Система налогов и сборов в РФ

Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов

Система налогов и сборов в РФ.

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

В налоговую систему, помимо системы налогов и устанавливаемых государством принципов налогообложения, входят такие обязательные элементы, как система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства и некоторые другие не менее важные элементы.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Экономическое определение налога может быть сформулировано следующим образом.

Налог ― это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Однако современное законодательство отстранилось от всех "неденежных" форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее "юридическое" определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ).

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор ― обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ).

Виды налогов и сборов в РФ

В соответствии с п.2 ст. 12 части первой НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги и сборы.

1. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации

К ним относятся (ст13.):

· НДС;

· акцизы;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы от капитала;

· налог на доходы физических лиц;

· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина и таможенные сборы;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

· лесной налог;

· водный налог;

· экологический налог;

· федеральные лицензионные сборы.

2. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов (ст. 12 п.3).

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

1) налоговые ставки в пределах, установленных НК,

2) порядок и сроки уплаты налога;

3) формы отчетности по данному региональному налогу;

4) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14):

· налог на имущество организаций;

· налог на недвижимость;

· дорожный налог;

· транспортный налог;

· налог с продаж;

· налог на игорный бизнес;

· региональные лицензионные сборы.

3. Местными признаются налоги и сборы, которые:

1) устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления,

2) вводятся в действие в соответствии с НК, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

3) обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов.

К местным налогам и сборам относятся:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследование или дарение;

· местные лицензионные сборы.

Систему налогов и сборов можно классифицировать не только по уровню власти, устанавливающему налоги и сборы, но и по другим основаниям.

При классификации налогов по субъектам налогообложения можно выделить следующие виды налогов:

1. Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц и др.).

2. Налоги с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество предприятий и др.).

3. Смешанные налоги, то есть те налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, государственная пошлина, транспортный налог и др.).

При классификации налогов по объектам налогообложения можно выделить следующие налоги:

1. Налоги с прибыли, дохода (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.).

2. Налоги с имущества (налог на имущество предприятий, налоги на имущество физических лиц и др.).

3. Налоги с реализации (НДС, налог с продаж, акцизы и др.).

4. Налоги с определенного рода действий (государственная пошлина и др.).

5. Прочие налоги.

При классификации налогов по способу установления и взимания обычно выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество предприятий) взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, а косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) ― в процессе их расходования. В связи с этим, косвенные налоги также называют налогами на потребление.

Понять экономическую сущность налогов на потребление можно при классификации налогов по источнику покрытия. Соответственно можно выделить следующие виды налогов:

1. Относимые на себестоимость продукции, работ, услуг (единый социальный налог, земельный налог).

2. Относимые на финансовые результаты (налог на имущество предприятий).

3. Покрываемые за счет чистой прибыли (большинство местных налогов и сборов).

4. Покрываемые сверх цены реализации (практически все косвенные налоги).

Как источник финансирования бюджетов различных уровней можно выделить следующие группы налогов:

1. Закрепленные налоги. Являются источником финансирования строго определенного (закрепленного) бюджета и (или) внебюджетного фонда.

2. Регулирующие налоги. Являются источником финансирования нескольких бюджетов и (или) внебюджетных фондов, при этом доля, приходящаяся на соответствующий бюджет, может изменяться с принятием Закона "О бюджете" на соответствующий финансовый год.

В налоговой системе Российской Федерации регулирующие налоги получили значительное развитие. К их числу относят такие, как налог на прибыль организаций, земельный налог и др.

Элементы налогообложения

Каждый налог содержит обязательные и необязательные элементы и считается установленным лишь в том случае, когда эти элементы определены (ст. 17, часть 1 НК РФ).

Элементы налогообложения
Обязательные
Субъект налогообложения "кто" является плательщиком данного налога (предприятие, работник, наследник и т.д.)
Объект налогообложения операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога
Налоговая база стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения
Источник уплаты из какого источника уплачивается налог (заработная плата, прибыль, доход, дивиденд и т.п.)
Налоговый период календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате
Налоговая ставка величина налоговых начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой базы
Порядок исчисления налога и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору
Необязательные
Налоговые льготы преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере

Объекты налогообложения

Объекты налогообложения ― это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Статьей 38 НК РФ установлено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений указанной статьи.

Объектами налогообложения могут являться:

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

· имущество;

· прибыль, доход;

· иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

При определении объектов налогообложения необходимо учитывать то, что понятия и термины, используемые в налогообложении, в ряде случаев имеют особенное значение. Наиболее важное значение для налогообложения имеют такие термины, как: товар, работа, услуга, имущество, реализация товаров (работ, услуг).

Налоговая база

Налоговая база является той величиной, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Статья 53 НК РФ установила, что налоговая база и порядок ее определения по всем видам налогов определяется Налоговым кодексом РФ.

В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части первой НК РФ, определяют, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговый период

Налоговый период ― срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Статья 55 НК РФ определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Установление налоговых ставок, порядка определения налоговой базы по федеральным налогам должно производиться второй частью НК РФ, но до ее принятия осуществляется на основе действующих законов, устанавливающих конкретные налоги.

В случаях, указанных в Налоговом кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Общий порядок исчисления налога представлен на схеме.

При исчислении налога налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляется налоговое уведомление, содержащее размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При исчислении налога налоговым агентом кроме обязанности по исчислению налога на данное лицо возлагается обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд).

Наши рекомендации