Понятие рентабельности предприятия и ее сущность
Общ*еизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными пок*азателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, п*еречисленные показатели не спосо*бны оцен*ить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предпри*ятия, и их правильная интерпр*етация по оце*нке результа*тивности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризую*щими вложенные в предпр*иятие средства (11, С.289).
Показ*ателями, характеризующими эфф*ективность деятельности предприя*тий, являются показатели рен*табельности (или доходности).
В экономиче*ской литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доход*ный, прибыльный) представл*яет собой показатель экономической эффективн*ости производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресур*сов (19, С.432).
По мнению других авторов, рен*табельность - показатель, представ*ляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложе*ниям в организацию коммерче*ских операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деят*ельности.
Рента*бельность в отлич*ие от прибыли предприятия, показывающей эффект предприним*ательской деятельности, хар*актеризует эффективность деятельности предприятия. Рентабельность - относит*ельная величина, выражающая прибы*льность (доходность) предприятия. В рыночной экономике сущест*вует система показателей рентабельности (5, С.164).
Рентабельнос*ть продукции можно рас*считать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реали*зованной продукции можно определить как:
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
- процентное отн*ошение прибыли от реализации пр*одукции к выручке от реализованной продукции;
- процентное отношение бала*нсовой прибыли к выручке от реализации продукции;
- отношение чи*стой прибыли к выручке от реализации продукции (14, С.59).
Эти показатели дают представление об эффе*ктивности текущих затрат предприятия и ст*епени доходности реализуемой проду*кции.
Рентабел*ьность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как п*роцентное отношение цены реализации единицы данной продук*ции за вычетом ее полной себ*естоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущ*ества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к сред*ней величине активов (имущества).
Рентабельн*ость внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднег*одовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций опред*еляется как процентное отношение валовой прибы*ли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельно*сть собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собств*енного капитала.
Показатели рентабел*ьности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управл*енческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов (3, С.61).
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производс*твенных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может пр*ивести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изм*енения прибыли и фондов (15,С.238).
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики раб*оты с точки зрения эфф*ективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
Так или ин*аче, рентабельность пред*ставляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприя*тия с альтернативным использован*ием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Боле*е рискованные инвестиции требу*ют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для изм*ерения уровня доходности прибыль, к*ак вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необх*одим д*ля образования э*той прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризую*щим эффективность деятельно*сти предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, т*ак как получение высокой прибы*ли и достаточного уровня доходности во мно*гом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рента*бельность можно рассмат*ривать как один из *критериев качества управления.
По значению уро*вня рентабельности можно оце*нить долгосрочное благополучие пред*приятия, т.е. способность предп*риятия получать достаточную при*быль на инвестиции. Для дол*госрочных кредиторов инвесторов, вк*ладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показа*тель является более над*ежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидно*сти, определ*яющиеся на основе соотношения отд*ельных статей баланса.
Устанавлив*ая связь между суммой приб*ыли и величин*ой вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогноз*ирования прибыли. В проц*ессе прогнозирования с факти*ческими и ожидаемыми инвест*ициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предпола*гаемой прибыли базируется на уровне доходн*ости за предшествующие перио*ды с учетом прогнози*руемых изменений.
Кром*е того, большое значение рентаб*ельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координиро*вании, оценке и контроле деятел*ьности предприятия и ее результатов. Так*им образом, можно сделать вы*вод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности пред*приятия. Они измеряют доход*ность предприятия с различ*ных позиций и систем*атизируются в соответствии с интересами участн*иков экономического пр*оцесса.
Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.
Рентабел*ьность выступает как эконом*ическая категория, оцен*очный результативный пок*азатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник фор*мирования различных фондов.
Эконом*ическое содержание рент*абельности тождес*твенно понятию «прибавочная стоимость». Как экономи*ческая категория рентабельность отражает совоку*пность отношений субъектов хозя*йствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода (18,С.106).
Основными фун*кциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая (7, С.272).
Как результативный показатель она характ*еризует эффективность использования имею*щихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объ*емов деятельности.
Как количест*венный показатель ре*нтабельность представляет собой разницу между це*ной и стоимостью товаров, между объемом продаж и себесто*имостью (в сфере о*бращения между валовыми до*ходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечн*ым результатом деятельности предприятия, создает условия для его расшир*ения, развития, самофинансир*ования и повышения конкурентоспособности.
По мере развития эконо*мической теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого оп*ределения как доход, полученный от прои*зводства и реализации любого товара, до понятия чистой ре*нтабельности. В настоящее вре*мя ее характеризуют с пози*ций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по сущ*ествующей методике на макро и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государств*енном уровне с определением места рентаб*ельности в доходе страны (2, С.96).
Понятие «рентабельность» имеет разн*ые значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех слу*чаях оно означает выгоду. Если предприятие (промыш*ленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар и*менно в этом магазине (или этого производителя), по*лучает удовлетворение от покупк*и (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность подде*рживать убыточные объекты, реш*ать приоритетные социал*ьные задачи.
Налич*ие рентабельности позволяет удов*летворять экономические интересы государства, пред*приятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рент*абельности», которую уплачивает пред*приятие в виде налога на рентабельность и которую общество испо*льзует для решения социальных задач. Экон*омические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производст*венные и социальные задачи сво*его развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повыше*ния уровня их социального разви*тия. Собствен*ники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо те*м самым увелича*тся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
В гарм*онично развивающемся обще*стве ни один из вышепер*ечисленных интересов не обладает преи*муществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то те*м самым это приведет к ущемл*ению интересов других сторон. Так, снижение заинтересов*анности предприятия в наращ*ивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уме*ньшению платежей в бю*джет, к замораживанию зара*ботной платы, к нераци*ональному использо*ванию капитала.
В отечеств*енной экономической теор*ии долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец поку*пает товар с целью его немедленной пер*епродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности. Как свидетельствует опыт стран с разв*итой экономикой, возможны и другие варианты происхождения рентабельности. В больш*инстве случаев получение рентабельности я*вляется результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении неско*льких факторов и прежде всего труда и кап*итала. При этом понятие рентабельности связ*ывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.
Рентабельность сложная и неоднозначная категория. Известный американ*ский ученый экономист П. Самуэльсон рентабельность определял как безу*словный доход от фа*кторов производства, как возн*аграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умени*е рисковать в условиях неопре*деленности, как монопол*ьный доход, как этическую категорию (38, С.149).
С развитием рыночных отноше*ний все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: рентабельность, зар*аботанная благодаря инициативе предприн*имателя, рентабельность, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускае*мая и признанная орг*анами государст*венной власти (соответствующим законодательством).
Все выше*названные источники связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими рентаб*ельность, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источ*ник рентабельности), рациональное использование средств, достиже*ние оптимальных объемов деятельности (т.е. выб*ор такого масштаба предприятия, кот*орый позволяет обеспечить оптимальную рентабельность). Доказано, что в плане рентабельности крупные предприятия не всегда самые лучшие).
Рентабельность растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы рентабельности на вложенный капитал; наличие задолженности, таки*м образом, допустимо, даже во многих случаях ока способствует получению рентабельности (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предпри*ятия боятся задолженно*сти, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо оп*асаться низкой рентабельности, ибо она заставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудова*ния (ассортимента). А это может привес*ти к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству (31, С.76).
Внедрение инноваций как источник рентабельности предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, органи*зационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.
Продолжительность притока рентабельности от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потре*бностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности, патентно-лицензионным з*аконодательством в стране, внедрением иннова*ций; общей стратегией, проводимой промышленным предприятием на рынке, состоя*нием конкурентной среды в данной отрасли.
Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении рентабельности или убытка пассивна. Такие ситуац*ии порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнкт*урой, наличием инфляции (весьма выгодна для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).
Основные факторы, характ*еризующие специфику деятельности: фондовооруженность, уровень издержек, динамика спроса, структура рынка (во Франции самый высокий уровень рентабель*ности производства сырья и матер*иалов, производства потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, торг*овли).
Рентабел*ьность, учитывая различия между ее ож*идаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:
1) ожидаемая рентабельн*ость является основой принятия инвестиционных решений;
2) полученная рентабель*ность выступает измерителем результатов деятельности пред*приятия;
3) часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;
4) часть рентабельности пос*тупает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности) (16, С.84).
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение рентабельности, способной обеспе*чить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деяте*льности, эффект*ивного осуществле*ния своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имею*щимся спросом на них.
В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности пер*иода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной рентабельности, в краткосрочном необх*одимой рентабельности при определенных объемах деятельности, и во все периоды обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация рентабельности в долгосрочном периоде возможна ли*шь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров рентабельности. Обеспечение необходимого объем*а рентабельности в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развит*ии предприятия (промышленного предприятия), удовлетворении экономических интересов собстве*нников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Основная цель деятельности предприятия (промышленного предприятия) находится в тесной св*язи с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выжи*вание, а основной задачей выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» соответственно кратковременная рентабел*ьность при укреплении положения на рынке; в «юности» ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» постоянный рост объем*ов и освоение новых направлений деяте*льности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному предприятию (пром*ышленному предприятию)) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «вы*живания» поиск новых идей, способству*ющих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия (промышленн*ого предприятия) с позиции рентабельности показывает, что оно должно за период с рождения до зре*лости обеспечить достижение максимальной рентабельности, а это в свою очередь создаст предпос*ылки для его возрождения на новом витке развития (6, С.148).
С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Пе*рвый компонент доход от обычной (повседневной) хозяйстве*нной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализа*ции и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказы*вает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.
Второй компонент потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.
В систему прибылей и доходов отечественного коммерческого предприятия в соответствии с принятой методикой их исчисления входят, кроме рентабельности от реализации, рентабельность от прочей деятельности, доходы (за минусом расходов) от внереализационных операций.
Методика исчисления рентабельности за рубежом несколько отличается от применяемой в отечественной практике, что обусловлено различиями в собственности, учете, отчетности. Зарубежные промышленного предприятия рентабельность за отчетный период определяют как разность стоимости чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычитания из общей стоимости активов промышленного предприятия (стоимости недвижимости, машин и оборудования, запасов, долговых требований, ценных бумаг в портфеле) стоимости долгов третьим лицам (т. е. тем, кто не входит в число владельцев компании), суммы среднесрочной, долгосрочной и краткосрочной задолженности поставщикам и прочим кредиторам. Из полученной разности вычитают дополнительные взносы владельцев компании или прибавляют к ней сумму выплаченных возмещений им.
В зарубежной практике исчисляют чистую балансовую рентабельность (ЧБП) (для акционерных обществ) это рентабельность после вычета налогов, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды. Чистая рентабельность представляет собой валовую рентабельность, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств, в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной (самортизированной) части капитала. Чистая рентабельность в нашей практике определяется как разность между балансовой рентабельностью и налогами, выплачиваемыми предприятием из балансовой рентабельности (25, С.372).
Номинальная рентабельность характеризует фактически полученный ее размер.
Реальная рентабельность это номинальная рентабельность, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность предприятия,
Минимальная, нормальная, целевая и максимальная рентабельности связаны с планируемым объемом деятельности, достижение каждой из них означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, рентабельности.
Под целевой рентабельностью понимается та рентабельность, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.
Под нормальной рентабельностью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая рентабельность ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. Бегство капиталов из нерентабельностьной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее рентабельности, если спрос на данные товары (услуги) постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал сможет получить нормальную рентабельность. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получают более высокую, чем нормальная, рентабельность, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную рентабельность, и тем самым уровень рентабельности снизится до нормального.
Максимальная рентабельность является основной целевой установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной рентабельности означает стремление к максимальному увеличению рентабельности в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен, к обеспечению ликвидности, т. е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная рентабельность достигается при таком объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам (21, С.345).
Показатель рентабельности поток наличности, применяется в зарубежной практике и определяется путем прибавления к чистой рентабельности амортизационных отчислений, а также отчислений в фонд выбытия (выбытие не подлежащих амортизации активов запасов, либо подлежащих амортизации, но попадающих под чрезвычайное обесценивание). Этот показатель применяется при оценке ликвидности и общей доходности предприятия (промышленного предприятия, компании).
Зарубежные специалисты в аналитических целях применяют показатели валового и чистого самофинансирования, отражающие собой способность к самофинансированию (9, С.317).
Валовое самофинансирование исчисляется путем вычитания из потока наличности распределенной рентабельности. Чистое самофинансирование разность между валовым самофинансированием и амортизационными отчислениями, а также отчислениями в резервные фонды.
Рентабельность (доход) также рассчитывается при помощи «потока наличности». Для этого к последнему прибавляют налог на корпорации и сумму по статье «Прочие резервные отчисления», за исключением той ее части, которая уже содержится в «потоке наличности», а также финансовые издержки по долгосрочным обязательствам и минус прочие рентабельности и доходы от финансовых операций (17, С.130).
Предпринимательский доход считается более точным, чем рентабельность.
Допустимая рентабельность зависит от степени признания государством, предприятием, профсоюзами, союзами предпринимателей и соответствующим законодательством необходимости получения рентабельности (для принятия бюджета) и от методов негосударственного регулирования (установить определенный уровень цен, соглашение производителей, оптовых и розничных продавцов).
Государство через налоговое законодательство может предусмотреть льготы по налогообложению. Тогда льготируемая часть рентабельности, направляемая на научно-техническое развитие или другие цели, будет считаться не облагаемой налогом рентабельностью.
Консолидация предприятий определяется экономической целесообразностью. Наличие нескольких мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных в большинстве случаев выгоднее, чем создание крупного предприятия (промышленного предприятия) . Выгоды определяются возможностью экономии на налоговых платежах, снижения отрицательных последствий от рисковой деятельности в бизнесе, диверсификации деятельности.
Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия недостаточно использования показателя рентабельности, поскольку наличие рентабельности еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель уровень рентабельности. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (промышленного предприятия, компании).
Рентабельность синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1) рентабельность,
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде рентабельности к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности (29,С.223).
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И, наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
Динамика рентабельности коммерческого предприятия изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы промышленного предприятия (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса. Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1) рассчитываемые на основе рентабельности:
2) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;
3) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств (4,С.341).
Промышленное предприятие для организации производственного процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: рентабельностью в расчете на одного коммерческого работника, рентабельностью к среднедневной (среднегодовой) численности и в расчете на 1 рубль затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда и работников).
В странах с развитой рыночной экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма рентабельности на вложенный капитал. Его иногда называют коэффициентом рентабельности на активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие, какую рентабельность приносят вкладываемые в бизнес фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты ранее не рассчитывались.