Методы сравнительной рейтинговой оценки по данным финансовой отчетности

В комплексном экономическом анализе нередко встает вопрос о сравнимости результатов деятельности различных предприятий. Для внешнего сравнения используются разного рода рейтинги. Рейтинг предприятия означает отнесение его к какому-либо разряду, классу или категории в соответствии с установленными заранее правилами и критериями.

Рейтингование предприятий осуществляется на основе как абсолютных, так и относительных показателей разными методами.

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия (по А. Д. Шеремету) являются:

¨ сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени;

¨ обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

¨ классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие показатели финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия: производственный потенциал предприятия, рентабельность продукции, эффективность использования производственных и финансовых ресурсов, состояние и размещение средств, их источников и др. Точная и объективная оценка финансового состояния базируется на обоснованном наборе показателей с учетом достижений теории финансов предприятия, исходит из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке. Система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия представлен в виде последовательности действий:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы ( аij ), таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, …, n), а по столбцам – номера предприятий (j = 1, 2, 3, …, m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m+1).

3. Исходные показатели матрицы аij стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

Методы сравнительной рейтинговой оценки по данным финансовой отчетности - student2.ru

где хij – стандартизированные показатели состояния j-го предприятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

Методы сравнительной рейтинговой оценки по данным финансовой отчетности - student2.ru

где Rj – рейтинговая оценка для j-го предприятия; х1j,х2j,…,хnj – стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений количества сравниваемых показателей и предприятий не предусмотрено. Такой алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

Рейтинговые оценки предприятий могут быть также получены методом суммы мест, методом расстояний.

Наши рекомендации