Глава 12. транспортная логистика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ.Важную роль в логистическом процессе управления коммерческой организацией транспортная логистика, обслуживающая движение материальных потоков от производителей до потребителей продукции (товаров).

Как отмечает проф. В.И. Сергеев, транспортировка – одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п[34].

Транспортную логистику можно определить как совокупность логистических операций по организации и управлению транспортными средствами, перемещением грузов и дополнительными операциями (упаковка и маркировка, страхование груза и пр.).

Рассмотрим основные функции транспортной логистики – перемещение (транспортировка) грузов и их хранение.

Перемещение грузов представляет изменение их местонахождения пр соблюдении принципа экономичности (снижение стоимостных и временных затрат). На эффективность перемещения грузов влияют различные факторы, в том числе стоимость горюче-смазочных материалов, дальность перевозок, состояния автодорог, транспортные тарифы и т.д.

К задачам транспортировки грузов относят своевременную доставку и минимизацию потерь и порчи продукции (товаров).

Хранение грузов осуществляется с целью избежания повторных операций перегрузки и выгрузки продукции (расходы на данные операции превышают потери от простоя загруженных автомашин или иных транспортных средств), недостаточности складских помещений и необходимости изменения маршрутов следования грузов.

Выделяют основные измерители материального потока в транспортной логистике:

Ø Транспортная масса (объем перевозимых грузов;

Ø Транспортные источники (пункты и районы, в которых формируются транспортные потоки);

Ø Транспортные стоки (пункты, в которых заканчивается движение материальных потоков);

Ø Транспортный путь – расстояние между транспортным источником и стоком;

Ø Транспортное время (время, необходимое для перевозок).

Основным принципом транспортной логистики является оптимизация (сокращение) расходов на перевозку грузов. Оптимизация достигается за счет выбора удобных маршрутов перевозки, объема грузов, экономичных транспортных средств и снижения тарифов на доставку.

Минимизация расходов за счет дальности маршрута обусловлена выбором логистических способов: перевозка грузов или его хранения. Например, перевозка одного груза на 800 км будет дешевле перевозки двух грузов на 400 км. Дело в том, что по мере увеличения дальности расстояния удельные издержки на единицу пути сокращаются.

Минимизация расходов за счет масштабов груза обусловлена тем же эффектом, что и за счет дальности расстояния. Чем больше объем груза, тем меньше удельные издержки на единицу продукции. Отсюда следует вывод, что выгоднее осуществлять перевозку транспортными средствами большей емкости (ж/д транспортом, водным транспортом).

Не менее важна сохранность грузов при его перемещении от поставщиков (посредников) к покупателям.

Проф. Еськин Б.С. пишет, что современными направлениями развития транспортного обслуживания являются: расширение услуг, выбор оптимального маршрута доставки, контроль выполнения заказов, контроль за запасами, анализ грузопотоков, компьютерное ведение документации, обмен данными между участниками процесса перевозки, контроль за грузами и т.д.[35]

Транспортная логистика в нашей стране развивается параллельно со складской логистикой, при этом активную роль играют западные компании. Все большее значение стали иметь информационные технологии, в том числе интернет-технологии, в управлении транспортными потоками. При отправке груза информационный поток в виде сопроводительной документации (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и пр.) в электронном виде передается по каналам связи от поставщика к покупателю или между звеньями цепи поставок. Для этого используются как локальные программные продукты, так и международные программы, реализованные в мировой сети Интернета (см. параграф Современные логистические интернет-технологии главы Информационная логистика).

Транспортная логистика должна быть тесно увязана с сервисной логистикой, поскольку от качества сервисных услуг зависит предпочтения клиентов, выбирающих те или иные транспортные компании. Поэтому необходима регулярная модернизация транспортного парка, реклама транспортных услуг посредством использования фирменной одежды и аксессуаров.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ.В транспортной логистике определенное значение имеет классификация транспорта и грузов. От правильности выбора видов транспорта, способов транспортировки, грузовых устройств зависит себестоимость перевозок, и, в конечном итоге, рентабельность этого элемента логистической системы управления.

Транспортировка грузов осуществляется 5 видами транспорта: железнодорожным, водным (морским и речным), автомобильным, воздушным и трубопроводным.

В табл. приведена сравнительная характеристика названных видов транспорта в разрезе показателей.

Таблица 3.Сравнительная характеристика видов транспорта

Показатель Виды транспорта
Железнодорожный Водный Автомобильный Воздушный Трубопроводый
Пропускная способность   Высокая Неограниченная   Невысокая   Малая   Ограниченная
Себестоимость перевозок Низкая Низкая Средняя Высокая Высокая/низкая
Скорость перевозок   Высокая   Низкая   Высокая Очень высокая   Очень высокая
Регулярность перевозок   Стабильная Иногда ограниченная Контролируемая Лимитируется погодой Неограниченная
Дальность перевозок Внутри-континентальная Меж- континентальная   Небольшая Не ограниченная Внутри- континентальная
Объем перевозок   Большой   Большой   Небольшой   Небольшой   Большой
Необходимость в специальной сети дорог   Требуется   Не требуется   Требуется   Не требуется   Требуется
Необходимость в специальных терминалах   Требуются терминалы на станции Требуется портовое хозяйство/пристани   Не требуются   Требуются аэропорты   Требуются насосные станции
             

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Железнодородный транспорт является одни из наиболее развитых видов транспорта и обеспечивает экономичную доставку грузов. Вплоть до 70-90-х годов прошлого века, когда наступила эра автомобилизации, этот вид транспорта был очень популярен.

В себестоимости железнодорожных перевозок существенную долю занимают постоянные затраты на покупку и ремонт подвижного состава, рельсовых путей, сортировочных станций и депо. Основную часть грузооборота составляют перевозки минерального сырья (угля, руды, нефти и пр.) от источников добычи, расположенных далеко от воздушного или водного транспорта. Дальность перевозок определяют величину себестоимости: чем дальше расстояние транспортировки грузов, тем ниже постоянные затраты.

В железнодорожном транспорте используется специализация, связанная со спецификой перевозимого груза. В частности, автомашины перевозятся на трехъярусных платформах. Применяются составы специального назначения, перевозящие нефть. Такие составы быстрее и экономичнее обычных поездов, так как для перевозки этих грузов не требуются сортировочные станции. Использование двух и трехъярусных вагонов увеличивает грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.

Водный транспорт подразделяется на глубоководный (океанский, морской) и внутренний (речной). Основным преимуществом водного транспорта является способность перевозить очень крупные грузы. При этои используют два вида судов: глубоководные и дизельные баржи. Применение судов первого вида затруднено их параметрами, поскольку обычные порты и акватории не предназначены для приема таких судов. Недостатки водного транспорта выражены в низкой скорости перемещения грузов и ограниченных функциональных возможностей.

Западные логистики видят перспективу развития водного транспорта в возможности использования судов в качестве передвижных складов.

В последние десятилетия активно развивается автомобильный транспорт, учитывая его высокую скорость перемещения и гибкость доставки. Развитие сети автодорог привело к росту популярности данного вида транспорта. Вместе с тем, в себестоимости автоперевозок велика доля переменных затрат (зарплата водителей, затраты на ГСМ, ремонт, запчасти), что делает его выгодным при перевозке небольших партий груза на сравнительно небольшие расстояния. С ростом цен на нефть и газ, техническое обслуживание автоперевозки будут более затратными.

Это интересно!

В качестве альтернативы зарубежные автоконцерны видят использование электромобилей. Однако неразвитость технического обслуживания электромобилей и технические проблемы (небольшой временной запас работы аккумуляторов, сложности эксплуатации в зимнее время и пр.) тормозят широкое распространение этого типа автомобилей. Следует отметить, что ведущие западные страны, в том числи Франция и Нидерланды, активно развивают техническую сеть обслуживания электромобилей. Так, в Париже введено в эксплуатацию более 100 зарядных станций. Водитель, приезжая к месту свой работы, паркует электромобиль и подключает его к розетке, находящейся на внешней стороне стены здания. Вечером он отключает зарядку электромобиля, который за день полностью заряжается. Длительность работы аккумуляторной работы хватает на 150 км. В настоящее время рост покупок электромобилей сдерживается высокой стоимостью. Вместе с тем, концерны Дженерал Моторс (электромобили Шевроле), Рено ведут активные работы по повышению длительности работы аккумуляторной батареи электромобиля, а компания Ауди решает проблему эксплуатации батарей в зимних условиях. На наш взгляд, перспективы у электромобилей колоссальные: в условиях постоянного удорожания автомашин, затрат на их техническое обслуживание и затрат на ГСМ электромобили представляются отличной альтернативой традиционному автотранспорту. Полагаем, что через 10-15 лет доля электромобилей на авторынках Европы и Японии существенно вырастет.

Не менее востребован и воздушный транспорт, в том числе грузовая авиация. Основное преимущество воздушного транспорта – высокая скорость доставки. Вместе с тем, ограниченные доступность, грузоподъемность и вместимость самолетов, иной воздушной техники (вертолеты и пр.) сужают возможности широкого применения воздушного транспорта.

В структуре себестоимости авиаперевозок постоянные издержки занимают (расходы на приобретение техники, специального оборудования, контейнеров) меньше переменных издержек (расходы на ГСМ, заработную плату, техническое обслуживание самолетов).

Система функционирования воздушного транспорта, включая аэропорты, техническое оборудование, самолеты и вертолеты, информационную поддержку, является отдельной логистической цепочкой, и связана только с автомобильным транспортом. В основном воздушный транспорт используется для перевозки дорогих или скоропортящихся товаров, товаров, продаваемых по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт обслуживают добывающие отрасли экономики (добыча и переработка нефтепродуктов, газа, руды и пр.). Это уникальный вид транспорта, поскольку он работает круглосуточно с техническими перерывами на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Логисты подчеркивают, что трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и низким уровнем переменных издержек. Постоянные издержки велики по причинам расходования средств на прокладку трубопроводов, содержание полосы отчуждения, строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Небольшие расходы на заработную плату, рекламу и иные переменные издержки определяют незначительный удельный вес таких издержек в себестоимости продукции.

Это интересно!Как известно, в России эксплуатируются три трубопровода, посредством которых поставляются нефтепродукты и газ в европейские и некоторые азиатские страны. В планах руководства страны строительство четвертого трубопровода. Доходы от продажи нефти и газа составляют существенную долю российского бюджета, что дает основания ряду экономистов утверждать о «зависимости России от нефтяной иглы». Такого же мнения придерживаются западные экономисты и политики.

В то же время в нашей стране остается слабо развитой сеть автомобильных дорог. До сих пор нет сквозных магистралей, соединяющих центральную часть России с Сибирью и Уралом. Качество дорог в большинстве регионов страны (мы не принимаем в расчет крупные города и федеральные трассы, где качество более-менее удовлетворяет мировым стандартам) остается достаточно низким. Есть проблемы и в железнодорожном транспорте, связанные с закрытие низкорентабельных железных дорог в ряде поселков городского типа, а также вблизи разорившихся системообразующих предприятий. Это типичный пример системной ошибки в макрологистике: развитие одного вида транспортного сообщения в ущерб другим, более перспективным, видам.

В настоящее время правительство страны осуществляет строительство автодорог, однако низкие темпы (порядка 100 км в год) и низкое качество дорог (нарушения технологии строительства, экономия материалов, низкоквалифицированный персонал и пр.). Ввод платных дорог, призванных облегчить перемещение автолюбителей и профессиональных водителей, пока незначителен. К тому же при планировании платных дорог допускаются серьезные просчеты и ошибки. В качестве примера приведем платную трассу Москва-Дон (М4). Во-первых, качество платной трассы практически ничем не отличается от бесплатной трассы-дублера (Каширское шоссе). Во-вторых, пункты контроля оплаты проезда располагаются рядом с населенными пунктами, что создает заторы. Разумным было бы построить их вне населенных пунктов, например, в районе поля или леса, как это сделано в той же Франции или Австрии. Удивляет и заявление министра транспорта о том, что платные дороги станут безальтернативными. Полагаем, что выбор у автовладельцев должен быть всегда, к тому же свобода перемещения граждан закреплена в Конституции РФ.

Возвращаясь к проблеме развития видов транспортного сообщения, отметим насущную необходимость значительных инвестиций в автодороги и железные дороги, развитие воздушного транспорта. Конечной целью логистических преобразований в сфере транспорта должна быть единая логистическая сеть перевозок, которая формируется в странах Евросоюза.

В учебной литературе приводятся эксплуатационные характеристики различных видов транспорта, в том числе водных судов, железнодорожных составов, автомобильного транспорта. К таким показателям относятся грузоподъемность и грузовместимость, техническая норма загрузки, динамическая устойчивость, экономичность.

Например, рассмотрим эксплуатационные характеристики автомашин как одного из наиболее популярных видов транспорта.

Технико-эксплуатационные показатели использования автомашин разделим на две группы.

К первой группе относят показатели степени использования автомашин:

Ø Коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;

Ø Коэффициенты использования грузоподъемности и пробега;

Ø Среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;

Ø Время простоя под погрузкой – разгрузкой;

Ø Время в наряде;

Ø Техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы автомашин:

Ø Число ездок;

Ø Общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

Ø Объем перевозки и транспортная работа.

Все эти показатели определяются расчетным путем. Так, коэффициент технической готовности парка автомобилей за день определяют по формуле:

Ктг = глава 12. транспортная логистика - student2.ru , где:

Агэ – число автомобилей, готовых к эксплуатации;

Ас – списочное число автомобилей.

Коэффициент использования автомашин за один рабочий день:

Киа = глава 12. транспортная логистика - student2.ru , где:

Аэк – число автомобилей в эксплуатации.

Среднее расстояние перевозки:

Sср = глава 12. транспортная логистика - student2.ru , где:

Ер – транспортная работа, км;

Q – объем перевозок (тонны).

В целях анализа грузоперевозок, выбора видов транспорта необходима классификация перевозимых грузов.

Классификация перевозимых грузов практически полностью совпадает с классификацией материальных потоков.

Здесь мы рассмотрим классификацию автомобильных перевозок, в которой выделены следующие признаки:

1) По отраслям: промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие перевозки;

2) Территориальный признак: городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные, международные;

3) По способу централизации: централизованные и децентрализованные;

4) По временному признаку: постоянные, сезонные и временные.

Более подробно классификация перевозимых грузов рассмотрена в учебнике А.А. Канке, И.П. Кошевая. Логистика. – М., ИНФРА-М, 2011 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ.В коммерческих организациях организация и управлением транспортом (транспортной логистикой) включает ряд этапов:

1. Выбор вида транспорта и определение мест и способов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой транспорт.

2. Выбор типа перевозчика или организация собственной службы доставки.

3. Решения задачи выбора перевозчика или определение рациональных маршрутов (маршрутизация движения видов транспорта).

4. Управление и контроль движения транспорта в логистической цепи «производитель (продавец) – оптовая организация (покупатель».

Итак, рассмотрим содержание логистических операций каждого этапа организации транспортной логистики.

Выбор вида транспорта, как правило, определяется степенью развитости автодорог, наличия железнодорожного, водного или воздушного сообщения. Кроме того, влияет наличие центров консолидации и распределения продукции (работ, услуг), количество и расположение потребителей и иные факторы.

При выборе вида транспорта следует учитывать свойства и объем перевозимых грузов, свойства транспорта (грузоподъемность и грузовместимость), ценовую политику транспортных компаний.

Логисты отмечают, что под влиянием логистических концепций «Точно в срок» и Canban пользователи транспортных услуг отдают предпочтение соблюдению такого параметра доставки, как соблюдение временных графиков.

Для транспортировки можно применять несколько видов транспорта. В этом случае возникает проблема их смены, эффективное решение которой требует унификации транспортного оборудования и транспортных единиц (например, контейнер), что позволяет сглаживать процесс перемещения груза с одного транспортного средства на другое.

Сейчас решающую роль в вопросе выбора вида транспорта играет тарифная политика, применяемая различными транспортными организациями.

На железнодорожном транспорте тарифы делят на общие (основная масса грузов), исключительные, льготные и местные (в пределах данной дороги). Размеры оплаты за доставку груза зависит от вида и масштаба отправки, типа вагона, скорости и расстояния перевозки.

Тарифы на перевозку автотранспортом классифицируются по видам: сдельные, повременные, за перегон подвижного состава, договорные. Последний вид тарифов наиболее часто используется российскими транспортными организациями. Размер тарифов зависит от расстояния перевозки, объема и массы груза, грузоподъемности и типа используемого автомобиля, его времени использования, особенностей местности, в которой будет происходить перевозка.

На втором этапе решается вопрос о выборе транспортной организации (перевозчика) или формировании собственной службы доставки. При этом логистические операции по транспортировке (погрузка-разгрузка, комплектование и пр.) могут выполняться разными звеньями логистической цепи (компания-производитель, посредническая организация покупатель), что зависит от условий договора купли-продажи. Логистик, при выборе одного из двух вариантов, должен рассчитать сумму затрат на перевозку сторонней организацией или собственной службой доставки, а также сравнить уровень качества перевозок.

Исследования показали, что при использовании услуг транспортных компаний коэффициенты грузоподъемности и использования автотранспорта во времени возрастают в среднем в 2-3 раза. В результате экономическую выгоду получают транспортные организации, и организация-покупатель (сокращение логистических расходов). Вместе с тем, основной причиной недоверия покупателей к транспортным компаниям остается опасность потери контроля над перемещением груза. Инструментами решения этой проблемы являются страхование грузов и развитие долгосрочных отношений с транспортными компаниями.

Третий этап может иметь место, если компания-покупатель продукции (грузополучатель) приняла решение обратиться к транспортной организации.

Практикой выработаны критерии выбора транспортной организации:

Ø надежность соблюдения сроков поставки;

Ø тарифы на транспортировку;

Ø время доставки;

Ø гибкость тарифной политики;

Ø дополнительные услуги;

Ø обеспечение сохранности товаров;

Ø гибкость маршрутов;

Ø уровень информатизации контроля всего процесса транспортировки и др.

Далее, выбирается тип маршрута: маятниковый или кольцевой маршрут.

Маятниковый маршрут - это такой маршрут, когда пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:

Ø с обратным холостым пробегом;

Ø с обратным частично груженным пробегом;

Ø с обратным полностью груженным пробегом.

Кольцевой маршрут- это пробег автомобиля по замкнутому кругу, на котором располагаются несколько последовательно объезжаемых объектов. После завершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в исходный пункт.

Различают следующие виды кольцевых маршрутов:

Ø развозочный, когда продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;

Ø сборный, когда продукция от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;

Ø сборно-развозочный, когда продукция забирается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.

В настоящее время применяется компьютерно-программное обеспечение для составления графиков перевозок и определения маршрутов. Это позволяет компаниям сократить транспортные расходы на 10-15 %. Учитывая тот факт, что транспортные расходы занимают немалый удельный вес в себестоимости продукции (работ, услуг), в будущем возрастет значение компьютеризации процессе транспортировки грузов.

Четвертый этап увязывает процессы организации и осуществления перевозок с их контролем. Контроль над транспортировкой грузов осуществляется посредством движения информационных потоков о грузах. Выше мы писали, что в Европе применяются глобальные сайты, на которых происходит обмен информацией об объемах поставок, временных и географических параметрах в режиме реального времени (см. главу Информационная логистика).

Информация о перевозимых грузах обычно представлена в документальной или электронной формах. Поэтому необходимо правильно организовать документооборот исвоевременное документирование операций транспортировки грузов. Состав и количество первичных документов на перевозимые грузы зависят от вида транспорта (морской, железнодорожный, воздушный). Например, при перевозке автотранспортом используются товарно-транспортные накладные, накладные, счета-фактуры, путевые листы, типовые договора о поставке продукции (товаров).

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность транспортной логистики.

2. Перечислите основные задачи транспортной логистики.

3. Назовите измерители материального потока в транспортной логистике.

4. Назовите и охарактеризуйте виды транспорта.

5. Какие факторы влияют на выбор вида транспорта ?

6. Назовите направления минимизации расходов на перевозки.

7. Перечислите и раскройте технико-экономические показатели использования автомашин.

8. Раскройте этапы организации транспортной логистики.

9. Какова роль документации в транспортной логистике ?

10. Обоснуйте необходимость оптимизации транспортной логистики посредством решения транспортной задачи.

Наши рекомендации