Пути совершенствования учетной политики ООО «СМУ-53» в целях налогового учета
Как показал проведенный в 3 разделе анализ, существуют некоторые недостатки и недочеты разработки учетной политики в целях налогообложения для ООО «СМУ-53», а именно:
- на предприятии отсутствует грамотное налоговое планирование, имеющее своей целью оптимизацию налоговых платежей;
- на предприятии в налоговой политике недостаточно эффективно работает существующая система налогового учета. Необходимо изменить и автоматизировать существующей порядок расчета налога на прибыль с учетом требований налогового законодательства;
- в налоговом учете амортизируемого имущества в виде нематериальных активов ООО «СМУ-53» не отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам;
Опишем возможные пути устранения выявленных недостатков налогового учета и учетной политики организации в целях налогообложения.
Прежде всего, в рамках совершенствования налоговой политики предприятия в ООО «СМУ-53» необходимо осуществлять грамотное налоговое планирование с целью оптимизации налоговых платежей. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. Действительно, в условиях высоких ставок неправильный или недостаточный учёт налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным финансовым последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. В то же время правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширенной деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах.
Целью налогового планирования в ООО «СМУ-53» может бать оптимизация налогового портфеля в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и стратегией развития предприятия. При этом необходимо помнить о взаимосвязи налогового планирования с внутренним налоговым контролем и регулированием на предприятии. Только при установлении устойчивых прямых и обратных связей возможно продуктивное исправление налогового процесса, стратегическое и эффективное управление предприятием.
В рамках налогового планирования в ООО «СМУ-53» необходимо провести следующие мероприятия:
1. Перспективное (стратегическое) налоговое планирование предполагает разработку долговременного курса компании в области оптимизации налоговой нагрузки в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития бизнеса предприятия. В ходе стратегического налогового планирования необходимо регулярно проводить анализ планируемой финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМУ-53», условий её осуществления, определение приоритетов работы компании. Стратегическое налоговое планирование деятельности ООО «СМУ-53» должно предусматривать выбор эффективной системы налогообложения, разработку схемы работы компании и рекомендаций по построению договорных отношений с контрагентами, определение рационального размещения активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
2. Текущее (тактическое) налоговое планирование на предприятии предполагает разработку и внедрение совокупности мероприятий по оптимизации налогового бремени в каждом конкретном случае и отдельном налоговом периоде в соответствии с действующим законодательством и стратегией компании. В ходе тактического налогового планирования в ООО «СМУ-53» необходимо регулярно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности в целом или отдельных её направлений, конкретных сделок, применяемых методов учета и контроля.
3. При оперативном налоговом планировании в ООО «СМУ-53» необходимо составлять прогнозы налоговых обязательств организации, разрабатывать и внедрять методы контроля за своевременностью и правильностью расчетов налоговых платежей.
Внедрение мероприятий по налоговому планированию на ООО «СМУ-53» должно включать реализацию следующих этапов:
1. Организационно-подготовительный:
- сбор и анализ информации о предприятии (организационная структура, виды деятельности, порядок документооборота, налоговое поле, приоритеты в развитии компании и др.)
- обзор первичных документов бухгалтерского и налогового учета, применяемых методов учета и контроля на предприятии, анализ правовых документов.
2. Разработка предложений и планов:
- расчет налоговой нагрузки при различных вариантах организации бизнеса с учетом налоговых рисков и возможных правовых последствий;
- описание мероприятий по налоговому планированию.
3. Внедрение выбранных мероприятий и методов налогового планирования:
- разработка форм необходимых документов (учетной политики, положения о документообороте, отдельных регистров и аналитических таблиц, налогового календаря, договоров и др.);
- разработка рекомендаций по ведению налогового учета и применяемой системе учета (программному обеспечению).
4. При осуществлении деятельности компании в сфере налогообложения осуществляются следующие мероприятия:
- проверка правильности оформления и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете с точки зрения утвержденной схемы работы;
- своевременная осведомленность по вопросам налогообложения с учетом изменений действующего законодательства.
Также на предприятии следует ввести и отобразить в налоговой политике новую систему налогового учета. Из анализа текста Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что налоговый учет - это система расчета налога на прибыль, создаваемая с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций в налоговых целях. Таким образом, налоговый учет в том или ином виде существует у любого предприятия, поскольку любое предприятие тем или иным способом рассчитывает налог на прибыль. Соответственно, под внедрением налогового учета следует понимать не создание новой независимой системы учета, а изменение и автоматизацию существующего порядка расчета налога на прибыль с учетом требований налогового законодательства. Такими требованиями являются: полнота и достоверность информации; последовательное применение правил налогового учета, утверждаемых в налоговой политике; отражение в учете определенных показателей (доходы, расходы, налогооблагаемая прибыль); наличие достаточного подтверждения информации. Реализация налогового учета предприятия и его отражение в учетной политике предприятия в целях налогообложения должны реализовываться с учетом этих принципов.
В настоящее время, как было отмечено выше, система налогового учета создана на основе отдельных первичных документов. Такой подход связан со значительными трудностями, в первую очередь с высокой трудоемкостью ведения налогового учета.
В ООО «СМУ-53» необходимо построить систему налогового учета на основании данных бухгалтерского учета предприятия. Основные преимущества такого подхода (по сравнению с созданием полностью независимой системы налогового учета) следующие:
- эффективность ведения учета (большую часть данных, используемых для расчета налогооблагаемой базы, можно извлекать из данных бухгалтерского учета);
- простота внедрения (внедрение налогового учета, основанного на данных бухгалтерского учета, предусматривает разработку методологии и автоматизации только тех элементов учета, правила которых различны для налоговых и бухгалтерских целей);
- достоверность данных (ведение налогового учета на основе данных бухгалтерского учета позволяет в любой момент времени сопоставить данные налогового и бухгалтерского учета);
- соответствие требованиям законодательства и мировой практике.
В основе построения системы налогового учета на основе бухгалтерского учета в ООО «СМУ-53» должно лежать соображение, что практически все данные, необходимые для расчета налогооблагаемой прибыли, содержатся в данных бухгалтерского учета в силу того, что бухгалтерский учет должен отражать все без исключения хозяйственные операции предприятия. При этом часть данных, содержащихся в бухгалтерском учете, может использоваться для расчета налоговой базы без каких-либо корректировок, другая же часть информации должна быть дополнительно пересчитана для налоговых целей.
Работа по внедрению системы налогового учета в ООО «СМУ-53» состоит в создании системы расчета налогооблагаемой прибыли (в форме, удобной для заполнения налоговой декларации) и в организации выгрузки данных бухгалтерского учета в такой расчет (а также перерасчета тех бухгалтерских данных, которые не могут быть использованы в том виде, в котором они представлены в бухгалтерском учете).
На предприятии ООО «СМУ-53» создание новой эффективной системы налогового учета должно состоять из следующих этапов;
- во-первых, необходимо разработать и зафиксировать документально методологию налогового учета;
- во-вторых - автоматизировать налоговый учет на базе существующего программного обеспечения;
- в-третьих - обучить будущих пользователей;
- в-четвертых, регулярно проверять работу созданной системы.
Создание налогового учета предполагает не только знание процедур учета, но также и детальное знание налогового законодательства, компьютерных технологий и даже технологического процесса предприятия.
Поэтому такая задача не может быть решена только силами бухгалтерии, для ее решения необходимо привлечь специалистов отдела информационных технологий, производственных отделов, экономистов, налоговых консультантов.
Под внедрением новой системы налогового учета следует понимать не создание новой независимой системы учета, а изменение и автоматизация существующего порядка расчета налога на прибыль с учетом требований налогового законодательства.
Автоматизация существующего порядка расчета налога на прибыль предусматривает выбор современных и эффективных средств обработки учетной информации в бухгалтерском учете предприятия. Технология обработки учетной информации в составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет совокупность средств обработки учетной информации. Состав такого оборудования определяет уровень и степень охвата выполняемых учетных процессов средствами автоматизации, качественную совокупность применяемых программных продуктов, используемые формы бухгалтерского учета.
Выбор программных продуктов для применения в учетном процессе должен основываться на следующих их возможностях:
- формирования регистров бухгалтерского учета типовых и произвольных форм и воспроизводства их в печатном и визуальном виде;
- составления, обработки и контроля первичных учетных документов типовых форм и форм, утвержденных в учетной политике организации;
- накапливания итогов и производства расчетов (процентов, сумм амортизации, курсовых разниц и др.) для формирования необходимой учетной информации;
- использования данных, полученных и обобщенных в предшествующих отчетных периодах и др.
Кроме того, работа всех специалистов должна координироваться, а сама система налогового учета после создания должна регулярно проверяться и обновляться вслед за изменением налогового законодательства и методических рекомендаций налоговых органов. В связи с этим, возможно, стоит подумать о введении отдельной должности налогового менеджера в ООО «СМУ-53», в круг обязанностей которого вошли бы вопросы налогообложения предприятия, такие как:
- координация работ по созданию налогового учета,
- участие в разработке договоров,
- анализ эффективности налогового режима и
- выработка предложений по его улучшению и т.д.
Конечно, введение дополнительной штатной единицы связано с дополнительными затратами, но, с другой стороны, такие затраты могут окупиться благодаря снижению рисков уплаты пеней и штрафов, уменьшению загрузки бухгалтерии, улучшению управляемости предприятия.
Предложение нанять дополнительного квалифицированного сотрудника для создания и ведения системы налогового учета может вызвать вполне закономерные вопросы: где такого человека найти и не станет ли он простаивать после того, как система налогового учета будет отлажена? Решить данную проблему можно, сотрудничая с консультационными компаниями, в том числе с использованием распространенных в мировой практике договоров аренды персонала (так называемого «секондмента»).
Такая форма сотрудничества, с одной стороны, позволяет уменьшить затраты предприятия по сравнению с привлечением консультационной компании для полного внедрения налогового учета и, с другой стороны, разрешает проблему поиска и найма высококвалифицированного сотрудника на сравнительно небольшой срок (до полугода). И применение ее в деятельности ООО «СМУ-53» было бы эффективным.
И в заключении отобразим основные моменты, которые необходимо учесть при составлении новой учетной налоговой политики ООО «СМУ-53».
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
ООО «СМУ-53» должно изменять порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:
- изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
- налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.
Система налогового учета в ООО «СМУ-53», отраженная в новой учетной политике предприятия, должна включать в себя:
- сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
- аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
- первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.
Применяемая в организации программа налогового учета должна включать в себя аналитические налоговые регистры, на что в новой учетной политике ООО «СМУ-53» необходимо сделать соответствующую ссылку.
ООО «СМУ-53» при разработке новой учетной политики на 2012 год должно отразить следующие элементы налоговой учетной политики.
1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:
- порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
-метод начисления амортизации по объектам основных средств;
- порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.
Для предприятия рекомендуется осуществлять расчет амортизации по линейному методу начислений.
Общая сумма основных средств предприятия составляет 28545 тысяч рублей. Из них основных средств, подлежащих амортизации всего на 1300000 рублей.
1. К примеру, в ООО «СМУ-53» приобретено транспортное средство - грузовой автомобиль – стоимостью 1300000 рублей. Рассчитаем годовую амортизацию данного основного средства по методу линейного начисления.
Таблица 4.3 - Расчет начисления амортизации основных средств по методу линейного начисления
Мес. п/п | Балансовая стоимость, руб. | Амортизация, руб. | Фактический износ (%), накопительным итогом | Остаточная балансовая стоимость, руб. | Остаточная фактическая стоимость, руб. |
ИТОГО |
Продолжение таблицы 4.3
Таким образом, годовая норма амортизационных исчислений составляет
260004 рубля.
2. Для сравнения рассчитаем амортизацию того же средства равномерным способом:
Первый способ решения:
- в течение 5 лет эксплуатации объекта должны быть накоплены средства, достаточные для замены приобретенного объекта, т.е. 1300тыс. руб.
- поэтому, ежегодно необходимо “откладывать”
1300 : 5= 260 (тыс. руб.)
- что составляет
(260 / 1300)×100% = 20%
Второй способ решения:
Те же значения можно получить иначе
- всю начисленную за 5 лет амортизацию надо принять за 100%
- в этом случае годовая норма амортизационных отчислений составит
100 : 5 =20%
- годовая сумма амортизации составит
1300 х 20 / 100= 260 (тыс. руб.)
Для сравнения рассчитаем амортизацию данного транспортного средства, являющегося основным средством по методу уменьшения остатка.
Это способ, при котором начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемой на начало каждого отчетного периода, нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет объекта основных средств, исходя из срока его полезного использования.
Применение этого способа не позволяет начислить полную амортизацию в установленный срок, поэтому возможно применять коэффициент ускорения. Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.
2. Основной фонд в виде транспортного средства стоимостью 1 300 000 руб. приобретен со сроком полезного использования 5 лет. Определим годовую норму амортизации и размер амортизационных отчислений по годам.
Годовая норма амортизации при пятилетнем сроке использования основных фондов составит:
Суммы амортизационных отчислений по годам рассчитываются на основе первоначальной и остаточной стоимости ОФ с учетом нормы амортизации 20% в год:
Первый год: годовая сумма амортизационных отчислений определяется на основе первоначальной стоимости основных средств и годовой нормы амортизации:
1300 х 20% / 100% = 260 тыс.рублей
Второй год: сначала рассчитывается остаточная стоимость (разница между первоначальной стоимостью основных средств и начисленной суммой амортизационных отчислений в первый год):
1300 – 260 = 1040 тыс. руб.
Потом, исходя из величины остаточной стоимости по норме амортизации (20%), рассчитывается годовая сумма амортизационных отчислений:
1040 х 20% / 100% = 208 тыс. рублей
Третий год: 0,2 х (1300 – 260 - 208) = 166,4 тыс. рублей
Четвертый год: 0,2 х (1300 – 260 – 208 – 166,4) = 133,12 тыс. рублей
В итоге годовая сумма амортизационных отчислений за пятый год будет:
0,2 х (1300 – 260 – 208 – 166,4 – 133,12) = 106,5 тыс. рублей
1. Приведем пример расчета методом дигрессивной нормы амортизации. Устанавливается повышенная норма амортизации для расчета суммы амортизационных отчислений первого года, которая последовательно снижается в каждом следующем году по выбранному правилу снижения. Месячная норма амортизационных отчислений определяется как одна двенадцатая годовой нормы, в каждом году отдельно (табл. 4.4).
Таблица 4.4 - Расчет амортизации основного средства методом дигрессивной нормы амортизации
Год | Транспортное средство стоимостью 1300000 рублей | ||
аморт. норма | годовая стоимость отчислений | сумма отчислений | |
1. | 650 000 | ||
2. | 325 000 | ||
3. | 12,5 | 162 500 | |
4. | 6,25 | 81 250 |
Продолжение таблицы4.4
5. | 6,25 | 81 250 | |
Итого | 1 300 000 |
Рисунок 4.3 – Данные методов расчете амортизации основных средств
Сравним полученные данные.
Таблица 4.5 – Сравнение методов.
Метод | Сумма амортизационных отчислений, тыс. руб. |
Линейный | 260,004 |
Равномерным способом | |
Уменьшения остатка | 106,5 |
Дигрессивнвй |
Э = 1300 тыс.руб – 206,004 тыс. руб. = 1093,996 тыс. руб
Таким образом, существует много разных способ начисления амортизации основных средств. Линейный метод начисления амортизации наиболее оптимален, поэтому мы отразим его в учетной политике ООО «СМУ-53».
2. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.
В новой учетной политике в целях налогообложения ООО «СМУ-53» необходимо указать:
- порядок формирования стоимости МПЗ;
- выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.
Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, ООО «СМУ-53» может применять и должно отразить в своей учетной политике один из следующих методов оценки:
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Таблица 4.6 – Поступление сырья и материалов на предприятие
№ | Показатель | Кол-во шт. | Цена руб. | Сумма руб. |
Остаток на начало месяца | 122,2 | 2199,6 | ||
Пост. за месяц | ||||
1 партия | 122,2 | 8552,03 |
Продолжение таблицы 4.6
2 партия | 148,2 | 5630,75 | ||
3 партия | 68,7 | 10029,05 | ||
Расход за месяц | ||||
Остаток на конец месяца | ||||
Итого | 26411,43 |
Оценка по средней себестоимости
Общее количество материала 272 шт.
Средняя себестоимость единицы 26411,43 /272=97,1 руб.
Себестоимость израсходанного материала 221*97,1=21459,3 руб.
Себестоимость остатка материала на конец месяца 51*97,1=4952,1 руб.
Оценка способом ФИФО.
Расход материала за месяц:
Остаток на начало месяца и 1партия 88*122,2=10753,6 руб.
2 партия 8552,03 руб.
3 партия 95*68,7=6526,5 руб.
Итого расход: 221 ед. на сумму 25832,13 руб.
Себестоимость остатка материала на конец месяца 51*68,7=3503,7 руб.
Оценка способом ЛИФО
Расход материала за месяц:
3 партия 10029,05 руб.
2 партия 5630,75 руб.
Остаток на конец месяца и 1 партия 121*122,2= 14786,2 руб.
Итого расход:221ед. на сумму 30446 руб.
Таблица 4.7 – Сравнение методов списания МПЗ
Метод | Количество шт. | Стоимость руб. |
Средней цены | 21459,3 | |
ФИФО | 25832,13 | |
ЛИФО |
Рисунок 4.4 – Себестоимость израсходанного материала по трем методам, тыс.
Э = 30446 руб. – 21459,3 руб. = 8986,7 руб. Для ООО «СМУ-53» в оценке сырья и материалов при их списании в производство наиболее эффективен метод средней цены.
3. Налоговый учет доходов. Немаловажным элементом новой учетной политики ООО «СМУ-53» должно стать подробное описание метода признания доходов: метода начисления либо кассового метода.
Налоговый учет расходов. В первую очередь при разработке новой учетной политики ООО «СМУ-53» в целях налогового учета здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли. Если ООО «СМУ-53» признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу, а если - по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.
Рассмотрим подробно методы признания доходов и расходов.
Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 1 000 000 руб. за квартал.
Рассчитаем среднюю квартальную выручку ООО «СМУ-53» за 2010год:
117361 тыс.руб. : 4 = 29 340 250 руб.
Поскольку в среднем за четыре предыдущих квартала выручка предприятия от реализации товаров (работ, услуг) превысила 1 000 000 руб., ООО «СМУ-53» не может применять кассовый метод. Следовательно, налоговый учет доходов и расходов будет рассчитываться методом начисления.
3. Порядок формирования стоимости приобретения товаров. Исходя из требований ст. 320 НК РФ в учетной политике ООО «СМУ-53» следует привести в данном пункте перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.
4. Создание резерва по сомнительным долгам. В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам ООО «СМУ-53», приравненным к внереализационным расходам, должны быть отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.
ООО «СМУ-53» имеет сумму сомнительной дебиторской задолженности, погашение которой не предвидится. В соответствии с главой 25 НК РФ, на эту сумму предприятие имеет право уменьшить сумму налогооблагаемой прибыли а соответственно, и сумму налога на прибыль в отчетном периоде.
На основании ст. 266 НК РФ «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам» предприятие имеет право включать в состав внереализационных расходов за отчетный налоговый период сумму денежных средств на создание резерва в размере:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 60 до 90 дней включительно – в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного налогового периода.
При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного периода, сумма которой также определяется в соответствии с НК РФ.
Определим, насколько повлияет это предложение на финансовое состояние ООО «СМУ-53».
Результаты инвентаризации и порядок формирования резерва по сомнительным долгам отражаются в соответствующем налоговом регистре.
Таблица 4.8 – Расчет резерва сомнительных долгов текущего (налогового) периода
№ | Наименование показателя | Величина показателя, тыс. руб. |
Задолженность со сроком погашения более 45 дней, но менее 90 дней | - | |
Задолженность со сроком погашения более 90 дней | ||
Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных долгов | ||
Выручка от реализации отчетного (налогового) периода | ||
10% выручка от реализации отчетного (налогового) периода | 11736,1 | |
Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода | ||
Неиспользованный остаток резерва сомнительных долгов предыдущего отчетного периода на отчетную дату | - | |
Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода (сумма, уменьшающая налогооблагаемую базу) | ||
Величина, уменьшающая налог на прибыль, в бюджет за отчетный период | 211,8 |
Из таблицы 4.7 следует, что вся сумма выявленной сомнительной дебиторской задолженности в сумму 1059 тыс. руб. образовалась свыше 90 дней до конца отчетного периода. Эта сумма ниже 10% от выручки отчетного периода: 1059 тыс. руб. < 11736,1 тыс. руб.
Таким образом, руководствуясь ст. 266 НК РФ предприятие может отсрочить оплату налога на прибыль с доходов, получить которое оно, может быть, и не сможет. При уменьшении налогооблагаемой прибыли на сумму 1059 тыс. руб. и уменьшает налог на прибыль в бюджет на 211,8 тыс. руб.
5. Проценты по долговым обязательствам ООО «СМУ-53» признает расходом:
- проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
- или предельную величину процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимаемую: а) равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях; б) равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Этот аспект должен быть отражен в новой учетной политике ООО «СМУ-53» в целях налогового учета.
6. Налоговый учет ценных бумаг. При написании данного раздела учетной политики следует руководствоваться ст. 280, 328 и 329 НК РФ.
В Приложении 7 представлен проект приказа об учетной политики ООО «СМУ-53» в целях налогового учета на 2012 год.
По итогам предложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия представлен в таблице 4.8.
Таблица 4.9 – Эффект от предложенных мероприятий
Мероприятие | Эффект (тыс. руб) |
Применение метода средней цены в расчете списания сырья и материалов для бухгалтерского учета | 4,37283 |
Применение метода «По доле выполненного объема работ» в определении завершенности работ на отчетную дату | |
Применение линейного метода начисления амортизации основных средств | 1093,996 |
Применение метода средней цены в расчете списания сырья и материалов для налогового учета | 8,9867 |
Создание резерва по сомнительным долгам | 211,8 |
Итого: | 1914,15553 |
Выводы по разделу
В соответствии с проблемами, обнаруженными в разделе 3 в учетной политике предприятия, разработанной в целях налогового и бухгалтерского учета, нами были разработаны следующие мероприятия:
1. В целях бухгалтерского учета:
- руководителю предприятия необходимо в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете в учетной политике отметить пункт об учреждении централизованной бухгалтерской службы как структурном подразделении предприятии, которому передано ведение бухгалтерского учета;
- в учетной политике ООО «СМУ-53» необходимо утвердить:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
- формы первичных документов;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- порядок проведения инвентаризации;
- другие решения по организации бухгалтерского учета.
- разработать и внедрить в деятельность ООО «СМУ-53» Положение о бухгалтерии предприятия (Приложение 14). Данное Положение рекомендуется реализовывать в практической деятельности ООО «СМУ-53» и приложить его к учетной политике предприятия, как основной внутренний документ организации, регламентирующий деятельность бухгалтерии предприятия;
- рассмотреть целесообразность применения таких методов оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации, как: метод ФИФО, ЛИФО и по стоимости единицы товара.
2. В целях налогового учета:
- необходимо осуществлять грамотное налоговое планирование с целью оптимизации налоговых платежей;
- необходимо построить новую систему налогового учета на основании данных бухгалтерского учета предприятия, состоящее из следующих этапов:
- во-первых, необходимо разработать и зафиксировать документально методологию налогового учета;
- во-вторых - автоматизировать налоговый учет на базе существующего программного обеспечения;
- в-третьих - обучить будущих пользователей;
- в четвертых, регулярно проверять работу созданной системы.
- необходимо ввести отдельную должность налогового менеджера, сотрудничая с консультационными компаниями, в том числе с использованием распространенных в мировой практике договоров аренды персонала;
- изменять порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
Таким образом, введение системы налогового планирования, изменение процедуры налогового учета и внедрение новой учетной политики в целях налогообложения предприятия позволит ООО «СМУ-53» усовершенствовать свою деятельность в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Это в свою очередь, позволит предприятию вести бухгалтерский и налоговый учет в современных традициях с применением современных методов отечественного и зарубежного бухгалтерского и налогового учета, следить своевременно за изменениями законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета и отображать эти изменения незамедлительно в своей учетной политик.
Экономический эффект от предложенных мероприятий совершенствования учетной политики предприятия составил: 1914,15553 тыс. руб.