Виды материальных потоков и логистические операции. Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение к ней системного подхода
Системность
Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение к ней системного подхода
Комплексность
Формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потока в конкретных условиях, координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов
Научность
Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоками, признание за квалифицированными кадрами статуса важного ресурса логистических структур фирмы
Конкретность
Четкое определение конкретного результата как цель перемещения потоков в соответствии с техническими, экономическими и др требованиями
Конструктивность Диспетчеризация потока
Надежность Обеспечение безотказности и безопасности движения
Вариантность Позволяет фирме адекватно реагировать на колебания спроса, например, иметь какие-либо варианты
Интегративность Искомое качество, присущее лишь логистической системе в целом, но не свойственное ни одному из ее элементов в отдельности
Эффективность Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек
Гибкость Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции и изменения состояния внешнеэкономической среды и вырабатывать адекватные им действия
Превентивность Предупреждение возникновения отклонений, диспропорций и их отрицательных воздействий на логистическую систему
Билет 4 Взаимосвязь коммерции, маркетинга и логистики
Название дисциплины | Цели | Задачи, пересекающиеся с объектом предметной области логистики |
маркетинг | Максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора и т.д. | Маркетинговая логистика. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей фирмы, формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой политики фирмы, сбыт продукции и услуг фирмы, послепродажное обслуживание, выбор тары и упаковки и т.д. |
Менеджмент | Обеспечение прибыльности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала и т.д. | Логистический менеджмент. Контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы, обеспечение автоматизации производства, определение необходимых ресурсов и их источников и т.д. |
коммерция | Максимизация прибыли | Коммерческая логистика. |
Коммерческая логистика – научная дисциплина, изучающая управление потоками, связанными с закупками и распределением товара в целях достижения надежности и гибкости производства и торговли.
Целью логистики является создание эффективной интегрированной системы функционального менеджмента материальных, информационных, финансовых и прочих потоков, обеспечивающей высокое качество поставок продукции.
Задачи: обеспечение адекватности материального, финансового и прочих потоков, быстрая реакция на требования потребителей, диспетчирование (отслеживание) материального потока, определение стратегии и технологии оптимального перемещения товаров, разработка алгоритма управления операциями товародвижения (минимизация расхождения между потребностями и возможностями закупки), совместное планирование объемов производства, транспортировки и складирования, оптимизация процесса управления запасами, максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки грузов.
Цель считается достигнутой, если выполнены 7 правил (7R):нужный продукт в нужном качестве в нужное время для нужного потребителя по нужной цене и т.д.
1. The right product
2. The right quantity
3. The right condition
4. The right place
5. The right custom
6. The right time
7. The right cost
Билет 5 содержание логистического подхода
логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош—Сименс, Мицубиси, «Дженерал моторс» один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.
Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.
1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.
2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.
3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.
4. Оптимизируются запасы — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запаса на 50%.
5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
6. Улучшается качество выпускаемой продукции.
7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.
8. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.
9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.
Билет 6 Понятие потока, основные его параметры
1. Потоки и его основные параметры
Логистический поток – направленное движение совокупности материальных, информационных, финансовых и др видов ресурсов от поставщиков к потребителям.
Любой поток характеризуется параметрами:
· Длина (путь) s=v*t
· Время, скорость
· Начальная и конечная точки
· Траектория (конфигурация) потока F
· Интенсивность (мощность) потока – представляет собой количество перемещаемых объектов в единицу времени лямбда = n/t
Билет 7 Классификация потоков:
1. по отношению к рассматриваемой системе
· Внутренние
· Внешние
2. по степени непрерывности
· Непрерывные
· Дискретные (перемещение с интервалами)
3. по степени регулярности
· Детерминированные (характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени)
· Стохастические потоки (характеризуются случайным характером параметров)
4. по степени стабильности
· Стабильные (постоянство параметров в течение определенного промежутка времени)
· Нестабильные
5. по степени изменчивости (ИНТЕНСИВНОСТЬ)
· Стационарные (характерны для установившегося процесса.Интенсивность – величина постоянная)
· Нестационарные
6. по характеру перемещения (СКОРОСТЬ)
· Равномерные (постоянная скорость у них)
· Неравномерные
7. по степени соответствия изменений параметров потока заранее заданному ритму (относительно сезонности)
· Ритмичные
· Неритмичные
8. по степени сложности
· Простые (из объектов одного вида)
· Сложные (объединяют разнородные объекты.Интегрированные потоки)
9. по степени управляемости
· Управляемые
· Неуправляемые
10. по характеру образующих объектов
· Материальные
· Сервисные
· информационные
· Финансовые
И т.д.
Билет 8 Классификация материальных потоков:
ü По отношению к логистической системе: внешние (делятся на входные и выходные) и внутренние (внутри предприятия)
ü По натурально-вещественному составу: одноассортиментные и многоассортиментные
ü По количественному признаку: массовые (ж\д состав, машины и т.д.), крупные (несколько вагонов, машин), средние (одиночные вагоны, автомобили, суда), мелкие (не позволяет заполнить грузоподъемность транспорта, приходится еще с чем-то везти)
ü По весу груза: тяжеловесные, легковесные (1 тонна занимает более 2 кубических метров)
ü По степени совместимости: совместимые, несовместимые
ü По консистенции грузов: насыпные (зерно и т.д.), навалочные (минерального происхождения, могут спекаться, например, уголь, руда, песок, соль), тарноштучные (контейнеры, ящики, мешки, коробки), наливные (бочки, цистерны, наливные суда и т.д.)
Материальный поток – продукция в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Измеряются в натуральных единицах во времени.
Совокупный материальный поток для всего предприятия определяется суммой потоков на отдельных участках.
Материальные потоки протекают между разными предприятиями или внутри одного предприятия.
Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен сразу на хранение, а может попасть на участок хранения пройдя приемку. В выходные дни груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый рабочий день передают на участок хранения.
По пути движения груза с ним выполняются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение - логистические операции.
Материальным поток - грузы, детали, товарно – материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение операций на пути движения грузов через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:
♦ увидеть процесс движения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
♦ проектировать процесс товародвижения с учетом потребностей рынка.
Размерность материального потока - дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).
Виды материальных потоков и логистические операции
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:
1) По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Внутренний образуется в результате осуществления операций с грузом внутри системы.
Входной материальный поток поступает в систему из внешней среды. Выходной поступает из системы во внешнюю среду.
2) По натурально – вещественному составу материальные потоки разделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортиментный состав потока влияет на работу с ним.
3) По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автомашин, караван судов).
Мелкие потоки образуют количества грузов требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
4) По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, масса одного места превышает 0,5 - 1 т.
Легковесные потоки - грузы, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3.
5) По степени совместимости образующих, поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
6) По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно – штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары, Их главное свойство – сыпучесть, перевозятся в специализированных транспортных средствах.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песо) перевозятся без тары, могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Обладают сыпучестью.
Тарно – штучные грузы имеют различные свойства, удельный вес, объем. Это грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары.
Наливные грузы перевозятся наливом в цистернах. Перегрузка, хранение их выполняются с помощью специальных технических средств.
Билет 9 Характеристика информационных потоков
Информационные потоки – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистическими системами, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационные потоки, как и любые другие, имеют начало (источник возникновения), конец (приемник), траекторию движения. Информационные потоки бывают всегда заданной длины, обладают определенной скоростью движения (передачи) и интенсивностью, время их движения конечно. Деление на входные и выходные, непрерывные и дискретные, детерминированные и стохастичные, периодические и непериодические, ритмичные и неритмичные, простые и сложные, управляемые и неуправляемые также справедливо для них. Что же отличает тогда информационные потоки от других видов потоков?
1) Информационные потоки не имеют промежуточных точек движения. Например, факсимильное сообщение с содержащейся в нем информацией об отправленном товаре никогда не посылается третьему лицу с тем, чтобы он передал его адресату. Это просто не в традициях делового мира.
2) Издержки, связанные с обслуживанием прохождения информационных потоков, сравнительно небольшие. В самом деле, доставка 1 тонны угля из Воркуты в Санкт-Петербург обойдется в десятки тысяч раз дороже, чем сопутствующая передача информации по электронной почте.
3) Скорость движения информационных потоков (в виде электронных документов) может достигать очень высоких величин, сравнимых со скоростью света. Кроме того, информацию можно принимать и получать в почти неограниченных порциях.
4) Информационный поток в своем движении часто связан с материальным потоком. При этом он движется в одном с ним направлении или же навстречу ему. Возможны три варианта: а) информационный поток опережает материальный поток, б) информационный поток движется вместе с материальным потоком, в) информация запаздывает. Путь информационного потока, однако же, может и не совпадать с путем материального. Непрерывное сопровождение материальных потоков информационными потоками позволяет со стороны органа управления своевременно, в случае необходимости, генерировать управляющие воздействия.
5) Телекоммуникационные информационные системы, предназначенные для передачи информации по логистической цепи, помимо общих требований к любым системам (устойчивость, безошибочность, надежность, экономичность), должны удовлетворять таким специфическим условиям, как полнота, многосторонность, своевременность передаваемых сведений, возможность прямого доступа потребителей.
Билет 10 характеристика финансовых потоков
Рассмотрим основные характеристики финансового потока. К ним относятся объем, стоимость, время и направление. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей предприятия и его места в логистической системе. Объем потока указывается в его документарном, электронном или каком-либо другом сопровождении в денежных единицах. Стоимость потока определяют затратами на его организацию, а время характеризует его доступность. Как время, так и направление финансового потока определяют по отношению к организующему его предприятию. Различают входящие и исходящие потоки. Например, предоплата — входящий поток, а оплата поставок — исходящий поток.
Характеристики финансовых потоков
Характеристики финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. По всем движениям денежных средств от предприятия в направлении других участников логистического процесса (к потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми и таможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков) рассчитывают время и объем поступлений и вложений, стоимость кредитных средств, определяют направления результирующих потоков, другие необходимые для управления потоками характеристики.
Понятие результирующего финансового потока связано уже не с одним, а с несколькими потоками. Здесь следует ввести понятие финансовая операция — совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации — финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.
Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько эффективны воздействия на потоки. Можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходят неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока, которая характеризует интенсивность деятельности и определяется объемом результирующего потока в единицу времени. При организации закупок, можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (выходящий финансовый поток).
Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов в ЛС.
Билет 11 запасы и их виды
Материальные запасы – это сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Основная часть запасов на предприятии представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки. Запасы на предприятии образуются по двум основным причинам: несоответствие объемов поставки объемам разового потребления и разрыв во времени между моментом поступления материала и его потребления.
Поставка сырья материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему видов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и других ресурсов. Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасов. Это – сезонные колебания цен; нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока); возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока) и др.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: производственные и товарные запасы.
Производственные запасы формируются в организациях-потребителях и предназначены обеспечить бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы представляют собой запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные.
Текущие запасы необходимы предприятию для обеспечения бесперебойной работы в интервале между двумя поставками и обеспечения возможности производства продукции партиями оптимального размера. Эта часть запаса образуется в условиях равномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов поставки и разового потребления, а также задержек, связанных с движением материалов.
Подготовительные запасы выделяются из производственных для обеспечения бесперебойной работы в период, необходимый для подготовки материалов к использованию и доставки их на рабочие места.
Гарантированные (страховые) запасы необходимы для обеспечения работы предприятия на случай возможных перебоев в процессе снабжения или колебаний в объеме производства. С помощью этих запасов компенсируются отклонения фактического спроса от прогнозируемого, отклонения фактического объема выпускаемой продукции от запланированного и отклонения фактических сроков исполнения различных операций от плановых.
Сезонные запасы обусловлены сезонными колебаниями в объеме производства или потребления. Этот запас предназначен для удовлетворения прогнозируемого (сезонного) увеличения спроса, а также некоторой разгрузки предприятия на период отпусков.
Билет 12 Билет 13 Сравнительная характеристика систем с фиксированным размером заказа и фиксированной периодичностью заказа
Система управления запасами – комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации контроля, планирования поставок.
Системы управления запасов:
· Система с фиксированным размером заказа
· Система с фиксированной периодичностью заказа
· Система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной периодичностью заказа
· Система с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа
Сравнительная характеристика систем с фиксированным размером заказа и фиксированной периодичностью заказа
Название системы | Характеристика | Преимущества и недостатки | Случаи применения |
Система с фиксированным размером заказа | Подразумевает поступление материалов равными, заранее определенными партиями через разные промежутки времени | + Материалы поступают равными партиями, что снижает затраты по доставке и созданию запасов - Требуется систематический контроль, высокая стоимость хранения, высокий уровень ущерба, непредсказуемый характер спроса | Используется для дорогостоящих материалов и товаров; если товары составляют небольшую долю продукции, выпускаемой поставщиком; если есть регулярная поверка запасов; если физическая наличие товара легко поддается учету |
Система с фиксированной периодичностью заказа | Подразумевает поступление материала разными партиями через одинаковые промежутки времени | + Простота, регулирование запасов осуществляется один раз между периодами запасов - Необходимо сделать заказ даже на незначительное количество ресурсов, опасность возникновения дефицита | Используется для малостоящих товаров; когда затраты на хранение низкие; когда издержки незначительны, если закончился запас; когда заказывается материал один из многих у одного поставщика; когда скидки существенно определяют размер партии заказываемого товара; при относительно постоянном уровне спроса |
Системы контроля состояния запасов: оперативное управление, равномерная поставка, с одним уровнем
Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запасов с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
применяются различные методы контроля, которые классифицируются по следующим признакам:
♦ порядок проверки: периодическая или непрерывная;
♦ пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
♦ величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
Контроль состояния запасов и формирование заказа выполняется следующим образом:
1. Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается решение: "заказывать" или "не заказывать", если заказывать, то какое количество единиц товара.
2. Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается одинаковое количество единиц товара (рис. 87).
3. Система пополнения запаса до максимального уровня через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой равен разности максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа (рис. 88).
13. Системы контроля состояния запасов: с фиксированным размером заказа, с двумя уровнями
4. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса. Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается если товарный запас в момент проверки меньше или равен установленному пороговому уровню запасов. В противном случае принимается решение "не заказывать" (рис. 89).
5. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса. В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема (рис. 90).
6. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса. Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он меньше минимального или равен ему, принимается решение заказывать партию, равную разности максимального и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический запас больше минимального, принимается решение "не заказывать" (рис. 91).
7. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса. Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа (рис. 92).
Билет 14 Классификация логистики
По Функциональному критерию | По ресурсному критерию | По сфере приложения предпринимательской деятельности |
· Закупочная логистика (снабжения) · Внутрипроизводственная · распределительная | · материальная логистика (транспортно-складская) · информационная · финансовая · сервисная · кадровая и т.д. | · производственная логистика · коммерческая · логистика финансов (банковская, фондовая и т.д.) |
+риверсивная логистика – возвратная – включает в себя обратные потоки.
Билет 15 Логистическая система и ее основные категории
1. Логистическая система и ее основные категории (понятия)
Логистическая система – это упорядоченная структура, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.
Качества логистической системы;
· Саморегулирование – ответ системы на изменения среды определенной реакцией своих подсистем по жестко заданной программе
· Самоорганизация – возможность изменения в случае необходимости своей внутренней структуры
· Самообучение – способность изменять программу регулирования и способы действия своих составляющих
· Самосовершенствование – способность перестраивать свою структуру не только в пределах располагаемого набора элементов, но и путем расширения этого набора за счет внешней среды
Свойства логистической системы
· Способность взаимодействовать с окружающей средой
· Наличие органа управления
· Управляемость системы
· Вариантность поведения
· Целенаправленное поведение системы
· Наличие информационных коммуникаций
· Наличие контуров обратных связей в каналах информации
Цель логистической системы – выполнение 7 правил логистики (7R).
Логистическая цепь – линейно-упорядоченное множество физических и/или юр лиц, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя. В состав цепи входят: поставщики ресурсов, распределительные центры, терминалы, склады, посредники..
|
Звенья логистической цепи – отдельные подсистемы, связанные между собой определенной последовательностью исполняемых ими функций.
Логистический канал – частично упорядоченное множество физ и юр лиц, участвующих в товародвижении.
Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию цели логистической системы.
Логистическая операция – обособленная и неподлежащая дальнейшей декомпозиции совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока. Примеры – складирование, транспортировка, погрузка, разгрузка, маркировка, упаковка и проч.
Билет 16 Виды логистических систем:
По масштабу сферы деятельности:
1. МИКРОлогистические системы – охватывают сферу деятельности отдельного предприятия, строятся с позиции четких целей фирмы и оптимизации основных оперативных процессов и обеспечивают решение в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем.
2. МЕЗОлогистические системы – логистические системы среднего звена в экономике. Сюда входят: корпорации; кластеры – взаимосвязь промышленных, финансовых, научных и др предприятий на одной территории; логистика города.
3. МАКРОлогистические системы – система экономики региона, иногда страны.
4. МЕГАлогистические системы – действуют в пределах группы стран, например, ЕС, США-Канада-Мексика.
В зависимости от вида логистических цепей:
· С прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредника, на основе прямых хоз связей.
· Гибкими связями – система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника.
· Эшелонированными связями (каскадными) – многоуровневая система, материальный поток в которой на пути от производителя к потребителю проходит по меньшей мере через одного посредника.
Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.
Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.
Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.
Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.
Билет 17 Принципы построения логистических систем:
1. Все технологические операции, как по производству, так и по его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы.
2. В каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо.
3. В фирме должны быть в наличие как необходимые и достаточные информационные обеспечения, так и опыт его квалифицированного использования.
4. Главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимальной выработки.
5. Работу подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату: рост получаемой прибыли.
Билет 18 билет 19 Тема: Логистические показатели и издержки
Группы показателей/Функции | Закупка, снабжение | Движение материального потока и транспортировка | Складирование и комиссионирование | Планирование и управление производством | распределение | |
а | б | в | г | Д | ||
Структурные и рамочные показатели | А1 | Б1 | В1 | Г1 | Д1 | |
Показатели производительности | А2 | Б2 | В2 | Г2 | Д2 | |
Показатели экономичности | А3 | Б3 | В3 | Г3 | Д3 | |
Качественные показатели | А4 | Б4 | В4 | Г4 | Д4 |
А1 – общее количество поставщиков
А2 – показатель производительности – количество выполненных приемок и отправок закупаемой продукции в целовеко-часах, время приема единицы продукции, коэффициент загрузки устройств погрузки-выгрузки
А3 – показатели экономичности – затраты на прием единицы поступающей продукции, доля затрат на поставку продукции в % от общей стоимости процесса снабжения
А4 – время прослеживания покупаемых ресурсов, количество поставок, имеющих какие-либо отклонения, время поставок
Движение материального потока и транспортировки:
Б1 – объемы транспортных перевозок, количество ремонта собственного транспорта, степень механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
Б2 –
Б3 – транспортные затраты на выполнение одного условного заказа, затраты натонна/км, затраты на эусплуатацию внутрицехового транспорта
Б4 – точность выполнения транспортных операций по срокам, частота аварий, количество повреждений продукции в процессе транспортировки
Показатели, характеризующие складирование и комиссионирование (комплектация):
В1 – количество видов номенклатуры готовой продукции, имеющейся на складах и объемы их хранения; объемы складских помещений, количество работников в складском хозяйстве, складские затраты
В2 – коэффициент использования складских помещений, коэффициент загрузки складского оборудования, объем складских работ
В3 – показатели экономичности – затраты на содержание складских помещений, затраты на содержание продукции на складе, затраты на обработку одного условного заказа
В4 – точность выполнения заказов по срокам, уровень складского сервиса обслуживания, складские потери
Планирование и управление производством
Г1 – перечень ресурсов, которые должны быть в наличии, количество работников по каждой плановой производственной функции, перечень всей документации, затраты на производственное планирование и управление
Г2 – средние объемы работ в поступающем заказе на одного работника, время выполнения одного условного заказа,
Г3 –затраты на управление,
Г4 – стоимость запасов готовой продукции, количество невыполненных заказов, прибыль от выполнения срочных заказов, неликвидные запасы
Показатели, характеризующие распределение:
Д1 – количество потребителей, средний доход с одного потребителя, количество ступеней сбытовой сети и их удаленность друг от друга, количество работников в сфере сбыта
Д2 – производительность выполнения заказов – среднее количество сбытовых процессов на одного работника
Д3 – затраты на выполнение заказов, частота выполнения заказов, затраты на сбыт одного среднего заказа, и показатели качества – время поставок, готовность поставок, количество и объемы невыполненных поставок.
Билет 19 Логистические издержки
Логистические издержки – затраты, обусловленные выполнением логистических функций и операций.
Классификация:
1. в зависимости от процессов:
· Затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением и поставкой товарно-материальных ценностей
· Затраты на формирование и хранение запасов
· Затраты на транспортировку
· Прочие – затраты, связанные с отказами системы
2. в зависимости от вида потока
· Трансформационные (на преобразование) – имеют производительный характер, приводят к увеличению стоимости товара и возмещаются за счет новой стоимости
· Трансакционные (затраты на взаимодействие) – любые виды расходов, сопровождающиеся взаимодействием экономических агентов – издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения количества и качества товаров, вступающих в обмен, издержки от оппортунистического поведения (недобросовестное поведение, нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру).
3. по способу отнесения на отдельные логистические операции
· Прямые – расходы, обусловленные выполнением логистических операций, которые могут быть отнесены на основании первичных документов на ту или иную продукцию или конкретный заказ
· Косвенные – невозможно напрямую отнести к конкретной операции, поэтому их просто пропорционально распределяют между группами заказов
4. по степени зависимости расходов предприятия от объемов деятельности
· Постоянные
· Переменные
5. по отражению в документации
· Явные
· Неявные
6. по периодичности
· Текущие
· Единовременные
· Затраты за определенные период времени
Билет 20 Процесс организации закупок в коммерческой логистике