Методы многомерного сравнительного анализа. Расчет рейтинговой оценки
Исходной информацией для такого анализа служит матрица, элементами которой являются различные показатели по ряду предприятий.
i|j | Выручка | Рентабельность | Производительность Труда | прибыль | |
АО №1 | x11 | x12 | … | x1n | |
АО №2 | … | … | … | ||
АО №3 | … | … | … | ||
… | … | … | … | ||
АО №i | xm1 | xm2 | … | xmn |
i = 1 è m
j = 1 è n
Эти показатели включают: показатели-стимуляторы и дестимуляторы.
Показатели-стимуляторы – показатели, улучшение которых свидетельствует о повышении эффективности производства.
Показатели-дестимуляторы – их рост ухудшает общее состояние организации.
Рейтинг – позиция, которую занимает объект среди подобных.
Методы:
– Метод суммирования: для каждого подразделения рассчитывается сумма значений показателей, наилучшее подразделение определяется по максимальной сумме для показателей стимуляторов, по минимальной сумме – для показателей дестимуляторов.
– Метод суммы мест: значения показателей упорядочиваются по убыванию (для показателей-стимуляторов) и по возрастанию (для показателей-дестимуляторов).
Критерием оценки является минимальная сумма мест:
Пример:
Сеть компьютерных супермаркетов «Мир» содержит несколько магазинов в разных районах города.
Показатели | Мир 1 | Мир 2 | Мир 3 | Мир 4 | Мир 5 | Мир 6 |
Рентабельность продаж, % | ||||||
Продолжительность оборота, дни | 10,4 | 8,3 | 8,8 | 7,4 | 6,1 | 6,8 |
Выручка, тыс. р. |
Места в рейтинге:
Показатели | Мир 1 | Мир 2 | Мир 3 | Мир 4 | Мир 5 | Мир 6 | Эталон |
Рентабельность продаж, % | 37 | ||||||
Продолжительность оборота, дни | 6,1 | ||||||
Выручка, тыс. р. | 204 | ||||||
Сумма мест | (Лидер!) |
– Метод суммы баллов: при построении бальных оценок, кроме исходных о значении показателей задается шкала для оценки каждого показателя. Шкала может быть непрерывной и дискретной.
Дискретная шкала задает определенное число уровней оценок (в этом случае выбираются целочисленные балльные оценки). В случае непрерывной шкалы выбирается отрезок, который определяет шкалу для данного показателя. Тогда количество баллов зависит от интервалов. Критерием оценки лучшего подразделения служит максимальная сумма балловю
– Метод расстояний: показатели анализируемого предприятия сравниваются с показателями предприятия-эталона – это реально не существующее предприятие (виртуальное), его показатели лучшие среди тех, которые есть на данный момент (x0j).
Тогда рейтинговая оценка рассчитывается как квадрат расстояния между двумя точками:
+ координаты первой точки – значение показателей предприятия-эталона
+координаты второй точки – значение показателей анализируемого предприятия
Методика Шеремета:
Кj – весовой коэффициент (коэффициент значимости)
Методика № 2 предусматривает расчет стандартизированных коэффициентов и составление матрицы этих коэффициентов.
- анализируемое предприятие
- предприятие-эталон.
27.02.12 |
Методы факторного анализа
Понятие, типы, задачи факторного анализа
Каждое экономическое явление имеет свои причины и следствия.
Факторный анализ – это методика комплексного, системного изучения и изменения влияния факторов на величину результативного показателя.
Каждый экономический показатель в зависимости от конкретной задачи может быть как факторным, так и результативным показателем; различают следующие виды факторного анализа:
– Детерминированный
– Стохастический
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов в случае, если связь факторов с результативным показателем имеет функциональный характер, т.е. представленный в виде математических зависимостей, произведения, частной или алгебраической суммы факторов.
y = f(x)
Стохастический анализ исследует взаимосвязь факторов и результативного показателя, если их связь является вероятностной, корреляционной.
y = f(x1,x2…xn)
Факторный анализ может одноступенчатый и многоступенчатый.
y = a*b
b = c*d
Факторный анализ может быть:
– Прямым
– Обратным
При прямом анализе используется метод дедукции (от общего к частному), а при обратном – наоборот, от частного к общему.
Факторный анализ также может быть:
– Статический
– Динамический
– Ретроспективный
– Перспективный
Классификация факторов:
1. По своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.
2. Социально-экономические факторы (уровень образования, квалификация работников, условия их жизни, обеспеченность жильем, состояние техники безопасности на предприятии, охрана здоровья).
3. По степени распространенности факторы могут быть общими (затраты, численность сотрудников, материальные затраты) и специфическими (имеют отношение к конкретной отрасли, товарооборот, ассортимент).
4. Объективные и субъективные факторы
5. По степени воздействия факторы могут быть основными и второстепенными
6. В зависимости от изучаемой среды факторы могут быть внутренними (внутреннее состояние, относится к конкретной организации) и внешними.
7. По характеру действия факторы могут быть экстенсивными и интенсивными.Экстенсивные факторы характеризуют количественное изменение показателя. Интенсивные факторы характеризуют степень эффективности труда, производства (фондоотдача, рентабельность, материалоотдача, производительность)
8. По времени действия факторы могут быть постоянными и переменными.
9. Могут быть измеримыми и неизмеримыми, простыми и сложными
Основные этапы факторного анализа состоят в следующем:
1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели
2. Классификация и систематизация факторов
3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем
4. Построение факторных моделей (моделирование)
5. Расчет влияния факторов
6. Практическое использование факторной модели
Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторами оформляется в виде конкретной математической зависимости
Требования к факторам:
– Факторы должны реально существовать, иметь определенно выраженный характер
– Факторы должны находиться в причинно-следственной связи с результативным показателем
– Все показатели факторной модели должны быть количественно-измеримыми.
– Факторы должны иметь возможность оценивать влияние на результативные показатели
Типы факторных систем:
1. Аддитивная модель (алгебраическая сумма факторов) (Активы = ВА+ОА)
2. Мультипликативная модель (произведение показателей факторов) (Выручка = Объем*Цена)
3. Кратная модель (результативный показатель представляет собой частное от деления x1/х2), (производительность труда)
4. Смешанные (комбинированные модели: кратно-аддитивная, мультипликативно-аддитивная)
Для расширения возможности анализа применяются следующие приемы моделирования:
1. Расчленение (разложение)
2. Удлинение (уровень затрат на рубль продаж )
3. Расширение (и числитель, и знаменатель дроби умножается на одну и ту же величину)
4. Сокращение (и числитель, и знаменатель дроби делится на одну и ту же величину)
Для преобразования модели могут использоваться несколько приемов, но эти модели должны отражать связь между реально существующими и взаимозависимыми показателями.
Практика |
01.03.2012 |
1. Таксонометрический метод
– среднеквадратическое отклонение
Пример:
Рассчитать рейтинговую оценку деятельности пяти акционерных обществ тремя методами: методом суммы мест, методом расстояния, таксонометрическим методом.
N | Коэффициент ликвидности | Коэффициент оборачиваемости | Рентабельность продаж, % | Рентабельность капитала,% | Доля собственного капитала в совокупном капитале, % |
1,5 | 3,5 | ||||
1,8 | 3,2 | ||||
1,4 | 3,1 | ||||
2,0 | 2,7 | ||||
1,6 | 2,2 | ||||
Kj | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Эталлон | 2 | 3,5 | 35 | 28 | 35 |
Первый метод:
N | Коэффициент ликвидности | Коэффициент оборачиваемости | Рентабельность продаж, % | Рентабельность капитала,% | Доля собственного капитала в совокупном капитале, % | Сумма |
Kj | ||||||
Эталлон |
Второй метод (делим на эталон)
N | Коэффициент ликвидности | Коэффициент оборачиваемости | Рентабельность продаж, % | Рентабельность капитала,% | Доля собственного капитала в совокупном капитале, % | Сумма |
0,75 | 0,86 | 0,4 | ||||
0,9 | 0,91 | 0,71 | 0,93 | 0,57 | ||
0,7 | 0,88 | 0,86 | 0,86 | |||
0,77 | 0,74 | 0,78 | 0,51 | |||
0,8 | 0,63 | 0,68 | 0,75 | |||
Kj | ||||||
Эталлон | 2 | 3,5 | 35 | 28 | 35 |
(возводим в квадрат значения в предыдущей таблице)
N | Коэффициент ликвидности | Коэффициент оборачиваемости | Рентабельность продаж, % | Рентабельность капитала,% | Доля собственного капитала в совокупном капитале, % | Сумма |
0,56 | 0,73 | 0,16 | ||||
0,81 | 0,83 | 0,5 | 0,86 | 0,32 | ||
0,49 | 0,77 | 0,74 | 0,74 | |||
0,59 | 0,55 | 0,61 | 0,26 | |||
0,64 | 0,4 | 0,46 | 0,56 | |||
Kj | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | |
Эталлон |
Третий метод (посчитать):
– среднеквадратическое отклонение
…
Рейтинг | |||
Предприятие | Сумма мест | Расстояний | Таксонометрический |
Метод балльной оценки:
Для показателей стимуляторов:
Для показателей дестимуляторов:
–
Показатели | Производственные единицы | ||||
Общая рентабельность | 11,9 | 9,4 | 15,5 | 12,9 | 9,0 |
Темп прироста балансовой прибыли | 55,5 | 24,5 | 16,6 | 1,8 | |
Выполнение плана по прибыли, % | 103,9 | 100,9 | 113,5 | 101,5 | |
Темп прироста выручки от продаж, % | 23,3 | 12,3 | 9,6 | 3,3 | |
Баллы | 155,1 | 172,2 | |||
10,5 | 10,38 | 10,95 | 0,96 | 0,24 |
7.03.12