Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений

Отношения по установлению налогов, то, есть, по определению существенных элементов юридического состава тех или иных налогов, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

Отношения по установлению и ведению налогов возникают также между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Правовыми актами регулируются вопросы о разграничении полномочий в налоговой сфере, о праве конкретизировать и уточнять условия взимания налогов, вводить или отменять взимание того или иного фискального платежа.

Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Основными участниками этих отношений являются налогоплательщики и государство.

Обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Этот характер проявляется в том, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Налоговым органам, действующим от имени государства, принадлежат властные полномочия, основанные на законе. Границы этих властных полномочий определяются с учетом того, чтобы их реализация не отменяла и не умаляла прав и свобод человека и гражданина.

Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют выполнение этих обязанностей. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе.

Таким образом, суть взаимоотношений участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обязывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.

Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их регулирования – метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов.

Методу властных предписаний характерно преобладание обязываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве).

Наряду с властными предписаниями налоговому праву известны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договором между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налогоплательщик имеет право оспаривать конституционность законодательных актов.

ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

• Имущественный характер – связан с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных (как правило) средств.

• Односторонняя обязательственность.

• Субъективная определенность (относительность) – имеет строго определенный состав участников (платеж налога всегда проводится адресно).

• Активность – налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности.

• Целенаправленность – налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти.

• Гарантированность – побуждением к ее выполнению выступают санкции, установленные законодательством.

• Положительное содержание – предусматривает обязанность совершить определенные действия (представить отчетность, заплатить налог и т.п.), ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий.

Наши рекомендации