Логистические каналы распределения, их виды и основные характеристики
Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производитедя к потребителю, совокупность организаций или отдельных лиц, принимающих на себя право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения (логистический канал) может включать множество различных участников. Они образуют логистическую цепь, линейно упорядоченное множество единиц логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена к другому.
К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники.
Производитель может ликвидировать или заменять организации в системе канала, но не вправе упразднять функции канала распределения. Когда один из участников канала выбывает, его функции передаются либо уже существующим, либо вновь созданным участникам канала. Производитель может не прибегать к услугам посредников, но в этом случае их функции переходят к нему.
Посредник - это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной стороны, и потребителями - с другой. Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потребителям.
Существующие каналы распределения предполагают использование трех основных методов сбыта:
• прямого, при котором производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;
• косвенного, когда организация для сбыта своих товаров прибегает к услугам различного рода независимых посредников;
• комбинированного, при котором в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как производителя, так и другой независимой компании.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.
Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю, Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, то они тоже входят в состав любого канала.
При выборе канала распределения определяются его параметры - длина (протяженность) и ширина.
Под длиной канала подразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по движению товара от производителя к потребителю.
Горизонтальные каналы образуются независимыми друг от друга производителем и посредниками. Вертикальные каналы распределения состоят из звеньев, между которыми устанавливаются те или иные взаимосвязи. Нередко один из участников канала распределения является собственником остальных. В этом случае среди участников процесса распределения завязываются иерархические отношения соподчинения, весь канал начинает функционировать как единое целое. Вертикальные каналы исключают дублирование его участниками исполняемых функций и облегчают контроль.