Базисные термины и понятия
Кредитная организация; банк; небанковская кредитная организация; банковская тайна; Гострудсберкассы; Сбербанк СССР; Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; концепция развития Сбербанка России; привлечение временно свободных денежных средств.
Вопросы и ответы
Вопрос 1. Во все времена сберегательные кассы преследовали одну и ту же цель: собрать у населения деньги. Это так?
Ответ. Вопрос поставлен неверно. Дело в том, что настоящая цель не собрать деньги, а обеспечить денежными средствами решение определенных задач, в целом это общегосударственные задачи.
Вопрос 2. В какой степени Сберегательный банк России обеспечивает сохранность сбережений от инфляции?
Ответ. Если говорить о том, что банк помогает населению сохранить сбережения, то сегодня в России годовая инфляция почти полностью съедает доход, полученный в виде процента по вкладу. И, несмотря на это, население продолжает делать накопления, так как это действительно необходимый элемент жизни любого развитого общества.
Вопрос 3. Кредитная операция связана с риском непогашения ссуды. Какие меры предусмотрены в законодательстве по этому поводу?
Ответ. В новой редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная операция характеризуется тем, что она обеспечивается «залогом недвижимого и движимого имущества». Из чего следует, что банк «вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты», «вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности».
Вопрос 4. Предусмотрены ли в законодательстве меры по защите прав клиентов банка — владельцев расчетных счетов от незаконного использования банком денег клиента в своих целях?
Ответ. Закон обязывает банки производить расчетные операции не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. В случае несвоевременного или неправильного совершения платежей банки выплачивают проценты на сумму этих средств.
Вопросы для повторения
1. Каким было первоначальное предназначение сберегательных касс в России?
2. В какой исторический период денежные средства, собранные сберегательными кассами, стали использоваться в виде дополнительного источника государственных расходов?
3. Назовите имена деятелей, с которыми связано рождение сберегательных касс в России.
4. Почему и когда сберегательные кассы стали называть трудовыми?
5. Охарактеризуйте основные положения первого устава. Что представляла собой первая русская сберкнижка?
6. Как повлияло на развитие сберегательного дела в России введение хозяйственного расчета?
7. Назовите основные события новейшей истории России, которые коснулись сберегательного дела.
8. Какими основными законами определяется банковское законодательство?
9. Перечислите законы всеобщего действия.
10. Перечислите законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.
11. Назовите основные положения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
12. Назовите основные положения Закона «О банках и банковской деятельности».
13. Должны ли подвергаться пересмотру законы, регламентирующие банковскую деятельность?
14. Какими критериями руководствуются государственные органы при рассмотрении и утверждении законов о банковской деятельности?
15. Какие виды границ установлены для банков с принятием современного законодательства?
16. Сформулируйте в соответствии с законодательством основные понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация.
17. Перечислите операции кредитной организации, которые могут быть выполнены банком и не могут быть выполнены небанковской кредитной организацией.
18. Перечислите виды банковских операций.
19. Назовите банковские сделки.
20. Какие виды деятельности кредитная организация не имеет права осуществлять?
21. Назовите объекты банковской тайны.
22. Имеет ли право работник банка сообщить родственнику умершего вкладчика информацию о том, на чье имя составлено завещание, если его имя не указано в распоряжении на случай смерти?
ГЛАВА 2 БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ
2.1. Понятие банковского продукта. Специфические свойства банковского продукта
Банк — это особый вид предпринимательской деятельности, результатом которой является создание специфического продукта. Выполняемые банками операции и оказываемые ими услуги принято называть банковским продуктом. Банковским продуктом является:
1) создание платежных средств;
2) предоставление услуг.
В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги, которые в этом случае выступают как средство обмена и платежа. Банк в лице Центрального банка Российской Федерации осуществляет выпуск денег, необходимых для обращения. Другой составной частью банковского продукта являются предоставляемые ими услуги.
Банковский продукт имеет свои особенности, связанные с определенными свойствами банковских услуг. Во-первых, банк выполняет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме. Кроме"того, банковский продукт сложно представить как нечто материальное, вещественное. Если в отраслях материального производства продукт принимает конкретную товарную форму, то банковский продукт, как правило, материальной формой не обладает. Например, кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, их никак нельзя произвести про запас на будущее.
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Банк не просто собирает деньги — он превращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. Банковские операции, обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства и создают дополнительную стоимость. Объектом банковских услуг выступают не просто деньги, перемещаемые с одного счета на другой: это, как правило, движение капиталов в денежной форме. Например, банк предоставляет кредит предприятию, а заемщик должен не просто возвратить в банк ссуду в конкретные сроки, но и использовать предоставленный ему заем максимально эффективно, чтобы получить прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Трудно представить себе заемщика, который пользуете^ банковской услугой с целью создания дохода банку, если это не! приносит достаточного экономического эффекта ему самому. За-; емщик в силу характера кредитной сделки просто обязан исполь-- зовать полученные денежные средства не на потребительские цели,,! а как капитал (получить дополнительный доход).
Свойства банковских услуг состоят и в том, что они охватыва-; ют как активные, так и пассивные операции. Банки предоставляют возможность собственникам временно свободных денежных средств не только хранить свои накопления в безопасном месте, но и получать определенный доход в виде банковского процента. При помощи активных операций банки способствуют продвижению товаров, экономии общественных затрат и оказывают другие существенные услуги хозяйству в целом.
Кроме вышерассмотренных свойств банковского продукта, отдельно следует отметить, что в настоящее время в условиях рыночной экономики операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Это было не всегда. По действующим банковским законам клиент и банк сами выбирают друг друга. Банк не может отказать предприятию в открытии счета без существенной (определенной законодательством) причины, но имеет право в отдельных случаях расторгнуть отношения с клиентом, если тот нарушает условия договора. Клиент, в свою очередь, имеет право выбора банка для обслуживания счета по своему усмотрению в зависимости от потребностей предприятия. В ряде случаев заемщик имеет возможность сделать заявку и получать кредит в любом банке независимо от того, где открыт его счет. Это право распространяется не только на кредитные, но и на другие банковские операции.
Банк, будучи посредником в платежах, выполняя платежи по поручениям своих клиентов, ускоряет завершение хозяйственных сделок и процесс производства и обращения. Производя перечисления по счетам преимущественно безналичным путем, банки содействуют экономии наличных денег, сокращают затраты на их производство, транспортировку и хранение.
Банковские операции и услуги не всегда являются монополией только банка в связи с тем, что на рынке капиталов работают как банковские, так и небанковские организации (имеющие право совершать ряд банковских операций и услуг) .1В условиях свободного рынка идет серьезная борьба за то, чтобы занять свою нишу в бизнесе. В настоящее время на рынке появились новые продавцы банковских услуг, которые имеют возможность быстро развиваться и участвовать в конкурентной борьбе с банками. Например, бухгалтерскую помощь, консультационные и информационные услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Быстро осваивают рынок капиталов различные виды небанковских организаций, такие, как страховые, инвестиционные, тра- « ювые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании и др. В связи с этим перед банками стоит задача не только повышать качество своего продукта, но и разрабатывать новые, I юизвестные ранее банковские проекты/В настоящее время в банковском секторе России наметилась тенденция, с одной стороны, к универсализации банковских услуг, а с другой — к специализации банка. Такая банковская политика хорошо просматривается на примере Сберегательного банка России, который, с одной стороны, является универсальным (представляет максимально возможное количество банковских продуктов для всех субъектов), а с другой — расширяет свою деятельность, направленную на создание продуктов для физических лиц. Таким образом, по мнению многих специалистов, он становится монополистом в сфере банковского обслуживания населения страны.
2.2. Классификация банковских услуг
Банковские услуги можно разделить на специфические и не- специфические. К специфическим услугам относятся три вида выполняемых банками операций (чисто банковские операции, см. подразд. 1.3) — это депозитные операции, кредитные операции, расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением денеж- н ых средств клиентов в банк во вклады (депозиты) не только как п наиболее удобное безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. За счет кредитования клиентов банк получает и наибольшую часть дохода.
Расчетные операции могут осуществляться как в безна- личной, так и в наличной форме. Для их совершения банки открывают расчетные, текущие и другие счета, с которых и производятся платежи. Здесь банк выступает посредником между поставщиками и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом.
Специфические банковские услуги входят в состав традиционных. Они на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому и являются самыми древними. Специфические услуги (депозитные, кредитные и расчетные операции) в своей совокупности образуют то, что называется банком. Следует помнить: банк — это такое предприятие, которое осуществляет именно эти три операции одновременно. Если какую-либо из трех чисто банковских операций (специфические услуги) кредитная организация не выполняет, то она по
закону не может считаться банком и переходит в разряд небан ковских организаций.
К традиционным банковским операциям обычно относят кас ' совые операции. Однако в современном законодательстве он не включены в состав основных операций. Но трудно себе пред} ставить банк, который не имеет касс для приема и выдачи налич- ных денег и при этом осуществляет свою основную банковскую деятельность. Это возможно лишь в том случае, когда все расчеты будут производиться только в безналичном порядке.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции, которые банк осуществляет на основании специальных лицензий, из чего следует, что банки могут эти операции не выполнять и при этом оставаться банками. К ним относятся валютные операции,' операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными камнями и слитками и др.
В состав нетрадиционных неспецифических банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические; \
направленные на развитие предприятия (размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.); предоставление гарантий и поручительств; доверительные операции; бухгалтерская помощь предприятиям; предоставление клиентских интересов судебных органов; услуги по предоставлению сейфов и др.
В зависимости от способа формирования и размещения ресур- | сов банка банковские операции делятся на активные и пассивные (рис. 3). С помощью пассивных операций банки аккумулируют вре- ; менно свободные в обществе денежные средства и формируют) свои ресурсы. Активные операции банк совершает для размещения ' привлеченных и собственных ресурсов на нужды хозяйственных ' организаций и населения.
Рис. 3. Классификация банковских операций в зависимости от способов формирования и размещения банковских ресурсов |
Операции и услуги банка носят коммерческий характер. Чаще исего за выполнение своей работы банк получает определенное
I юзнаграждение в виде ссудного процента, комиссии, в иных (прямой и косвенной) формах. В зависимости от платы за предоставленные услуги они делятся на платные и бесплатные. Сумма ко- м иссионного вознаграждения зависит от трудоемкости операции
II от других факторов (например, заинтересованности банка в данной операции). Комиссионное вознаграждение является одним из видов банковского дохода. В связи с этим выделяют банковские услуги, приносящие и не приносящие доход, дорогостоящие и цещевые услуги. Большинство пассивных операций не только не являются платными, но и сам банк выплачивает по ним доход клиентам. Например, пассивные операции сами по себе не приносят дохода и могут даже принести убытки, если собранные средства не будут эффективно использованы при совершении активных операций. Активные операции, наоборот, практически всегда являются I ватными. Именно они приносят банку основной доход.
Кроме того, банк совершает так называемые комиссионные операции с целью получения комиссии (платы) за услуги. Банк свои услуги делит на дорогостоящие и дешевые: за одни услуги взимает очень высокую, за другие — низкую плату. Это связано с тем, что операции разнообразны по своей сложности и трудоемкости, заинтересованности банка.
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида: чистые услуги, услуги, связанные с его движением. Чистыми банковскими услугами называют услуги, которые предоставляются: а) организациям, занятым непосредственно материальным производством; б) гражданам для удовлетворения их личных потребностей. К услугам, связанным с движением материального продукта, относят услуги, при помощи которых происходит обмен продуктами труда (купля-продажа). Банки призваны помогать в расчетах покупателей и продавцов. Без банка на современном этапе продвижение продукта невозможно, в связи с этим услуги банка создают дополнительную стоимость.
Субъекты банковских услуг принято классифицировать как услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам. Если рассматривать просто набор услуг, он может быть одинаковым как для одних, так и для других. Однако при обслуживании различных субъектов существуют особенности в совершении этих операций. Работа по обслуживанию физических лиц является более трудоемкой. Обычно в объеме коммерческих банков услуги населению занимают небольшой удельный вес. Это связано с проблемами, которые возникают при работе с физическими лицами. Однако для сберегательного банка физические лица являются основными клиентами, и он имеет многолетний опыт по их обслуживанию.
2.3. Основные услуги Сбербанка России, предоставляемые физическим и юридическим лицам '4
Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживав нию юридических лиц, несмотря на то что его специализаций заключается в обслуживании физических лиц. Банк выполняет тра* диционные операции по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, он предлагает им полный набор современных банковских продуктов. Он разрабатывает и использует новейшие технологии по обслуживанию юридических лиц. Достаточно простс] ознакомиться с перечнем основных услуг банка юридическим лицам, чтобы убедиться в вышесказанном. I Перечень основных услуг для юридических лиц: 1 открытие и ведение расчетных счетов; депозитные операции; инкассация наличных денег; кредитование; банковские гарантии; конверсионные операции (покупка, продажа и конверсия ино-| странной валюты);
операции с ценными бумагами; депозитарные операции;
банковская поддержка по экспортно-импортным операциям; документарные операции;
международные расчеты и платежи по системе 51. V/. I. К Т.; операции с дорожными чеками;
инкассо банковских, коммерческих, ордерных и других чеков; пластиковые карты международных платежных систем и собственной платежной системы СБЕРКАРТ, проведение расчетов за товары и услуги с использованием пластиковых карт;
выдача корпоративных пластиковых карт Ума Визтезз, Еигосагй/ Маз1егСагй Вштезз организациям и предприятиям всех форм собственности. Выдача международных пластиковых карт Угза ОоШ, Еигосагй/ Маз1егСагй ОоШ руководителям крупных организаций и предприятий;
перечисление зарплаты сотрудникам предприятий и организаций на счета международных карт и микропроцессорных карт; операции с драгоценными металлами; ответственное хранение драгоценных металлов; предоставление в аренду индивидуальных сейфов; юридические консультации по предоставляемым банком услугам.
Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживанию частных лиц. На счетах банка сосредоточено около 80 % всех денежных средств, размещенных гражданами в банках страны. Более широкого круга услуг населению не предоставляет ни один банк 1'оссии.
Основные виды услуг для физических лиц:
размещение денежных средств во вклады;
размещение денежных средств в ценные бумаги;
расчетно-кассовое обслуживание;
операции с ценными бумагами;
кредитование;
покупка и продажа иностранной валюты; предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения ценностей;
выдача и обслуживание международных банковских карт Уш, Еигосагй, собственных микропроцессорных карт Сбербанка России АС СБЕРКАРТ;
операции с золотыми мерными слитками и монетами из драгоценных металлов.
Для Сбербанка России не существует территориальных преград, он доступен для широкого круга клиентов даже в далекой глубинке. Однако в настоящее время происходит закрытие нерентабельных сельских филиалов, в результате чего жители отдаленных районов лишаются элементарных банковских услуг. Содержание в небольших населенных пунктах филиалов не только стало невыгодным, но и небезопасным. Решение проблемы было найдено в создании сберкассы на колесах. Это бронированный автомобиль, внутри которого находятся оборудованный по всем правилам безопасности клиентский зал и кассовый узел. Обслуживают такой банк два работника — водитель-инкассатор и контролер- кассир. Клиентам предоставляются те же виды услуг, что и в стандартном филиале банка:
принимаются все виды вкладов;
выдаются суммы пенсий, заработной платы и пособий; осуществляется прием налоговых, коммунальных и иных платежей;
осуществляются переводы вкладов или наличных денег. Конечно, поначалу жители сел встречали такой банк настороженно, но в результате Сбербанк России не только не потерял своих клиентов из глубинки, закрыв нерентабельные филиалы, но и повысил культуру их обслуживания. Передвижная операционная касса оснащена по последнему слову техники — оформление операций полностью автоматизировано, В кассе на колесах всегда есть свет и тепло, так как она оснащена автономным электропитанием, отоплением и вентиляцией. Если раньше иметь в каждом сельском филиале контрольно-кассовую машину для приема платежей не было возможности, то сегодня банк принимает все виды платежей. Для создания клиентам удобств передвижная касса должна работать в конкретном установленном месте, в строго
определенное время (по графику). Передвижная операционня касса — это значительная экономия средств на содержание фи лиалов, хотя сегодня такая касса стоит немалых денег. Однако ра витие этой формы обслуживания является необходимостью и п зволит Сбербанку продолжать и далее политику предоставления раз нообразных банковских услуг широкому кругу населения России.'
2.4. Основные понятия о банковских рисках
Деятельность банков практически всегда связана с рядом рис ков. Следует вспомнить хотя бы тот факт, что банк является по средником между инвестором и заемщиками. Инвесторы поручая накопления банку в первую очередь для того, чтобы уменьшит свои проблемы, связанные с возвратом денег, т.е. банк принимае на себя чужие риски. Что понимается под банковским риском, чем он заключается? Можно ли его определить в денежном выражении? Существуют ли инструменты, с помощью которых риск сводятся к нулю? На эти вопросы имеются конкретные ответы.
Риск — это отклонение фактически полученного результата от планируемого результата каких-либо действий. Для банка это, разница между полученной прибылью от реализации банковского продукта и запланированной прибылью. На экономический" эффект деятельности банка влияют как риски общего характера: (им подвержено любое предприятие), так и чистобанковские риски. К рискам общего характера наиболее часто относятся рыночный, «страновой» (например, вложение капитала в страну с | неустойчивой политической обстановкой) и риск стихийных бед- ; ствий.
В условиях рыночной экономики деятельность практически любого предприятия подвержена различным видам рисков. В первую очередь это связано с тем, что предприятие самостоятельно определяет для себя продукт труда, и в ряде случаев трудно предугадать, каков будет экономический эффект от реализации этого продукта: получит предприятие запланированную прибыль или ее сумма будет значительно ниже ожидаемой, а может, и будет убыток.
Рыночная цена на продукт труда в большинстве случаев не зависит от затрат на его создание, а определяется спросом и предложением общества на данный вид продукта в конкретно определенное время. Прибыль предприятия зависит от того, правильно ли будет спрогнозировано колебание цен на рынке. Этот вид риска получил название рыночного риска. Банковская деятельность, как и деятельность другого предприятия, связана с рыночным риском. Депозитные и кредитные возможности банка зависят от уровня экономических спадов и подъемов, а также от других факторов, которые в ряде случаев не связаны с конкретным банком.
Частнобанковские риски напрямую связаны с реализацией банковского продукта. Достаточно вспомнить, что банк — предприя- I не, результатом деятельности которого является специфический, ни на что не похожий товар; из этого следует, что риски, связанные с его продвижением на рынке, имеют свою специфику. К ним относятся: кредитный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности, риск банковских злоупотреблений и др. банковскими правилами предусматриваются меры страхования банковской деятельности от вышеуказанных рисков.
Кредитный риск состоит в том, что заемщик по каким - п ибо причинам не сможет выполнить взятых на себя обязательств но погашению долга и процентов по кредиту в установленное договором время. Чтобы обезопасить себя от потерь, банк должен дифференцированно подходить к выбору заемщиков, т. е. предоставлять кредит не всем желающим его получить, а только тем, кто имеет возможность его погасить. Кроме того, по кредитным операциям оформляются различного рода документы по страхованию риска непогашения долга: гарантии, поручительства третьих лиц, договоры залога и т.д.
Валютный риск связан с постоянными изменениями ва- лютных курсов. Банкир должен быть всегда в курсе всех событий, которые могут повлиять в будущем на изменение валютных курсов, и на основании приобретенных знаний прогнозировать изменения курсов валют.
Риск несбалансированной ликвидности связан с тем, что банк должен быть всегда готов платить по своим обязательствам. Представьте, что банк в установленное договором по вкладу время не удовлетворил требования вкладчика. Результат не заставит себя ждать: доверие к банку будет подорвано. В этом случае банк не только не сможет привлечь новых вкладчиков, но и потеряет старых. В чем проблема, почему не удовлетворена просьба клиента? Дело в том, что привлеченные ресурсы банк размещает в активные операции (выдает кредиты, приобретает ценные бумаги и т.д.), именно для этой цели он осуществляет депозитные операции. Ликвидность банка не нарушается, если будут совпадать сроки погашения обязательств перед кредиторами и дебиторами, например, суммы, привлеченные сроком на один год, будут переданы в кредит на один год. Однако по ряду депозитов деньги могут быть востребованы по первому требованию их владельца. Это значит, что банк должен иметь свободную кассовую наличность, т. е. лимит остатка неработающих денег. Следует вспомнить, что если деньги лежат в кассах банка, они не приносят дохода. Наиболее прибыльные для банка вложения, как правило, являются наименее ликвидными (их невозможно быстро и без потерь превратить в деньги и удовлетворить требования своих кредиторов). Таким образом, можно сделать вывод, что вложения банка должны быть различными по степени ликвидности. Следует пс мнить, что, как правило, наиболее доходные вложения бывай наименее ликвидными. •
Процентный риск связан с повышением или понижени ем цены денег. Например, если банк выдает кредит на длитель ный срок, а цена кредита понизится, то заемщик выиграет, банк проиграет. Но бывает наоборот — вкладчик, предоставля банку деньги на длительный срок, при инфляции несет потери, банк выигрывает.
Риск банковских злоупотреблений делитсянавну! ренний и внешний. <|
1. Внутренний риск. Всегда существует возможность, что работ ник банка при определенных обстоятельствах может обогатитьс за счет хищения денег, передачи информации третьему лицу и д| Защитой против подобного может служить создание для работай ков банка условий, в которых они будут заинтересованы не поте рять рабочее место (высокая зарплата или угроза безработицы ответственность перед законом). >
2. Внешний риск. Его примером является хищение.