Источники и виды финансовых ресурсов
Коммерческих организаций
Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, развития организации или сохранения ее места на рынке, а также для решения некоторых социальных задач.
Источники финансовых ресурсов при создании коммерческой организации. В момент создания коммерческой организации формируются: уставный капитал (складочный капитал — у товариществ, паевой фонд — у производственных кооперативов, уставный фонд — у унитарного предприятия) за счет взносов учредителей. Уставные (складочные) капиталы товариществ и обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ — на акции; соответственно они формируются за счет взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Уставный капитал может быть оплачен в денежной форме и другим имуществом. Отдельные виды деятельности предусматривают правовое регулирование доли уставного капитала в денежной форме (например, банковская деятельность). Паевой фонд производственного кооператива формируется за счет паев участников, которые также могут быть в денежной и неденежной форме. Уставный фонд унитарного предприятия образуется за счет капитальных расходов бюджета соответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, сооружений, оборудования, земельных участков. При этом российским законодательством запрещено совместное участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в создании одного предприятия. В качестве источников финансовых ресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная часть оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного или паевого фонда).
Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.
1. Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции — одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.
2. Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.
3. В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.
Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.
Факторами, влияющими на долю внереализационных доходов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организации, являются степень дифференциации ее активов, доходность вложений в эти активы, степень надежности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и др. В условиях частого нарушения обязательств партнерами по сделкам организация может получать значительные суммы штрафов, пеней, неустоек, предусмотренных этими договорами. Полнота поступления финансовых санкций зависит также от квалифицированности юридической службы организации при подготовке соответствующих договоров, а также в необходимых случаях — при судебных разбирательствах.
4. В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов.
Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Газинвест, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получила распространение практика привлечения средств и на долговых началах — путем выпуска облигаций (так называемые «корпоративные облигации») или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (многие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, которые котируются на крупнейших мировых фондовых биржах).
Высокий размер ссудного процента, жесткие требования к обеспечению делают недоступным для многих коммерческих организаций банковский кредит как источник формирования финансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий. В настоящее время действует несколько программ (в том числе в рамках займа Европейского банка реконструкции и развития) для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объему для малых и средних предприятий.
Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации.
Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости.
5. Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности (см. гл. 5 учебника). В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.
6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредите' лей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределение средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании — другим участникам, и наоборот, а также между участниками. Функционирование межотраслевых и внутриотраслевых фондов НИОКР также построено на перераспределении средств между организациями — участниками создания таких фондов.
Структура всех источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций в Российской Федерации приведена на рис. 7.1[97]. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большом разнообразии таких источников наибольший удельный вес занимает выручка от реализации продукции
(работ и услуг).
За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.
1. Денежные доходы коммерческой организации— это:
• прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
• прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.
Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации «минус» затраты без управленческих и коммерческих расходов) и прибыль (убыток) от продаж (с учетом управленческих расходов):
1) Выручка от реализации («минус НДС», акцизы и другие аналогичные платежи) 2) Себестоимость проданных товаров (работ или услуг) (без учёта управленческих и коммерческих расходов) 3) Валовая прибыль (стр. 1 - стр. 2) 4) Управленческие и коммерческие расходы 5) Прибыль (убыток) от продаж (стр.3 – стр. 4) |
|
Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией.
Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализационным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществлением.
Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния организации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите.
2. Денежные накоплениякак форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.
Как известно, стоимость основных фондов и другого амортизируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярных амортизационных отчислений. Существует несколько способов начисления амортизации. В целях бухгалтерского учета применяются такие методы, как:
• линейный;
• уменьшения остатка;
• списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования;
• списания стоимости пропорционально объему продукции
работ (услуг).
В целях налогообложения амортизируемое имущество объединяется в десять групп в зависимости от сроков полезного использования (ст. 258 НК РФ). К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам срок полезного использования которых 20 лет и выше, применяется линейный метод начисления амортизации. К остальным объектам основных фондов в налоговых целях коммерческая организация имеет право выбора метода начисления амортизации между линейным и нелинейным. В отношении отдельных объектов амортизируемого имущества могут применяться поправочные коэффициенты (2-3) (ст. 259 НК РФ).
Таким образом, удельный вес денежных накоплений, связанных с амортизацией, в составе финансовых ресурсов определяется стоимостью и видом амортизируемого имущества, временем его эксплуатации, выбранными методами начисления амортизации.
Соотношение между прибылью (как суммарной величины прибыли от реализации товаров (работ, услуг), прибыли от реализации имущества и сальдо внереализационных доходов и расходов) и амортизацией как основными видами финансовых ресурсов коммерческой организации наглядно показано на рис. 7.2[98].
Рис.7.2. Структура основных видов финансовых ресурсов
коммерческих организаций
За счет отчислений от прибыли у коммерческой организации могут формироваться резервные фонды: для осуществления погашения долговых обязательств, для компенсации ущерба, произошедшего в результате непредвиденных событий (см. гл. 3 учебника). Термин «фонд» в данном случае — условное название, так как накопление обычно происходит не на отдельном банковском счете, а за счет сохранения или увеличения неснижающегося остатка средств на основном счете (или основных счетах) организации.
3. Денежные поступлениявыступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, от вышестоящей организации, за счет внутри- и межотраслевого перераспределения.
Направления использования
Финансовых ресурсов
Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.
Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:
• Капитальные вложения.
• Расширение оборотных фондов.
• Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
• Уплата налогов.
• Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.
• Распределение прибыли между собственниками организации.
• Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.
• Благотворительные цели.
Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные фонды[99] (капитал)). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.
Неблагоприятная ситуация в Российской Федерации в области инвестиций в реальный сектор экономики (так называют капитальные вложения в производственные отрасли экономики) вызвана следующими причинами:
• высокие темпы инфляции, характерные для 1990-х гг., не позволяли предприятиям в полной мере осуществлять расширенное воспроизводство основных фондов, поскольку выручка от реализации за счет разницы в ценах, как правило, не покрывала даже затраты на сырье, материалы, топливо;
• внешние инвесторы вложения осуществляют лишь в те отрасли, которые предусматривают быструю отдачу (торговая деятельность, сырьевые отрасли, производство строительных материалов).
Инвестиции в основные фонды коммерческой организации осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от размещения долгосрочных ценных бумаг. Банковский кредит не является главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кредиты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же по срокам и суммам пассивы. Ограниченность бюджетных средств также не позволяет рассматривать поступления бюджетных средств как важный источник капитальных вложений[100]. В силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций может привлекать финансовые ресурсы для капитальных вложений на финансовом рынке. Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью потерять контроль над управлением организацией. Следовательно, среди источников капитальных вложений основными в настоящее время для российских коммерческих организаций являются прибыль и амортизация.
Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расширение оборотных фондов — закупку дополнительного сырья, материалов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, и т.д.
Большое значение для развития бизнеса имеет участие коммерческой организации в научных исследованиях. Опыт зарубежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечивают высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть прибыли коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Такие отчисления уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы[101] уменьшаются на соответствующие произведенные расходы. В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (например, поступления в виде целевого финансирования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьшающие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остающейся в распоряжении организации. В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие периоды. Таким образом, на практике возможна ситуация, когда при наличии прибыли коммерческой организации по данным финансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой прибыли по данным налогового учета.
Российским налоговым законодательством установлена ставка налога на прибыль организаций в размере 24% (для нерезидентов — 20%); по доходам в виде дивидендов — 6% (для организаций-нерезидентов по российским ценным бумагам и организаций-резидентов по ценным бумагам иностранных эмитентов — 15%); по доходам от государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных после 20 января 1997 г., — 15%. В целом можно говорить об относительно невысокой ставке налога на прибыль (для сравнения: в Германии максимальная ставка налога на прибыль корпораций составляет 50 %). Однако необходимо отметить, что введение главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» предполагает сокращение налоговых льгот, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.
Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит замена уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налогообложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы. В первом случае ставка налога — 6%, во втором — 15%.
Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату такого налога[102], ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.
Организации — производители сельскохозяйственной продукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения.
Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения не только в собственное производство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услуги предлагают банки для краткосрочных вложений) до нескольких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязательства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в любой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).
Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.
Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санатории-профилактории и пр.), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.
Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее многие учреждения социального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций.