• списания стоимости пропорционально объему продукции

работ (услуг).

В целях налогообложения амортизируемое имущество объе­диняется в десять групп в зависимости от сроков полезного ис­пользования (ст. 258 НК РФ). К зданиям, сооружениям, переда­точным устройствам срок полезного использования которых 20 лет и выше, применяется линейный метод начисления амортиза­ции. К остальным объектам основных фондов в налоговых целях коммерческая организация имеет право выбора метода начисле­ния амортизации между линейным и нелинейным. В отношении отдельных объектов амортизируемого имущества могут приме­няться поправочные коэффициенты (2-3) (ст. 259 НК РФ).

Таким образом, удельный вес денежных накоплений, связан­ных с амортизацией, в составе финансовых ресурсов определяется стоимостью и видом амортизируемого имущества, временем его эксплуатации, выбранными методами начисления амортизации.

Соотношение между прибылью (как суммарной величины прибыли от реализации товаров (работ, услуг), прибыли от реали­зации имущества и сальдо внереализационных доходов и расхо­дов) и амортизацией как основными видами финансовых ресур­сов коммерческой организации наглядно показано на рис. 7.2[98].

Источники и виды финансовых ресурсов - student2.ru

Рис.7.2. Структура основных видов финансовых ресурсов

коммерческих организаций

За счет отчислений от прибыли у коммерческой организа­ции могут формироваться резервные фонды: для осуществления погашения долговых обязательств, для компенсации ущерба, произошедшего в результате непредвиденных событий (см. гл. 3 учебника). Термин «фонд» в данном случае — условное назва­ние, так как накопление обычно происходит не на отдельном банковском счете, а за счет сохранения или увеличения неснижающегося остатка средств на основном счете (или основных счетах) организации.

3. Денежные поступлениявыступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной («мате­ринской») компании, от вышестоящей организации, за счет внутри- и межотраслевого перераспределения.

Направления использования

Финансовых ресурсов

Поскольку основной задачей коммерческой организации яв­ляется максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ре­сурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получени­ем результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления исполь­зования финансовых ресурсов коммерческой организации:

• Капитальные вложения.

• Расширение оборотных фондов.

• Осуществление научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ (НИОКР).

• Уплата налогов.

• Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

• Распределение прибыли между собственниками организа­ции.

• Стимулирование работников организации и поддержка чле­нов их семей.

• Благотворительные цели.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохра­нением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы ка­питальные вложения (инвестиции в основные фонды[99] (капитал)). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организа­ции. В российских условиях весьма актуально увеличение объе­мов капитальных вложений в связи с необходимостью обновле­ния оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Неблагоприятная ситуация в Российской Федерации в облас­ти инвестиций в реальный сектор экономики (так называют ка­питальные вложения в производственные отрасли экономики) вызвана следующими причинами:

• высокие темпы инфляции, характерные для 1990-х гг., не позволяли предприятиям в полной мере осуществлять расширен­ное воспроизводство основных фондов, поскольку выручка от реализации за счет разницы в ценах, как правило, не покрывала даже затраты на сырье, материалы, топливо;

• внешние инвесторы вложения осуществляют лишь в те отрасли, которые предусматривают быструю отдачу (торговая де­ятельность, сырьевые отрасли, производство строительных мате­риалов).

Инвестиции в основные фонды коммерческой организации осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от разме­щения долгосрочных ценных бумаг. Банковский кредит не явля­ется главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кре­диты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же по срокам и суммам пассивы. Ограниченность бюджетных средств также не позволяет рассматривать поступления бюджет­ных средств как важный источник капитальных вложений[100]. В силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций может привлекать финансовые ресурсы для капитальных вложений на финансовом рынке. Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью потерять контроль над управлением органи­зацией. Следовательно, среди источников капитальных вложе­ний основными в настоящее время для российских коммерчес­ких организаций являются прибыль и амортизация.

Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расшире­ние оборотных фондов — закупку дополнительного сырья, матери­алов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») ком­пании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие ком­мерческой организации в научных исследованиях. Опыт зару­бежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечива­ют высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть при­были коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направ­ляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Такие от­числения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереали­зационные доходы[101] уменьшаются на соответствующие произве­денные расходы. В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении на­логовой базы (например, поступления в виде целевого финанси­рования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьша­ющие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остаю­щейся в распоряжении организации. В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие пери­оды. Таким образом, на практике возможна ситуация, когда при наличии прибыли коммерческой организации по данным фи­нансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой при­были по данным налогового учета.

Российским налоговым законодательством установлена став­ка налога на прибыль организаций в размере 24% (для нерезиден­тов — 20%); по доходам в виде дивидендов — 6% (для организа­ций-нерезидентов по российским ценным бумагам и организа­ций-резидентов по ценным бумагам иностранных эмитентов — 15%); по доходам от государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных после 20 января 1997 г., — 15%. В целом мож­но говорить об относительно невысокой ставке налога на при­быль (для сравнения: в Германии максимальная ставка налога на прибыль корпораций составляет 50 %). Однако необходимо от­метить, что введение главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» предполагает сок­ращение налоговых льгот, предусмотренных ранее действовав­шим законодательством.

Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит замена уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налого­обложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы. В первом случае ставка налога — 6%, во втором — 15%.

Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату та­кого налога[102], ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организа­ций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.

Организации — производители сельскохозяйственной про­дукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация мо­жет осуществлять вложения не только в собственное производ­ство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции дру­гих эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим орга­низациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услу­ги предлагают банки для краткосрочных вложений) до несколь­ких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязатель­ства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в лю­бой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий коммерческих организаций от не­коммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммер­ческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют при­быль соответственно с долей участия в уставном (складском) ка­питале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность вып­лат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наря­ду с другими факторами определяют инвестиционную привлека­тельность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организа­ции в настоящее время не только выплачивают премии работни­кам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санато­рии-профилактории и пр.), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают дого­воры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнитель­ной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а так­же осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибы­ли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее многие учреждения со­циального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения по­лучают средства от крупных коммерческих организаций.

Наши рекомендации