Необходимость управления затратами на предприятии. Сущность понятий издержки, расходы, затраты
Управление затратами является важнейшим фактором, влияющим на формирование результата хоз.деят-сти предприятия и явл-ся одной из важных проблем любого п/п-я. Чтобы принимать правильные управленческие решения, п/п-ю необходимо знать свои расходы. Анализ затрат помогает определить целесообразность расходов, дает возможность проверить хоз.показатели и ведение счетно-учетных операций, служат основой установления цен, выработке решений на ближайшую перспективу, регулирование и контроль расходов, использующихся для планирования уровня прибыли, оптимизация взаимозависимости продукции и мест их производства.
Управление затратами – получение точных данных об издержках производства и реализации продукции и использование этих данных управляющим персоналом для принятия обоснованных управленческих решений.
Цель – достижение целевых результатов финансово-хоз.деятельности предприятия в оперативном и стратегическом аспектах с помощью оптимизации затрат по центрам ответственности, видам затрат, видам продукции и заказам.
Этапы:
Планирование затрат. Планы концентрируются в сметах, которые включают показатели в денежном выражении.
Контроль затрат. Здесь устанавливаются исходные стандарты, как правило, нормативные затраты, на основе которых можно определить показатели эффективности.
Принятие решений. Оценка точных данных о затратах и производится анализ влияния этой информации на решение менеджмента.
Механизм хозяйствования предприятия определяется степенью управляемости затратами.
Затраты определяются использованием ресурсов, затраты отражают количество использованных ресурсов в денежном выражении, затраты сопоставляются с целью их совершения (производство продукта).
Затраты – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции работ или услуг, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов трудовых ресурсов, других затрат на производство и реализацию продукции.
Основные функции – возмещение израсходованных средств производства и средств на оплату труда.
Затраты и издержки – родственные категории, в наиболее общем смысле отражающая величину ресурсов, используемых в процессе производства в денежном выражении и в определенных ценах.
Расходы несколько отличается. В них включаются наличные и безналичных расчеты п/п-я, такие как кредиторская задолженность, штрафы, пени, неустойки. По мере использования в процессе производства расходы превращаются в затраты. Т.обр. сведения о затратах нужны для планирования, контроля и принятия решения.
ЗНАНИЕ того, какими бывают затраты и как они себя ведут, способствует принятию мер по увеличению эффективности хоз.деят-сти и постепенному снижению расходов.
2.Управленческий учет как инструмент управления издержками в организации. Сравнение управленческого и финансового учета. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ – система информационного обмена в организации, предназначенная для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации. Многие рос.авторы считают, что целью упр.учета является исчисление себестоимости производимой продукции, но это однобокое представление. К тому же несет в себе ограничение и проблемы финансового учета, в рамках которого исчисляется себестоимость продукции.
Фин.учет по природе является ретроспективным и имеет дело с фактами, которые уже совершились. В упр.учете оперирование данными прошлого это не главное, это средство, а не цель. В этом смысле учетно-управленческий взгляд устремлен в будущее. Прошлое представляет интерес с т.зр.уроков и использование выводов в качестве ориентира для выработки стратегии и тактики в будущем.
Цель упр.учета – подготовка и предоставление менеджерам предприятия достоверной и полной информации для принятия упр.решений, направленных на достижение целей организации.
Различие между управленческим и финансовым учетом:
Упр.учет нацелен на обработка информации, которая используется руководством организации, т.е. направлен на внутреннее использование. Фин.учет предназначен для составления внешней отчетности и ориентирован на широкий круг пользователей.
Упр.учет основывается на релевантных и гибких данных, необходимых для принятия стратегических и тактических решений.
Упр.учет акцентирует внимание на сегментировании организации и выделении центров ответственности (центры занятости, прибыли, инвестиций).При этом оценивается вклад каждого подразделения в покрытие общехоз.затрат и получение плановой прибыли. Фин.учет рассматривает организацию как хоз.единицу в целом.
Упр.учет частично регламентируется учетной политикой предприятия и использует все источники информации, полезные для предприятия. Фин.учет регламентируется основными принципами бух.учета и отчетности.
Внутренняя структура упр.учета может изменяться по мере востребования информации. Фин.учет работает с основным направлением и не предполагает изменений.
Частота пользования аналитической информацией меняется в зависимости от цели управления затратами и прибылью. Фин.учет работает с более длительным периодом времени – квартал, полугодие,год, - и значительной задержкой поступления информации.
Упр.учет не обязателен и содержит много приближений в оценках.
Упр.учет находится в большой зависимости от целей планирования. Степень надежности данных финн.учета обычно выше в силу их историчности и требований объективности.
Упр.учет тесно связан с др.дисциплинами – бух.учет, эконом.анализ,прграммирование, статистика, уравление финансами.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СИСТЕМ УПР.УЧЕТА
1)Экономические: -состояние и специфика отрасли, -условия деятельности самой организации, -рыночная конъюнктура, - ценообразовании, -налогообложение, инвестиционный климат.
2)Организационные: - структура промышленного предприятия, -распределение ответственности, -уровень исполнительской дисциплины, - профессионализм работников, их умение быстро адаптироваться к новым условиям.
3)Юридические: -состояние правовой базы, финн., коммерческой и трудовой деятельности.
4)Социальные: -мотивация труда, -психологический климат в коллективе, -ценностные установки.
Выделяют след.основные ФУНКЦИИ упр.учета:
1.регистраия затрат и предоставление аналитических расчетов
2.оценка величины затрат по носителям и местам их возникновения (по центрам занятости).
3.управление себестоимостью для принятия решений по цели, ассортименту и технологии производства.
4.это анализ затрат и результатов для принятия решений в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Основные признаки классификации систем упр.учета:
1)По форме связи с управленческой финансовой бухгалтерией выделяют автономную и интегрированную системы.
2)По полноте учетных затрат: - с полным распределением затрат на себестоимость продукции, -ограниченным распределением затрат на себестоимость (система direct – costinq)
3)По оперативности учета затрат: -системы с учетом фактических или прошлых затрат, -система «стандарт-кост» (или система учета нормативно-регламентированных затрат).
Принципы управленческого учета:
1) Обособленность
2) Непрерывность
3) Полнота
4) Надежность
5) Своевременность
6) Сопоставимость
7) Понятность
8) Периодичность
9) Уместность
Классификация затрат
Классификация затрат для целей управления:
Одна из важнейших составляющих информационного поля управленческого учета. Необходимо определить какая информация, и для каких целей должна быть получена. Из-за разного вида информации могут быть представлены разные данные о затратах. Классификация в зависимости от категорий направления управленческого учета. Все направления делятся на три категории:
1) Информация для оценки себестоимости и запасов
- по экономическому содержанию (по элементам, по статьям калькуляции)
Затраты по элементам: 1) материальные 2) на з/п 3) социальные отчисления 4) амортизация 5) прочее
Затраты по статьям калькуляции:
1) Сырьё и материалы
2) Возвратные отходы
3) Полуфабрикаты и комплектующие со стороны
4) Основная З/П производственных рабочих
5) Дополнительная к 4
6) Отчисления на социальные нужды с 4 и 5
7) Топливо и энергия на технологические нужды
8) Затраты на содержание машин и оборудования
9) Общецеховые затраты на управление
10) Общехозяйственные затраты
11) Коммерческие затраты
12) Потери от брака
Статьи включают множество видов затрат. Вместе с тем, каждое предприятия сталкивается не со всеми группами затрат и их величина существенно разнится от предприятия к предприятию. Поэтому группировку затрат по статьям калькуляции каждое п/п проводит отдельно для себя.
- по распределению затрат (затраты на продукт, затраты на период)
Затраты на продукт (производственная себестоимость) – материализованные производственные затраты которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства, остатков готовой продукции на складе.
Затраты за период связаны с получаемыми в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера (коммерческие и административные). Они не включаются в себестоимость, а относятся на финансовый результат периода. Непроизводственные запасы всегда исходящие поскольку не регистрируются как активы и относятся на уменьшение прибыли. Производственные затраты можно считать входящими с начала производственного цикла и до момента реализации продукции, когда они превращаются в исходящие.
- отношение к направлению учета (основные, накладные)
Основные – связаны с конкретным направлением учёта затрат, накладные непосредственно не связаны. Самым очевидным направлением учёта является исчисление себестоимости. И в данном случае к основным относят все виды ресурсов потребляемых непосредственно в ходе производства продукции (сырье, материалы, зп рабочим итд.) К накладным относят все прочие затраты: на управление, на продажу, продвижение, ниокр итд. В числе накладных выделяют общепринятые накладные затраты: на содержание, ремонт, эксплуатацию машин и оборудования, общецеховые затраты.
- способ включения затрат в себестоимость (прямые, косвенные)
2) информация для принятия управленческих решений.
- отнесение на себестоимость текущего периода (входящие, исходящие)
- динамика затрат (постоянные, переменные, условно-постоянные, условно-переменные)
- по отношению к данному управленческому решению (релевантные, нерелевантные, устранимые, неустранимые, безвозвратные, вмененные, приростные)
3) информация для контроля и регулирования
- регулируемые и нерегулируемые
Калькулирование – система экономических расчетов себестоимости целого выпуска или единиц отдельных видов продуктов.
Затраты по элементам: 1) материальные 2) на з\п 3) социальные отчисления 4) амортизация 5) прочее
Затраты по статьям калькуляции:
1) Сырье и материалы
2) Возвратные отходы
3) Полуфабрикаты и комплектующие со стороны
4) Основная заработная плата производственных рабочих
5) Дополнительная к 4
6) Отчисления на социальные нужды с 4 и 5
7) Топливо и энергия на технологические нужды
8) Затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования
9) Общецеховые затраты на управление
10) Общехозяйственные затраты
11) Коммерческие затраты
12) Потери от брака
Статьи включают в себя множество видов затрат. Вместе с этим конкретное предприятия сталкивается не со всеми видами затрат. Величины затрат существенно различаются. Поэтому группировку статей для целей управленческого учета и анализа каждое предприятие проводит самостоятельно исходя из специфики своей деятельности.
Затраты на продукт (производственная себестоимость): материализованные производственные затраты которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства, остатков готовой продукции на складе.
Затраты за период связаны с полученными в течение периода расходами непроизводственного характера (коммерческими и административными). Они не включаются в себестоимость, а относятся на финансовый результат периода. Непроизводственные затраты всегда исходящие поскольку не регистрируются как активы и относятся на уменьшение прибыли. Производственные затраты можно считать входящими с начала производственного цикла и до момента реализации продукции, когда они превращаются в исходящие.
Затраты основные (связанные с конкретным направлением учета затрат) и накладные(непосредственно не связанные). Самым очевидным направлением учета является исчисление себестоимости и в данном случае к основным относят все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции (сырье, материалы, зарплата основных рабочих, прочие). К накладным относят прочие затраты: на управление, на продажу, продвижение, НИОКР итд. В числе накладных выделяют общепроизводственные накладные затраты: расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховые затраты. Накладные общехозяйственные затраты: административно-управленческие + коммерческие.
Прямые и косвенные (невозможно отнести на конкретное изделие и их тем или иным способом распределяют между изделиями согласно выбранной методике). Могут быть переменные: затраты на снабжение, электроэнергию, косвенная зарплата итд. Постоянные: аренда, страхование, амортизация, налоги, Отношение затрат к прямым и косвенным определяется учетной политикой предприятия и используемыми методами калькуляции.
Входящие затраты. Прямые: прямые материалы, прямой труд, прочие прямые, косвенные: переменные косвенные, постоянные косвенные. В добавленную стоимость включают все кроме прямых материалов.
Если эти ресурсы были израсходованы для получения дохода предприятия и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд исходящих и отражаются на счете прибылей и убытков. Если приобретенные товары хранятся на складе и их можно инвентаризовать, то они входящие. Если эти товары проданы и они потеряли способность в будущем принести доход, в балансе не числятся, относятся на счет прибылей и убытков – исходящие.