Право оперативного управления

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК

Право оперативного управления — это право учреждения или казен­ного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закреплен­ным за ним имуществом собственника в пределах, установленных за­коном, в соответствии с целями его деятельности, заданиями соб­ственника и назначением имущества.

Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия,относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения,относящиеся к некоммерческим организациям.

Составляющие право оперативного управления правомочия име­ют строго целевой характер,обусловленный выполняемыми учрежде­нием или казенным предприятием функциями. Собственник уста­навливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утверж­денной им сметедоходов и расходов учреждения). Он также опреде­ляет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, зак­репленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды.При этом имущество, включая денежные средства, числяще­еся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке пос­леднего).

С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения и казенно­го предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственностьпоследнего по их долгам, считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управ­ления имеет и свои особенности (разновидности).Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субси­диарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления,при­знаваемые за казенным предприятием и за финансируемым собствен­ником учреждением.

Казенное предприятиевправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия учредителя(уполномоченного им орга­на публичной власти) и лишь в пределах,не лишающих его возмож­ности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определе­ны его уставом (ст. 19 Закона о предприятиях). В отношении произ­водимой им (готовой) продукциизакон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК). Собственник уста­навливает и порядок распределения доходовказенного предприятия без согласования с ним (п. 2 ст. 297 ГК; п. 3 ст. 17 Закона о предпри­ятиях).

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами(п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов их учредитель (публичный собственник) несет по их долгам допол­нительную (субсидиарную) ответственность,что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения.

Правовой режим имущества учреждения. Вещное право учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определено в соответствии со ст. 296 ГК – как право оперативного управления (п.1 ст. 120). Учредитель наделяет учреждение имущест­вом по смете: в ней фиксируется расходование денежных средств в соответствии с целями деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества.Денежные средства зачисляются уполномоченным органом на текущий счет организации. С момента подписания сторонами акта приемки-передачи имущества и возникает ПОУ учреждения, т.к. имущество выбыло из владения учредителя. Правомочие пользования имуществом, переданным учредителем и учитываемым по смете, должно осуществляться в соответствии с целями создания учреждения и назначением имущества. Собственник осуществляет контроль за сохранностью переданного имущества и за использованием его по назначению, имеет право изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

Учреждения могут быть учреждены РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальноеучреждение) и ю.лицом или гражданином (частное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Правовой статус автономных учреждений(АУ) определен ФЗ-174 от 03.11.2006. Создаются в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта путем выполнения работ и оказания услуг. АУ может создаваться путем учреждения или путем изменения типа существующего публичного учреждения. Может иметь только одного учредителя. Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, иные предусмотренные ФЗ и уставом органы (общее собрание или конференция работников, ученый совет, художественный совет, др.). По вопросам о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью наблюдательный совет рассматривает предложения руководителя и принимает решения об их предварительном одобрении, обязательные для руководителя. Руководитель без доверенности действует от имени АУ – представляет интересы АУ и совершает сделки.

Для всех учреждений (кроме автономных) в зависимости от источника получения доходов иприобретения имущества в ст. 298выделено два правовых режима: 1) – на имущество, закрепленное за учреждением собственником; 2) – на доходы, полученные от разрешенной учредительными документами приносящей доходы деятельности, и на имущество, приобретенное учреждением за счет этих доходов.

1. Денежные средства и иное имущество учредитель передает учреждению по смете – для использования в соответствии с целями создания учреждения и назначением имущества. Собственник контролирует сохранность этого имущества и использование его по назначению, имеет право изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. В соответствии со ст. 298 учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете.

Распоряжение названным имуществом учреждения по ГК – исключительная компетенция учредителя. Отдельные правовые акты предоставляют учреждениям право сдавать имущество в аренду, что допустимо с позиций ч. 3 ст. 120 ГК, установившей, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Практика сдачи научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, иными учреждениями культуры и искусства в аренду недвижимого имущества, которым они наделены учредителем, регламентируется нормами бюджетного права.

2.Доходы, полученные от осуществления разрешенной учредительными документами учреждения приносящей доходы деятельности, как и имущество, приобретенного на эти доходы, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Учреждения (кроме автономных) отвечают перед кредиторами только имеющимися денежными средствами, при отсутствии (не­достатке) которых наступает неограниченная ответственность учредителей. При этом по долгам учреждения не может быть обращено взысканиена иное (кроме денежных средств) имущество, как закрепленное за учреждением учредителем, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности[1]. Пленум ВАС разъясняет, что в п. 2 ст. 120 ГК речь идет о любыхобязательствах учреждения, возникших из предусмотренных п.1 ст. 8 ГК оснований, включая обязательства, возникшие при осуществлении приносящей доходы деятельности. Принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника учреждения к субсидиарной ответственности.. Но привлечь собственника к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения в силу правил п. 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК вправе лишь кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.

Все доходы автономного учреждения (АУ) поступают в его распоряжение. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от деятельности созданного им АУ и от использования закрепленного за АУ имущества.

Учредитель не несетответственности по обязательствам АУ; последнее самостоятельно отвечает по своим обязательствамзакрепленнымза нимимуществом, заисключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленные за АУ за счет выделенных учредителем средств либо приобретенные на выделенные учредителем для их приобретения средства учитываются отдельно. Учредитель выделяет субвенции и субсидии из бюджета и иных источников с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ либо приобретенных АУ за счет выделенных на эти цели учредителем средств. АУбез согласия собственника не вправе распоряжаться названным недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Под особо ценным движимым понимается имущество, без которого осуществление АУ уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, определяемым Правительством, а решение об отнесении имущества к категории особо ценного принимается одновременно с принятием решения о закреплении имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение.

Остальным имуществом, в т.ч. недвижимым, АУ распоряжается самостоятельно, однако вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других ю.лиц или иным образом передавать его другим ю.лицам в качестве их учредителя или участника АУ вправе лишь с согласия учредителя. Доходы АУ должны использоваться для реализации целей его создания, поэтому АУ ежегодно обязано публиковать отчеты об использовании закрепленного за ним имущества.

[1]О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ: постановление Пленума ВАС от 22.06.2006 № 21 в ред. Пост. Пленума ВАС РФ от 19.04.2007 N 23 ).

Наши рекомендации