Сбор и систематизация практического материала
Важным этапом самостоятельной работы учащихся по подготовке и написанию курсовой работы является сбор, обработка систематизация, анализ и обобщение практического материала конкретной организации.
Сбор необходимой информации в организации является одной из наиболее ответственных задач в период выполнения курсовой работы.
Прежде чем начать сбор практического материала, необходимо совместно с руководителем заранее определить, какие первичные и сводные документы, учетные регистры и отчетные формы следует изучить, за какой период, в каком объеме и т. д.
Собирая данные о состоянии бухгалтерского учета на объекте исследования, учащиеся должны сделать копии первичных и текущих документов, регистров аналитического и синтетического учета, отчетных форм.
В процессе сбора практического материала особое внимание обращается на выявление фактов нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Необходимо проверять правильность цифровой информации, итоговых подсчетов, согласованность показателей и объективность данных за исследуемый период.
Собранный материал учащийся должен практически оценить с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизировать, тщательно обработать и оформить (сгруппировать) определенную информацию в виде расчетов, таблиц, рисунков и схем. Грамотная обработка полученной информации является свидетельством способности к исследовательской работе.
Если оказывается, что собранного материала недостаточно, то проводится дополнительный сбор информации. В процессе обработки еще раз проверяются полнота и достоверность информации, оценивается полнота обрабатываемой информации. В результате обработки информации составляются таблицы, графики, диаграммы, схемы.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура и содержание курсовой работы
Общими требованиями к курсовой работе являются:
- целевая направленность;
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- глубина исследования и полнота освещения вопросов;
- краткость и точность формулировок;
- убедительность аргументаций;
- конкретность изложения результатов работы;
- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
- грамотное оформление.
К написанию курсовой работы учащийся приступает после усвоения теоретического курса, изучения методических указаний и рекомендуемой литературы, ознакомления с практикой учетной работы, сбора и обработки необходимых данных конкретной организации.
В курсовой работе в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая обзор литературных данных по теме исследования и проведение самостоятельных теоретических исследований изучаемого вопроса.
Курсовая работа должна основываться на общей модели организации и ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь, использовании отраслевых инструкций, исследовании действующей методики и практики организации учета на объекте исследования.
Теоретические вопросы освещаются применительно к современным условиям хозяйствования и излагаются на основе литературных источников: нормативных документов, учебников, учебных пособий и материалов периодической печати. Практические материалы деятельности организаций используются учащимся при написании курсовой работы с разрешения руководства этих организаций. Разрешается не предоставлять сведения по вопросам, являющимся коммерческой тайной.
Раскрытие методики учета должно производиться на практическом цифровом материале. Для этого в приложениях к курсовой работе приводятся заполненные первичные документы, учетные регистры, ведомости, опираясь на которые учащийся раскрывает организацию учета, обосновывает возможности и конкретизирует направления их дальнейшего совершенствования, используя международный опыт в области бухгалтерского учета.
Курсовая работа обязательно должна иметь графический материал в виде схем, рисунков, графиков, диаграмм и т. п.
Основанием для составления аналитических таблиц, схем, графиков, диаграмм служат собранные учащимся статистические данные по Республике Беларусь, а также данные о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Дословное переписывание инструктивных материалов, документов налогового законодательства, содержания учебников и учебных пособий, а также неконкретных выводов и предложений, взятых из учебника, не допускается. Необходимо внимательно прочесть, проанализировать и систематизировать теоретический материал; изложить только те теоретические аспекты, которые непосредственно касаются темы исследования; увязать теоретический материал с практическими материалами (сделать ссылки на соответствующие приложения, по тексту курсовой привести примеры и т.п.).
Курсовая работа должна включать следующее структурные элементы:
- титульный лист;
- задание на выполнение курсовой работы;
- рецензию-отзыв руководителя (консультанта);
- содержание (оглавление);
- введение;
- главы основной части;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Написание курсовой работы учащийся начинает с введения и основной части на основе литературных источников и практического материала. Важно правильно его разграничить между основной частью и приложениями. Остальные структурные элементы работы составляются на подготовительном и заключительном этапах. Перечень структурных элементов курсовой работы определяет их последовательность в ней. Все части должны быть правильно оформлены и раскрывать тему курсового исследования.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и должен иметь стандартное оформление. На титульном листе приводят следующие сведения:
- полное название учебного заведения;
- вид работы (курсовая работа);
- тема работы;
- № группы, фамилия, инициалы учащегося, выполнившего работу;
- фамилия, инициалы руководителя и консультанта (если он есть);
- город и год выполнения работы.
Титульный лист печатается шрифтом 14 пунктов. Вид работы и название курсовой работы печатается шрифтом на 2-5 пункта большим (16-20 пунктов) прописными буквами, возможно полужирное выделение. Форма и образец заполнения титульного листа представлены в приложениях 2 и 3.
Задание на курсовую работу включает следующие данные:
- фамилию, имя, отчество учащегося;
- точное название темы курсовой работы в соответствии с утвержденной тематикой;
- перечень подлежащих разработке вопросов;
- дату выдачи задания;
- подписи руководителя и председателя цикловой комиссии.
Форма задания и образец его оформления представлены в приложениях 4 и 5.
Содержание размещается после реферата и включает наименование всех разделов (подразделов, пунктов) курсовой работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части работы. При обработке текста в среде текстового процессора Microsoft Word содержание рекомендуется вставлять в текст автоматически с использованием функции «Оглавления и указатели» (меню ® Вставка ® Оглавления и указатели). Перед применением функции необходимос проверить, чтобы заголовки и подзаголовки разделов (глав) были оформлены при помощи стилей «Заголовок 1» и «Заголовок 2» (меню ® Формат ® Стили и форматирование).
Введение должно отражать:
- актуальность темы исследования;
- оценку современного состояния изучаемой проблемы;
- цель и задачи работы;
- объект и предмет исследования;
- краткий обзор литературных источников и информационной базы по изучаемой теме;
- методы исследования;
- краткое описание структуры и объема работы.
Во введении необходимо выполнить следующее:
1. Раскрыть значение избранной темы, обосновать выбор темы, определяемый ее значимостью и актуальностью, показать важность проведения исследования по теме для конкретной организации и для экономики республики в целом.
2. Сформулировать проблему и круг вопросов, необходимых для ее решения. Например, отсутствие или несовершенство национальных стандартов, методик по учету, несогласованность и взаимное несоответствие национальных и международных стандартов требуют их разработки, согласования, совершенствования.
3. Поставить цель работы с обоснованием взаимосвязанного комплекса задач, подлежащих решению. Целью курсовой работы является исследование организации и методики учета тех или иных средств организации и разработка рекомендаций по их совершенствованию, а также углубление теоретических знаний по изучаемой теме. Цель работы обусловливает ее задачи, сформулированные исходя из плана работы, и предполагает разработку мероприятий по совершенствованию организации и методики учета на объекте исследования.
4. Указать объект исследования – конкретное юридическое лицо (структурное подразделение), основной вид деятельности.
5. Указать предмет исследования – мелодика бухгалтерского учета тех или иных средств (источников) на объекте исследования.
6. Указать теоретическую и информационную базу, на основе которой выполнялась работа. К ней относится современная экономическая отечественная и зарубежная литература, Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, инструкции министерств и ведомств и т. д. Следует указать, за какой период использовались цифровые данные организации.
7. Назвать основные методы исследования и обработки практического материала. К методам исследования относятся обследование, наблюдение, сравнение, выборка, систематизация, обобщение, группировка, балансовый метод и др.
8. Кратко описать структуру и объем работы.
Объем введения не должен превышать трех страниц компьютерного текста. Образец введения представлен в приложении 6.
Основная часть курсовой работы состоит из 5-7-ми глав, должна содержать теоретические и практические исследования в пределах изучаемой темы, обобщение и оценку результатов исследований, рекомендации по совершенствованию учета.
Структура глав основной части зависит от выбранной темы курсовой работы. Главы можно разбивать на параграфы. Каждая глава и параграф должны содержать законченную информацию, а представленные сведения должны сопровождаться собственными выводами и комментариями.
Первые две главы обычно носят теоретический характер. В них раскрывается экономическая сущность предмета исследования (то есть, исследование и экономическое описание предмета исследования), теоретико-методические основы и нормативно-правовое обеспечение его учета. Например, в курсовой работе на тему «Учет основных средств, пути его совершенствования» особое внимание уделяется экономической сущности основных средств, их классификации и оценке. Также формулируются цель, задачи и принципы учета.
Для написания теоретических глав нецелесообразно использовать учебники и пособия по бухгалтерскому учету и т.п. Учащийся должен раскрыть сущность изучаемого объекта с точки зрения экономики и экономической теории, привести мнения различных ученых-экономистов по исследуемой проблеме. Исходя из этого, могут быть использованы учебники по экономической теории, экономике, экономике организации и т.п.
При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов со ссылкой на соответствующую литературу. При наличии различных точек зрения относительно предмета исследования, содержащихся в нормативных документах и работах отдельных авторов, необходимо обосновать свое мнение по данному вопросу или согласиться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы.
В курсовой работе необходимо привести перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется организация бухгалтерского учета предмета исследования в соответствии с выбранной темой курсовой работы. В этом случае нужно приводить полное наименование нормативного документа, кем и когда они утверждены. Следует не просто перечислить нормативные документы, но и кратко передать его содержимое. При освещении того или иного вопроса в работе может излагаться порядок, установленный каким-либо положением (инструкцией) по бухгалтерскому учету.
Теоретический материал необходимо увязывать с деятельностью организации. Например, при исследовании состава основных средств следует вначале рассмотреть его, опираясь на инструктивные материалы, материалы учебников и учебных пособий, а затем указать, какие объекты включаются в состав основных средств на объекте исследования. При рассмотрении классификации основных средств следует привести примеры основных средств, числящихся в организации, по каждой группе. При изучении задач и принципов учета следует указать, в какой степени они решаются (соблюдаются) в исследуемой организации.
Отдельные планы курсовых работ предусматривают рассмотрение организационно-технических и методических аспектов учетной политики в отношении предмета исследования. В данной главе следует привести положения учетной политики организации, критически оценить полноту изложения в учетной политике методического аспекта.
В главе, посвященной оценке предмета исследования, рассматривается, что следует понимать под оценкой; рассматриваются способы и методы оценки, виды оценки; перечисляются нормативные документы, регулирующие порядок ценообразования на материалы, готовую продукцию, товарно-материальные ценности; излагается методика формирования и приводятся примеры расчета учетной цены, отпускной цены, фактической себестоимости.
В последующих главахизлагается действующая практика (в зависимости от темы курсовой работы) документального оформления и бухгалтерского учета предмета исследования в соответсвии с выбранным объектом исследования. При этом следует особое внимание обратить на те стороны деятельности организации, которые влияют на методику учета. В этих главах обязательно делаются ссылки на нормативно-правовые акты и локальные нормативные документы, при необходимости излагаются их положения; описываются только те документы, которые оформляются в организации; дается характеристика синтетических счетов и субсчетов, предусмотренных рабочим планом счетов организации; приводится корреспонденция счетов по хозяйственным операциям, отражаемым на объекте исследования; поясняется порядок записей в учетные регистры (или порядок формирования и содержание машинограмм).
Раскрытие действующей методики учета должно проводиться на основе заполненных документов, сводных и накопительных ведомостей, журналов-ордеров, машинограмм и других регистров учета, форм отчетности. Первичные документы и учетные регистры приводятся в приложении в порядке появления ссылок на них в тексте курсовой работы. При этом в тексте курсовой работы должны содержаться конкретные данные, цифры, наименования и прочая информация из приложенных документов и регистров, а также конкретные примеры, расчеты показателей и т.п.
В заключение глав делаются выводы о степени соответсвии применяемого порядка документального оформления и действующей методики учета типовым (общепринятым); выявляются особенности методики учета; устанавливается степень несоответствия применяемой методики учета типовой методике; указываются недостатки применяемой методики учета.
Содержание заключительной главы (раздела) зависит от выбранной темы курсовой работы. Как правило, данный раздел должен быть посвящен вопросам совершенствования бухгалтерского учета на объекте исследования. Одно из важных требований к курсовой работе состоит в том, что предложения по совершенствованию учета должны носить не теоретический характер, а быть нацелены на практическую реализацию, то есть должны учитывать проблемы и особенности исследуемой организации. В курсовой работе должны содержаться расчеты, рекомендации по конкретному использованию результатов проведенного исследования; на конкретных данных обоснованы преимущества внедрения сделанных учащимся предложений; показана возможность внедрения в отечественную практику бухгалтерского учета различных методов и методик, применяемых в развитых зарубежных странах.
Заключение включает в себя краткие выводы по результатам выполненной курсовой работы (по каждой ее главе), а также оценку полноты решения поставленных задач и рекомендации по конкретному использованию результатов проведенного исследования на практике.
В выводах кратко, но достаточно полно дается оценка постановки учета в организации. При этом основное внимание уделяется раскрытию причин положительных и отрицательных сторон деятельности организации. Предложения должны содержать рекомендации по дальнейшему улучшению учетной работы.
Курсовая работа, которая только пересказывает учебники, учебные пособия или инструкции, не допускается к защите и возвращается учащему на доработку.
Список использованных источников содержит сведения о литературе, которая была использована при написании курсовой работы. Источники располагают в алфавитном порядке и нумеруют арабскими цифрами.
Приложения к курсовой работе подбираются в логической последовательности их использования по тексту работы. В приложения помещаются вспомогательные материалы, не вошедшие в основную часть работы. Состав приложений зависит от темы и содержания курсовой работы. В приложения рекомендуется включать материалы, имеющие практическую значимость и направленность и связанные с выполненной работой, которые не включены в основную часть. В качестве приложений к курсовой работе выносятся вспомогательные таблицы, содержащие статистические и цифровые материалы, расчеты, схемы, документы первичного и сводного учета, учетные регистры, формы отчетности.
Количество и качество приложений свидетельствуют о том, насколько глубоко и конкретно учащийся изучил практические и теоретические материалы по избранной теме, показывает тщательность подбора этих материалов. Приложенные учетные регистры и формы отчетности являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.
Допускается использование в качестве приложений ксерокопий при невозможности воспроизведения фактической учетно-аналитической информации на первичных документах и бланках отчетности. Не допускается использование в качестве приложений незаполненных бланков.