Анализ и основные недостатки учетной политики ООО «СМУ-53» в целях налогового учета

В ООО «СМУ-53» уплате в бюджет на общих основаниях подлежат следующие налоги:

- НДС, взимаемый в составе таможенных платежей (глава 21 НК РФ);

- налог на прибыль (глава 25 НК РФ)

- акцизы (глава 22 НК РФ);

- государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ);

- транспортный налог (глава 28 НК РФ);

- земельный налог (глава 31 НК РФ).

Помимо названных налогов и взносов любая организация уплачивает взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и взносы в пенсионные взносы. Взносы в ФСС и ПФР увеличивают расходы на постоянную для организации сумму, вне зависимости от режима налогообложения, поэтому нет смысла, учитывая их, усложнять расчет обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами.

ООО «СМУ-53», являющееся работодателем, вправе добровольно уплачивать в ФСС РФ страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по установленному тарифу от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части 2 Налогового Кодекса. Правила добровольной уплаты в ФСС РФ отдельными категориями страхователей страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 № 144. При уплате работодателем страховых взносов в ФСС РФ выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В ООО «СМУ-53» выплата пособий осуществляется в соответствии с общим порядком выплаты пособий.

В ООО «СМУ-53» в учетной политике в целях налогового учета описываются методы исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организации.

Рассмотрим процедуру уплаты НДС на предприятии ООО «СМУ-53». В случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), момент определения налоговой базы для предприятия как:

- момент отгрузки (передачи) указанных товаров (работ, услуг);

В соответствии с п. 13 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг),

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

В случае, если в течение календарного года осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения либо относящиеся к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), ведение раздельного учета обеспечивается путем применения соответствующих субсчетов Рабочего плана счетов предприятия «СМУ-53», а также регистров аналитического и синтетического учета в разрезе облагаемых и необлагаемых операций.

В аналогичном порядке на предприятии ведется учет операций, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК по ставке «0» процентов, а также операций, связанных с поставкой товаров (работ, услуг) длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

Раздельный учет обеспечивается как по самим хозяйственным операциям, включая учет себестоимости (стоимости приобретения), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, так и по суммам НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых (либо облагаемых в специальном порядке) операций.

В тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство:

- все суммы налога, предъявленные продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Налогового Кодекса;

- принимаются к вычету в обычном порядке, предусмотренном статьями 171 -172 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Порядок и особенности исчисления налога на прибыль организаций определяются согласно главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Чтобы правильно исчислить налогооблагаемую базу по налогу, ООО «СМУ-53», как налогоплательщик, должно вести такой налоговый учет, который бы позволял формировать полную и достоверную информацию о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. А также обеспечивать информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Выполнять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, малым предприятиям, к которым относится ООО «СМУ-53», не нужно.

Вообще применение указанного Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

В настоящее время система налогового учета создана на основе отдельных первичных документов, что значительно повышает трудоемкость ведения налогового учета на предприятии.

Как мы уже упоминали, важным аспектом ведения налогового учета является также то, что доходы и расходы признаются либо по методу начисления, либо по кассовому методу. В ООО «СМУ-53» в целях признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль используется метод начисления.

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, а по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ, доходы распределяются организацией по отчетным периодам самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п.2 ст. 271 НК РФ).

В учетной политике ООО «СМУ-53» в целях налогового учета указано, что организация отчитывается и платит авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, так как доходы предприятия от реализации выполненных работ за предыдущие четыре квартала превышают 3 млн.руб. в среднем за каждый квартал (п.2 ст. 286 НК).

Сумма ежемесячных авансовых платежей определяется равными долями в размере одной трети фактически исчисленного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей (в первом квартале – исходя из прибыли за третий квартал предыдущего налогового периода) (п.2 ст. 286 НК РФ).

ООО «СМУ-53» формирует регистры налогового учета на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, с помощью компьютерной техники. Формы регистров налогового учета утверждаются руководителем организации.

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты ими налога определены статьей 226 Кодекса. Согласно ст. 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, а также представляют сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по утвержденным формам не позднее 1 апреля следующего года.

При этом используется справка формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», утвержденная приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

Отметим, какие методы налогового учета отражены в учетной политике ООО «СМУ-53» в целях налогообложения.

В целях определения материальных расходов списание сырья и материалов, используемых при выполнении работ и оказании услуг, производится по средней себестоимости (п.6 ст.254 НК).

По амортизируемому имуществу амортизация начисляется линейным способом (п.1 ст.259 НК).

По объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, норма амортизации определяется в обычном порядке (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Покупные товары, стоимость которых уменьшает доходы от реализации этих товаров, оцениваются по методу средней себестоимости (подп.3 п.1 ст.268 НК).

В целях налогообложения фирма не создает резервы по сомнительным долгам, на гарантийный ремонт и предстоящих расходов и платежей.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой в ООО «СМУ-53» учетной политикой для целей налогообложения применяется метод оценки по средней стоимости.

Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка. В ООО «СМУ-53» данный аспект не разработан и не отражен в учетной политике предприятии в целях налогового учета.

Из основных недостатков применения учетной политики в целях налогообложения на ООО «СМУ-53» можно отметить следующие:

1. На предприятии отсутствует грамотное налоговое планирование с целью оптимизации налоговых платежей.

2. В налоговой политике предприятия ООО «СМУ-53» не описана процедура налогового учета ценных бумаг. Несмотря на то, что сейчас предприятие не осуществляет операции по ценным бумагам, описать данный пункт в разделе учетной политики в целях налогообложения необходимо в связи с долгосрочной перспективой возможности их использования. Кроме этого, в учетной политике не описан порядок формирования стоимости приобретения товаров и не отражены моменты долговых обязательств предприятия и начислению процентам по ним.

3. На предприятии в налоговой политике недостаточно эффективно работает существующая система налогового учета, т.к. она не отражает в полной мере все требования порядка расчета налога на прибыль современного законодательства. Необходимо усовершенствовать новую систему налогового учета. При этом под внедрением налогового учета следует понимать не создание новой независимой системы учета, а изменение и автоматизация существующего порядка расчета налога на прибыль с учетом требований налогового законодательства.

Таким образом, при применении различных форм налогообложения при осуществлении того или иного вида деятельности ООО «СМУ-53» может оптимизировать свои затраты по уплате налогов, отразив это в новой учетной политике предприятия в целях налогового учета.

Выводы по разделу

В данном разделе был проведен анализ учетной политики ООО «СМУ-53», принятой в 2010 году, были выявлены основные недостатки учетной политики предприятия в целях бухгалтерского и налогового учета.

Среди основных обнаруженных недостатков, выявленных по проведенному анализу учетной политики в целях бухгалтерского учета:

- отсутствие описания проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- отсутствие указания порядка и метода оценки отпуска материально-производственных запасов в производство;

- отсутствие списка лиц, которым разрешено давать деньги на хозяйственные нужды предприятия;

- отсутствие описания правил документооборота и порядка оформления документов в учетной политике;

- отсутствие описания рабочего плана счетов бухгалтерского учета, отсутствие указания ответственных за составление бухгалтерской отчетности и отсутствие описания номенклатуры дел, формируемых в бухгалтерии, с указанием срока их хранения.

Из основных недостатков применения учетной политики в целях налогообложения на ООО «СМУ-53» можно отметить следующие:

- отсутствие грамотного налогового планирования;

- недостаточно эффективная работа существующей системы налогового учета;

- не совсем полное отражение информации по налоговому учету амортизируемого имущества в виде материальных активов.

Исходя из выделенных недостатков, в ООО «СМУ-53» необходимо разработать новую учетную политику на проектный 2012 год, в которой должны быть отражены все моменты ведения учета, т.к. на практике в учетной политике предприятия не приложены такие документы, как рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота, порядок контроля над хозяйственными операциями. Все это негативно сказывается на состоянии бухгалтерского учета в организации.

В настоящее время учетная политика организации, учитывающая все особенности ее деятельности, является одним из важнейших пластов нормативного регулирования бухгалтерского учета. ООО «СМУ-53» должна описать в своей учетной политике на 2012 год свои учетные процессы в рамках общей концепции, исходя из отраслевых и иных особенностей хозяйствования. Тем более что учетная политика – это инструмент, благодаря которому, можно положительно воздействовать на финансовый результат деятельности предприятия.

Исходя из вышеизложенного, опишем основные направления совершенствования учетной политики ООО «СМУ-53» в целях налогового и бухгалтерского учета.

Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию учетной политики ООО «СМУ-53»

Наши рекомендации